В прошлой статье про исключительно странный музей на крейсере "Аврора" я обещал рассказать вам о замечательном музее на ледоколе "Красин". Итак, приступим.
Да, "Красин" - это ледокол. В настоящее время пришвартован в Санкт-Петербурге на пересечении набережной Лейтенанта Шмидта и 23 линии Васильевского острова. Недалеко, кстати, стоит подводная лодка С-189: можно успеть посетить и ее, если будет время.
Билет на самостоятельный осмотр обошелся в 300 рублей, очень подробный и толковый аудиогид скачали бесплатно по QR-коду. Как говорится, почувствуйте разницу.
Заложен ледокол был в 1916 году в Ньюкасле (Англия) под названием "Святогор". Уже 16 мая 1917 года прибыл в порт приписки Архангельск. В ходе гражданской войны в 1918 году был затоплен в устье Северной Двины, чтобы не пустить в Архангельск корабли Антанты. Был поднят англичанами и уведён в Англию.
В 1920 году в Карском море был затерт льдами ледокольный пароход "Соловей Будимирович". Для спасения экипажа Советское правительство обратилось к Великобритании с просьбой предоставить "Святогор" в аренду. Ледокол вошёл в арктические воды под командованием норвежца Отто Свердрупа. Экспедиция завершилась успехом.
В 1921 году англичане предложили СССР доплатить остаток средств, не выплаченных за судно Российской Империй, и выкупить "Святогор", который был на тот момент самым мощным ледоколом в мире. Сделка состоялась, и корабль получил имя "Красин" в честь советского торгового представителя в Лондоне Л.Б. Красина, занимавшегося сделкой.
25 мая 1928 года на Северном полюсе произошла авария дирижабля "Италия" под руководством известного исследователя Арктики генерала Умберто Нобиле. Выжившие участники смогли установить палатку и передать на материк сигнал SOS.
16 июня 1928 года начался исторический поход "Красина". В результате сложнейшей спасательной операции 12 июля на его борт из знаменитой красной палатки поднялись оставшиеся в живых участники экспедиции.
Хроника событий есть на официальном сайте музея:
«Красин» движется указанным «Читта ди Милано» курсом норд-ост, продолжая подавать сигналы сиреной. В 20.15 вахтенный 4-й помощник капитана Яков Петрович Легздин влево по курсу на 45 гр. видит дым на льду. Через некоторое время становятся видны перевернутый самолет Лундборга, палатка и едва различимая на расстоянии группа людей."
В 21 час 40 минут «Красин» бортом подходит к ледяному полю размером 300х120 метров. На лед спущен парадный трап. С него первыми спускаются Р. Самойлович, П. Орас, капитан К.Эгии. К ледоколу направляется штурман Альфредо Вильери, за ним следуют профессор Франтишек Бегоунек и инженер Феличе Трояни. Механик Натале Чечоне остается у палатки, опираясь на самодельные костыли, сделанные из весел резиновой лодки. Радист Джузеппе Бьяджи отправляет последнюю радиограмму: «ВСЕ КОНЧЕНО. «КРАСИН» ПОДОШЕЛ. МЫ СПАСЕНЫ».
На этом история не заканчивается - в 1934 году "Красин" участвует в экспедиции по спасению зажатого льдами парохода "Челюскин".
Вскоре после начала Второй мировой войны США обратились к СССР с просьбой предоставить ледокол в аренду для высадки десанта в Гренландии, где немцы устроили базы и метеостанции. После ледокол использовался на маршрутах Ленд-лиза для проводки караванов в Мурманск и Архангельск.
В октябре 1945 года корабль был разоружён и вернулся к мирной работе - проводке судов через Северный морской путь, географическим и геологическим исследованиям Арктики и Русского Севера.
