Найти тему

Зачем идти на "Аврору", если есть "Красин"?

В прошлой статье про исключительно странный музей на крейсере "Аврора" я обещал рассказать вам о замечательном музее на ледоколе "Красин". Итак, приступим.

Ледокол "Красин" у набережной.
Ледокол "Красин" у набережной.

Да, "Красин" - это ледокол. В настоящее время пришвартован в Санкт-Петербурге на пересечении набережной Лейтенанта Шмидта и 23 линии Васильевского острова. Недалеко, кстати, стоит подводная лодка С-189: можно успеть посетить и ее, если будет время.

Подлодка С-189
Подлодка С-189

Билет на самостоятельный осмотр обошелся в 300 рублей, очень подробный и толковый аудиогид скачали бесплатно по QR-коду. Как говорится, почувствуйте разницу.

Заложен ледокол был в 1916 году в Ньюкасле (Англия) под названием "Святогор". Уже 16 мая 1917 года прибыл в порт приписки Архангельск. В ходе гражданской войны в 1918 году был затоплен в устье Северной Двины, чтобы не пустить в Архангельск корабли Антанты. Был поднят англичанами и уведён в Англию.

Облик "Святогора" по состоянию на 1916 год.
Облик "Святогора" по состоянию на 1916 год.

В 1920 году в Карском море был затерт льдами ледокольный пароход "Соловей Будимирович". Для спасения экипажа Советское правительство обратилось к Великобритании с просьбой предоставить "Святогор" в аренду. Ледокол вошёл в арктические воды под командованием норвежца Отто Свердрупа. Экспедиция завершилась успехом.

-4

В 1921 году англичане предложили СССР доплатить остаток средств, не выплаченных за судно Российской Империй, и выкупить "Святогор", который был на тот момент самым мощным ледоколом в мире. Сделка состоялась, и корабль получил имя "Красин" в честь советского торгового представителя в Лондоне Л.Б. Красина, занимавшегося сделкой.

25 мая 1928 года на Северном полюсе произошла авария дирижабля "Италия" под руководством известного исследователя Арктики генерала Умберто Нобиле. Выжившие участники смогли установить палатку и передать на материк сигнал SOS.

Штурманское оборудование
Штурманское оборудование

16 июня 1928 года начался исторический поход "Красина". В результате сложнейшей спасательной операции 12 июля на его борт из знаменитой красной палатки поднялись оставшиеся в живых участники экспедиции.

Хроника событий есть на официальном сайте музея:

«Красин» движется указанным «Читта ди Милано» курсом норд-ост, продолжая подавать сигналы сиреной. В 20.15 вахтенный 4-й помощник капитана Яков Петрович Легздин влево по курсу на 45 гр. видит дым на льду. Через некоторое время становятся видны перевернутый самолет Лундборга, палатка и едва различимая на расстоянии группа людей."

В 21 час 40 минут «Красин» бортом подходит к ледяному полю размером 300х120 метров. На лед спущен парадный трап. С него первыми спускаются Р. Самойлович, П. Орас, капитан К.Эгии. К ледоколу направляется штурман Альфредо Вильери, за ним следуют профессор Франтишек Бегоунек и инженер Феличе Трояни. Механик Натале Чечоне остается у палатки, опираясь на самодельные костыли, сделанные из весел резиновой лодки. Радист Джузеппе Бьяджи отправляет последнюю радиограмму: «ВСЕ КОНЧЕНО. «КРАСИН» ПОДОШЕЛ. МЫ СПАСЕНЫ».

-6

На этом история не заканчивается - в 1934 году "Красин" участвует в экспедиции по спасению зажатого льдами парохода "Челюскин".

Челюскин во льдах
Челюскин во льдах

Вскоре после начала Второй мировой войны США обратились к СССР с просьбой предоставить ледокол в аренду для высадки десанта в Гренландии, где немцы устроили базы и метеостанции. После ледокол использовался на маршрутах Ленд-лиза для проводки караванов в Мурманск и Архангельск.

Капитанский мостик и штурвал ледокола
Капитанский мостик и штурвал ледокола

В октябре 1945 года корабль был разоружён и вернулся к мирной работе - проводке судов через Северный морской путь, географическим и геологическим исследованиям Арктики и Русского Севера.

Штурманская
Штурманская

Во второй половине 1950 годов "КРАСИН" прошёл модернизацию на верфях в Висмаре (ГДР), в ходе которой получил современный вид, новую силовую установку на мазуте (вместо угля), системы управления и навигации. Жилые каюты на 8-16 человек переоборудовали в комфортабельные двухместные кубрики.

