Найти тему
Максим Бурмистров

Новый Иерусалим: сокровищница музея и монастырь.

Рассказ о посещении Ново-Иерусалимского музея мы начали ранее, теперь же я с супругой и ее подругами поспешил в залы музея, где размещена постоянная экспозиция и надо сказать, именно здесь я вздохнул гораздо глубже: все же русское религиозное искусство мне ближе, чем слащавые картины средневековых художников мастерской Рубенса!
Вроде бы, экспозиция икон и предме
тов культа здесь небольшая, но она ёмкая и меня лично впечатляет своим великолепием, уверен, что каждый посетитель испытает здесь те же чувства, что и я.
Раньше мне и не думалось, но вот как-то пришло на ум: почему в российских центральных (и не только) музеях так много работ средневековых европейских художников, а вот картин русских мастеров, скажем, пятнадцатого и даже семнадцатого века – нет совсем от слова напрочь? А ответ то очень прост! Все дело в том, что в России вплоть до XIX столетия развивалось и совершенствовалось исключительно религиозное, а не светское искусство! И пока Рубенсы иже с ними практиковались в изображении пасторальных пейзажей, голых тётек и дядек, выписывали портреты вельмож и натюрморты с фруктами и битой птицей, у нас люди работали над вещами духовного свойства, добиваясь в этой стезе исключительно высоких результатов, что и видно в предметах, собранных в сокровищнице музея Нового Иерусалима.
Безусловно, в Европе именитые мастера корпели не только над салонными картинами, мы видели огромное количество средневековых икон в музеях Старой Европы, но у нас сосредоточение творцов не распылялось, концентрируясь только на церковном искусстве и это делает наше, русское творчество уникальным и неповторимым.
Главный объект, нашего отечественного искусства это, конечно, иконы. И тут собраны образцы иконописи разного времени, школ и пошибов, что делает выставку чрезвычайно иллюстративной.
Даже непосвященный зритель, для которого «все иконы одинаковы» запросто сможет воочию увидеть отличия в работах 17-го, 18-го и 19-го века, почувствуют «почерк» изографов Поволжья, Русского Севера, Украины и Москвы.

Икона  - главный объект внимания русских старинных мастеров.
Икона - главный объект внимания русских старинных мастеров.

Здесь представлена не только икона храмовая, крупноформатная, показанная даже не отдельными экземплярами, но и целыми комплексами, но и, что важно, икона домовая, выполненная в стандартном, на все времена, аналойном размере.

Великолепная храмовая икона с образом Святителя Николая Чудотворца изображает не только самого святого в изводе «Никейского Чуда», но и приводит многочисленные житийные сценки.
Великолепная храмовая икона с образом Святителя Николая Чудотворца изображает не только самого святого в изводе «Никейского Чуда», но и приводит многочисленные житийные сценки.

Не все знают, но среди иконописных сюжетов есть те, что встречаются очень часто, например, если говорить о Богородичных иконах, то чрезвычайно популярной с момента явления становится образ Казанской Божией Матери. Но вместе с тем, есть изображения более редкие, такие, к примеру, как образ святого Спиридона Тримифунтского, а есть и исключительно редкие, уникальные иконы, и в музее, по крайней мере, одна такая вещь тоже есть – это икона Лабиринт Духовный, олицетворяющая движение души человека при его жизни. Лабиринт, отображенный на иконной доске, вполне иллюстративно показывает, что все события в человеческой жизни витиеватыми путями, но ведут нас к неминуемой смерти, и есть только два пути из Лабиринта к Царствию Небесному, а остальные одиннадцать ведут нас в противоположном направлении…

Выход из лабиринта ищет каждый из нас, вопрос только в том, каким будет этот выход.
Выход из лабиринта ищет каждый из нас, вопрос только в том, каким будет этот выход.

Есть в музее и храмовая скульптура, наша с супругой искренняя любовь. Как и почему нас притянуло именно к резьбе, сказать сложно, но понятно другое – привязанность эта не исчезает, а наоборот, совершенствуется.

Складень с образом святителя Николая совмещает в себе и иконопись и резьбу по дереву.
Складень с образом святителя Николая совмещает в себе и иконопись и резьбу по дереву.
Царские Врата прекрасны в своем пластическом воплощении, их можно рассматривать долго, наслаждаясь работой русских мастеров-резчиков.
Царские Врата прекрасны в своем пластическом воплощении, их можно рассматривать долго, наслаждаясь работой русских мастеров-резчиков.

И конечно, музей в Новом Иерусалиме поражает залами, где собраны работы серебрянных дел мастеров. Огромные Евангелия, украшенные финифтью и чернью, напрестольные кресты-распятия, церковная утварь – все это поражает тонкостью и сложностью рельефа и рисунка,
становится понятно, каких высот на нашей Родине достигло искреннее божественное искусство!

Уникальные работы теснятся в застекленных витринах: здесь есть, на что посмотреть и чем впечатлиться на столько, чтобы захотеть вернуться в музей.
Уникальные работы теснятся в застекленных витринах: здесь есть, на что посмотреть и чем впечатлиться на столько, чтобы захотеть вернуться в музей.
Чеканные оклады напрестольных Евангелий, потиры, утварь, используемая в храмовых службах – все изумительного исполнения и сохранности.
Чеканные оклады напрестольных Евангелий, потиры, утварь, используемая в храмовых службах – все изумительного исполнения и сохранности.

С сожалением покинув гостеприимные залы, выходим на воздух и на машине перемещаемся к стенам монастыря, с тем, чтобы побывать в Воскресенском соборе. Мы уже приезжали сюда после окончания реставрационных работ и меня лично приятно поразило то, что монастырь восстановлен так, что его новодельность практически не ощущается, хотя и прекрасно видно, что здесь новое, а что сохранено «с тех времен».
Монастырь серьезно пострадал и реставрация длилась мучительно долго, но результат лично нас впечатляет.

Монастырский комплекс особенно красиво, величественно и по-Рождественски волшебно выглядит при вечерней подсветке.
Монастырский комплекс особенно красиво, величественно и по-Рождественски волшебно выглядит при вечерней подсветке.

Изначально мне хотелось сделать фото внутри храма, но при входе я увидел табличку о том, что для возможности вести съемку надо получить благословение, поэтому не стал доставать камеру, просто смотрел и наслаждался. Фото внутри вы можете посмотреть ТУТ, тогда я или не заметил табличку, или ее еще не установили.
В Воскресенском соборе можно провести много времени, он и сам – как музей, особенно рекомендую побывать здесь с экскурсией, поскольку только так можно почувствовать и понять всю сложную архитектуру галерей, переходов и ярусов. Все тут имеет свой смысл, самому его постичь невозможно, так что – не теряйте времени, приезжайте в Новый Иерусалим!

И днем и вечером Новоиерусалимский Воскресенский монастырь найдет, чем вас удивить и заставит в будущем возвращаться раз за разом!
И днем и вечером Новоиерусалимский Воскресенский монастырь найдет, чем вас удивить и заставит в будущем возвращаться раз за разом!

Спасибо за лайк и нижайше кланяюсь за подписку!