Сочинение на тему «Если бы я снимал большое кино, или Как сделать российское киноискусство более искусным».
Для повышения вкусности кинопроизведений я бы добавил особые ингредиенты: многомерность и наблюдение за наблюдающим.
В литературе классические примеры многомерности – это «Дом, который построил Джек» или отечественная сказка «Посадил дед репку». Каждый следующий элемент или эпизод истории – пшеница, синица, корова безрогая, бабка, внучка, жучка – усложняет историю, добавляет новое измерение, новый взгляд, расширяет пространство действия и восприятия, даёт переосмысление предыдущих элементов или эпизодов.
А наблюдение за наблюдающим – это частный случай многомерности. Например, «У попа была собака». История содержит в себе изложение самой себя: «В землю закопал, надпись написал, что у попа была собака…»
Примеры из мирового кино
В кино есть много способов создать многомерность. Флэшбэки, спин-оффы… Даже небольшая деталь может дать переосмысление.
В советском фильме «Джентльмены удачи» на секунду показанные награды главного героя моментально меняют отношение к нему. Мы понимаем, что это не только заведующий детским садом, не просто добродушный интеллигент, а ветеран войны, герой, совершивший подвиги. И не вызывает удивления, когда в финале этот милый мягкий человек вступает в схватку с матёрым бандитом и одолевает его – ведь боевой опыт, как мы теперь знаем, у главного героя есть.
Кроме того, наблюдение за наблюдающим создают всевозможные дополнительные материалы: бэкстейдж, «как снимали», фильм о фильме.
А теперь ещё ставшие популярными в блогосфере "reactions" – когда мы наблюдаем за реакциями людей на тот или иной фильм. Почему-то это завораживает. Наверно, потому что мы хотим не просто смотреть фильм, а сопереживать его вместе с кем-то.
Поэтому, кстати, любую важную деятельность я хочу оформить в реалити-шоу – чтобы видеть не только результат этой деятельности, но и приобщиться к процессу создания результата.
«Семнадцать мгновений весны». Вставки документальной кинохроники – они не про Штирлица, но без них не будет так ощутим исторический фон. А зачитываемые закадровым голосом досье на основных персонажей делают знакомство с ними гораздо более интересным, глубоким. Делают нас не просто наблюдателями истории, а её исследователями.
В серии фильмов «Индиана Джонс» – показ перемещений главного героя на географической карте. Гораздо нагляднее, чем просто летящий самолёт и плывущая подводная лодка. А если бы мы ещё видели тех, кто изучает биографию археолога по документам, в том числе секретным, прокладывает на карте все эти маршруты его путешествий и обсуждает, что удивительным всё-таки человеком был профессор Генри Джонс Младший, – то это было бы уже наблюдение за наблюдающим и "reactions" на приключения удалого учёного.
В серии фильмов «Робокоп» постоянно появляются вставки телевизионных передач: новостей, рекламы и даже развлекательного шоу пошлого содержания. Всё это не имеет прямого отношения к основной сюжетной линии, но обогащает историю. Подробный и разнообразный контекст делает «Робокопа» не просто фильмами про шагающего и стреляющего робота, а социальной сатирой, критикой капитализма.
Пол Верховен, снявший первого «Робокопа», также использовал показ новостей и рекламы для расширения сюжетной вселенной в фильмах «Вспомнить всё» и «Звёздный десант».
«Титаник». Можно было бы сразу начать повествование в 1912 году с корабля и его пассажиров. Но нет, не таков Джеймс Кэмерон. Вначале мы видим, как в 1996 году российские батискафы исследуют останки «Титаника» на дне Атлантического океана, как моряки моделируют компьютерную реконструкцию столкновения корабля с айсбергом и утопления… Эти сценарно-режиссёрские ходы дарят зрителям несколько слоёв восприятия, позволяют сформировать целостную картину событий. Ну а сцена, где главный герой рисует с натуры обнажённую главную героиню, – это классика наблюдения за наблюдающим. Есть шутка, что «Титаник» – фильм о том, как пожилая женщина рассказывает эротические истории водолазам.
Примеры из моего творчества
В ролике про перемещение во времени (рекламе моих кинотренингов, снятой в формате фантастической псевдодокументалистики) я стремился реализовать и многомерность вообще, и наблюдение за наблюдающим в частности. Одно и то же событие мы видим с разных ракурсов и в разных контекстах – расширение пространства, переосмысление предыдущего эпизода. Получился ролик – как будто бэкстейдж самого себя. Вымышленные видеоблогеры сняли ролик о том, как они готовили и снимали ролик.
Для реалистичности важно было показать это одним кадром и постараться сделать незаметными монтажные склейки. Участники съёмок говорили, что ничего не понимали в моём замысле – почему камеру нужно поставить именно тут, почему нужно перейти именно оттуда туда – пока не увидели черновой монтаж.
С многомерностью и наблюдением за наблюдающим я также экспериментировал в короткометражном социальном фэнтези «Расписание»:
- каждый новый эпизод и каждый новый персонаж расширяет понимание хозяйственных связей внутри племени;
- мы не только сами видим проблемы внутри племени, но и видим, как эти проблемы наблюдает, анализирует и оценивает некий сверхразум, представляя их в виде обобщённой схематичной инфографики.
А в короткометражной сатирической драме «Конкурс» я экспериментировал не столько с многомерностью в озвученном ранее смысле, сколько с нелинейным повествованием (поклон Кристоферу Нолану, Квентину Тарантино и Гаю Ричи).
Получился рефлексирующий сценарий, задача которого – продемонстрировать структуру сценария. История о том, как сочиняются истории. Ну и самоирония на тему всяких киношкол.
Ещё один пример наблюдения за наблюдающим – «Виртуальная бумага».
Фильм делался в рамках творческого эксперимента, обязательным условием которого было присутствие в кадре пачки бумаги «Снегурочка» формата A4. Это пробудило во мне азарт – обыграть продакт-плэйсмент так, чтобы он был органичным, сюжетно оправданным, и чтобы при этом сюжет отражал мои собственные мысли, вкусы, интересы, был именно МОЙ, а не заказной. Да ещё экстремально короткие сроки добавляли драйва – нужно было за одно утро придумать внятную целостную историю, а на следующий день уже снять и смонтировать.
Получилась критика капитализма с искусственной реальностью и отсылками к «Чёрному зеркалу». Наблюдение за наблюдающим – мы видим, как герой использует самого себя в качестве персонажа, редактирует собственный образ в некой футуристической программе.
P.S.
Сама эта статья тоже создаёт наблюдение за наблюдающим. Ведь вы можете наблюдать мою рефлексию – мои самонаблюдение, самоанализ и даже саморекламу: что я такое наснимал и зачем.
О важности рефлексии для творчества и изобретательства мы ещё поговорим отдельно в другой раз.