В конце прошлого года мне удалось побывать в городе моего детства — там, где я ходила в садик, училась в школе, нашла своих первых друзей, с которыми общаюсь до сих пор. Я никогда не любила садик, но почему-то мне захотелось зайти туда. Я посетила свою школу, которую сейчас просто не узнать.
Ходила по знакомым местам и ловила себя на мысли, как же восприятие взрослого человека отличается от восприятия ребенка!
Я отлично помню, как мальчик в нашей группе на прогулке упал с лестницы в виде радуги, сломал руку. Никто не звонил его маме, мобильных телефонов тогда не было. Его просто отвезли в больницу, загипсовали руку и мама забирала его уже в таком виде. Не помню, чтобы мама предъявляла претензии воспитателям, все закончилось мирно.
Тогда мне казалось, что эта радуга просто огромная, высотой с небо. Она до сих пор стоит на этой площадке, покрашенная свежей краской, как будто и не было всех этих лет. Но она совсем низкая, по высоте не дойдет даже до плеча. Я не понимаю, как можно упасть с такой высоты и сломать руку, но видимо, детские косточки довольно хрупкие.
Или другой пример со школой. Она казалась очень большой, в коридорах можно было играть в догонялки, они были длинными, широкими, светлыми. Попав в школу через почти тридцать лет, понимаешь, что коридоры какие-то узкие и короткие, как будто в них не развернуться. Лестницы тоже небольшие, узкие, удивительно, как мы умудрялись спускаться по ним парами, держась за руки.
По дороге из школы нужно было переходить дорогу. Это было всегда волнительно, казалось, что там интенсивное движение, как по широкому шоссе. С удивлением обнаружила, что это обычная дорога, на которой по одной полосе в каждую сторону и практически нет машин. И чего в детстве было так страшно?
Ребенок все-таки иначе видит пространство, по-другому воспринимает масштаб и габариты окружающих его вещей. Отсюда и разница в восприятии. Если бы я не попала в свой садик и школу сейчас, возможно, я бы до сих пор думала, что мальчик упал с огромной радуги, что в школе у нас были огромные коридоры и широченные лестницы, и надо было переходить через дорогу, рискуя собственной жизнью.
С одной стороны, это было грустным открытием, как будто разрушилось какое-то детское воспоминание, исчезло волшебство. А с другой, картина стала более объективной.
Тот же самый эффект можно наблюдать в восприятии не только физических объектов, но и каких-то событий. Вспомните, какой трагедией была ссора с подружкой из-за куклы или полученная тройка по математике.
Сейчас, глядя на свои актуальные задачи, хочется вернуться в то время, когда самым большим огорчением был забытый дома дневник или двойка по рисованию. Сейчас нам есть с чем сравнивать, а тогда картина мира была ограничена только опытом быть ребенком.
А какие воспоминания у вас из той поры, когда деревья были большими?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пишу для тех, кто воспитывает детей и интересуется жизнью🤗