Во второй половине 1950 годов "КРАСИН" прошёл модернизацию на верфях в Висмаре (ГДР), в ходе которой получил современный вид, новую силовую установку на мазуте (вместо угля), системы управления и навигации. Жилые каюты на 8-16 человек переоборудовали в комфортабельные двухместные кубрики.
После модернизации вплоть до начала "святых" девяностых ледокол трудился по прямому назначению - проводил сквозь льды грузовые караваны, занимался гидрологическими и метеорологическими исследованиями в Арктике. Достаточно сказать, что работы с участием "Красина" внесли значимый вклад в изучение геологического строения и нефтегазоносности осадочных бассейнов Баренцева и Карского морей.
В 1989 году ледокол был выведен из эксплуатации - планировалось сделать из него музей. В 1991 году из-за финансовых трудностей "Красин" был продан конторе "Техимекс". Планировалось, что он продолжит работу в Америке под старым названием "Святогор".
Однако экипаж и общественность встали против, и далее, после череды разбирательств, ледокол все-таки был признан памятником и передан на баланс города Санкт-Петербурга.
После ремонта на Канонерском заводе в 1999 году ледокол был пришвартован на набережной Отто Шмидта, где и стоит по сей день.
В записи про "Аврору" некоторые писали - дескать, "Красин" не настоящий, изначально он был двухтрубный! Дорогие граждане, прекратите истерики. Модернизацию ледокол проходил, будучи не музейным экспонатом, а вполне себе действующим судном. И после этого он еще работал без малого 40 лет. Поэтому экспонат в целом соответствует периоду 1950 - 1980 годов (там несколько раз менялись цветовые схемы окраски) и имеет историческую ценность.
"Аврора" же, к сожалению, в текущем состоянии никакому периоду из своей жизни уже не соответствует по следующим причинам:
1. Изменена конструкция корпуса.
2. Изменена планировка внутренних помещений.
Конечно, сейчас легко рассуждать - надо было делать так или этак. Но. Если мы говорим о сохранении исторического наследия - тогда старый корпус нужно было музеефицировать в любом виде. Если нет денег на постройку нового по оригинальной технологии на заклепках - хорошо, стройте на электросварке, но сохраните старый, хотя бы кусочек, в том состоянии, в котором он был - даже гнилой насквозь он представляет гораздо большую ценность, чем любой новодел.
Судя по тому, что из старого корпуса попытались сделать волнорез и затопили, наполнив камнями - на историческое наследие товарищам, участвовавшим в "реставрации", было, мягко говоря, начихать. Ну или у них было очень своеобразное понимание этого процесса. Примерно как у Михаила Красинца, который гноил у себя на участке уникальные автомобили, изредка подновляя их валиком.
Поэтому очевидно, что была задача сохранить "Аврору" не как музейный экспонат, а как символ, не более того. Если так, то это, конечно, было сделано.
Поскольку это уже свершившийся факт, то я не буду говорить о том, у какого экспоната музейная ценность выше - у "Красина" или у "Авроры". А то у защитников последней, не дай бог, инфаркт микарда случится.
Изучать лично мне "Красин" по вышеперечисленным причинам было интересно, а "Аврору" - нет.
То, что на последней есть какие-то "оригинальные помещения", как мне кто-то писал, ситуацию не меняет - их обычному туристу без группы не посмотреть. А группы на месте не формируются. Поэтому, еще раз - как музей "Аврора" мне не понравилась совершенно. Именно как музей, а не как корабль (хотя это уже не корабль, а макет), символ революции или еще что-то. Сначала организуйте нормальное обслуживание за вменяемые деньги, а потом что-то говорите.
А музей на "Красине" - отличный, всем идти.
А еще есть шикарный ледокол "Ленин" в Мурманске - он атомный и большой. Если этот пост наберет 250 лайков, то расскажу и про него.
Лайк, репост, подписка!
Автору на пиво: https://yoomoney.ru/to/410011274680307
Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor
Ютуб: https://www.youtube.com/user/GrosstractorTV
Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/