Кают-компания
Кают-компания

После модернизации вплоть до начала "святых" девяностых ледокол трудился по прямому назначению - проводил сквозь льды грузовые караваны, занимался гидрологическими и метеорологическими исследованиями в Арктике. Достаточно сказать, что работы с участием "Красина" внесли значимый вклад в изучение геологического строения и нефтегазоносности осадочных бассейнов Баренцева и Карского морей.

Вид на вставшую Неву
Вид на вставшую Неву

В 1989 году ледокол был выведен из эксплуатации - планировалось сделать из него музей. В 1991 году из-за финансовых трудностей "Красин" был продан конторе "Техимекс". Планировалось, что он продолжит работу в Америке под старым названием "Святогор".

Каюта начальника экспедиции
Каюта начальника экспедиции

Однако экипаж и общественность встали против, и далее, после череды разбирательств, ледокол все-таки был признан памятником и передан на баланс города Санкт-Петербурга.

Нос ледокола
Нос ледокола

После ремонта на Канонерском заводе в 1999 году ледокол был пришвартован на набережной Отто Шмидта, где и стоит по сей день.

В записи про "Аврору" некоторые писали - дескать, "Красин" не настоящий, изначально он был двухтрубный! Дорогие граждане, прекратите истерики. Модернизацию ледокол проходил, будучи не музейным экспонатом, а вполне себе действующим судном. И после этого он еще работал без малого 40 лет. Поэтому экспонат в целом соответствует периоду 1950 - 1980 годов (там несколько раз менялись цветовые схемы окраски) и имеет историческую ценность.

Ледокол был переведен на мазутное топливо
Ледокол был переведен на мазутное топливо

"Аврора" же, к сожалению, в текущем состоянии никакому периоду из своей жизни уже не соответствует по следующим причинам:

1. Изменена конструкция корпуса.

2. Изменена планировка внутренних помещений.

Конечно, сейчас легко рассуждать - надо было делать так или этак. Но. Если мы говорим о сохранении исторического наследия - тогда старый корпус нужно было музеефицировать в любом виде. Если нет денег на постройку нового по оригинальной технологии на заклепках - хорошо, стройте на электросварке, но сохраните старый, хотя бы кусочек, в том состоянии, в котором он был - даже гнилой насквозь он представляет гораздо большую ценность, чем любой новодел.

Гораздо интереснее смотреть на настоящие вещи, чем на реплики, не правда ли?
Гораздо интереснее смотреть на настоящие вещи, чем на реплики, не правда ли?

Судя по тому, что из старого корпуса попытались сделать волнорез и затопили, наполнив камнями - на историческое наследие товарищам, участвовавшим в "реставрации", было, мягко говоря, начихать. Ну или у них было очень своеобразное понимание этого процесса. Примерно как у Михаила Красинца, который гноил у себя на участке уникальные автомобили, изредка подновляя их валиком.

Настоящий корпус "Авроры"
Настоящий корпус "Авроры"

Поэтому очевидно, что была задача сохранить "Аврору" не как музейный экспонат, а как символ, не более того. Если так, то это, конечно, было сделано.

Морской вокзал Санкт-Петербурга
Морской вокзал Санкт-Петербурга

Поскольку это уже свершившийся факт, то я не буду говорить о том, у какого экспоната музейная ценность выше - у "Красина" или у "Авроры". А то у защитников последней, не дай бог, инфаркт микарда случится.

Изучать лично мне "Красин" по вышеперечисленным причинам было интересно, а "Аврору" - нет.

Рында
Рында

То, что на последней есть какие-то "оригинальные помещения", как мне кто-то писал, ситуацию не меняет - их обычному туристу без группы не посмотреть. А группы на месте не формируются. Поэтому, еще раз - как музей "Аврора" мне не понравилась совершенно. Именно как музей, а не как корабль (хотя это уже не корабль, а макет), символ революции или еще что-то. Сначала организуйте нормальное обслуживание за вменяемые деньги, а потом что-то говорите.

А музей на "Красине" - отличный, всем идти.

-19

А еще есть шикарный ледокол "Ленин" в Мурманске - он атомный и большой. Если этот пост наберет 250 лайков, то расскажу и про него.

-20

Лайк, репост, подписка!

Автору на пиво: https://yoomoney.ru/to/410011274680307

Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor

Ютуб: https://www.youtube.com/user/GrosstractorTV

Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/