В советской милиции непременными атрибутами экипировки сотрудников наружных службы (ППС, ГАИ, ОВО) являлись поясной и плечевые ремни, именуемые портупеей, и прилагающаяся к ним кобура. Портупея изготавливалась из кожи тёмно-коричневого или белого (для ГАИ) цвета и предназначалась для поддержания подвешенной кобуры с пистолетом.
Сегодня один лишь вид таких милиционеров на старых фото у многих вызывает умиление. Действительно, от этого, казалось бы, незатейливого снаряжения зачастую выигрывал весь внешний вид советских стражей правопорядка, невольно вызывая у людей ассоциации с надёжностью и укрепляя веру в то, что они всегда их защитят!
Собственно, изначально (а распространение портупея на милицейской форме получила после войны) таковые цели и преследовались. Этому способствовало придание мундирам милиционеров этакой монументальности и величия. А разве могло быть иначе после такой-то Победы!
Вот только многие к ней какое-то время относились с известной долей скепсиса. Почему? Да просто потому, что она вольно или невольно порождала ещё одни ассоциации (теперь уже с оттенком негатива) - напоминала форму городовых и жандармов, от которой всю свою предыдущую историю советская милиция как раз пыталась решительно дистанцироваться. Но постепенно народ привык...
Такое вот небольшое лирическое отступление.
Следует признать, что портупея не относилась к числу обязательных милицейских атрибутов, её ношение являлось делом вкуса каждого сотрудника. В нашем ОВД, к примеру, в 1970-1980-ые годы во всём взводе ППС лишь считанные единицы являлись её страстными поклонниками - над ними порой сослуживцы посмеивались: да вы, поди, даже спите в этой сбруе! Большая же часть не воспринимала её ни эстетически, ни функционально.
Некоторые милицейские ветераны, которым «посчастливилось» носить портупею, несомненным её плюсом называют тот фактор, что она значительно облегчала ношение табельного оружия: на поддерживаемом перевязью ремне кобура с пистолетом крепилась предельно надёжно, никуда не съезжала и не перекособочивалась. Что для несения службы было крайне важно и комфортно.
Вам никогда не приходилось запрягать лошадь? Точно такая же морока была и с облачением в портупею! Неспроста в милицейской среде её называли «сбруей». Поясной ремень проходил по талии, на шинелях и пальто опирался на нижний ряд пуговиц, а сзади закладывался за хлястик. Пряжка поясного ремня должна была находиться посередине, а плечевой ремень проходить по правому плечу под воротником. Попробуйте на досуге вписаться в подобные требования!
У наших милиционеров была одна вольность при снаряжении портупеи, по поводу чего иногда возникали «непонятки» с командирами - когда те черезплечный ремень ленились пропускать под погон. Отдельные командиры в этом усматривали нарушение уставных требований в части порядка ношения форменной одежды, хотя не могли сослаться на соответствующий ведомственный приказ, руководствуясь лишь армейскими правилами. Потом просто перестали обращать на подобные вещи внимание.
В зимнее время портупея компактно облегала милицейскую шинель, придавая большую уверенность и свободу действиям сотрудника как при преследовании, так и при физическом контакте с правонарушителями. При этом ничуть не сковывала телодвижения милиционера. К тому же, в морозную и ветреную погоду в такой «упряжи» было куда комфортнее и теплее!
Но были у неё и свои заморочки. Так, при задержании правонарушителей за портупею, надетую поверх шинели или кителя, удобно было ухватиться (как в дзю-до или сумо) и совершить захват, бросок и даже удушающий приём.
В российской милиции с приходом новых образцов форменного обмундирования портупея приказала долго жить. А в современной полиции об этом атрибуте экипировки вряд ли даже наслышаны…
А какие воспоминания остались от неё у вас?
Читайте мои последние публикации на канале:
- В ожидании грядущей реформы МВД: станет ли шаг назад шагом вперёд?
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!