Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Средь шумного бала»… Напиться!

Сколько полагалось спиртного приехавшим на бал мужчинам? В правилах бального этикета об этом почему-то молчок. Хотя этот вопрос – из числа серьёзных, а не пустых. Ведь спиртное подавали не только за ужином, следующим после мазурки. Его можно было и раньше взять. Впрочем, я уже писала, что везде бывало по-разному. Некие общие правила соблюдались, но многое зависело от местных особенностей. На днях мне попался роман, где описаны сибирские балы 1820-х... на которых, выпивка лилась рекой от начала и до конца праздника. Что вовсе не мешало танцам:) Автор романа – дворянин Владимир Игнатьевич Соколовский. Был довольно известным литератором в своё время. Роман называется «Одна и две, или любовь поэта». (1834 год.) Кратко о сибирских балах конца 1820-х: Начинались балы в девять вечера. Простенький длился до часу ночи, блистательный – до четырех или пяти утра. На входе в зал мужчинам подавали белое столовое вино. Приглашать на два танца подряд даму не полагалось. Пойдут сплетни, предположения,

Сколько полагалось спиртного приехавшим на бал мужчинам?

В правилах бального этикета об этом почему-то молчок. Хотя этот вопрос – из числа серьёзных, а не пустых. Ведь спиртное подавали не только за ужином, следующим после мазурки. Его можно было и раньше взять.

Впрочем, я уже писала, что везде бывало по-разному. Некие общие правила соблюдались, но многое зависело от местных особенностей.

На днях мне попался роман, где описаны сибирские балы 1820-х...

на которых, выпивка лилась рекой от начала и до конца праздника. Что вовсе не мешало танцам:)

Кадр из фильма «Гусарская баллада», 1962 год. Поручик Ржевский предлагает «кузену» выпить на брудершафт.
Кадр из фильма «Гусарская баллада», 1962 год. Поручик Ржевский предлагает «кузену» выпить на брудершафт.

Автор романа – дворянин Владимир Игнатьевич Соколовский. Был довольно известным литератором в своё время.

Роман называется «Одна и две, или любовь поэта». (1834 год.)

  • В 1826 году юный Соколовский отправился в Томскую губернию, служить чиновником под началом дядюшки. Бывал и в других губерниях.
  • В романе «Одна и две, или любовь поэта» описывается сибирский период жизни писателя.
Дмитрий Белюкин. Бал в Московском дворянском собрании. Дамы одеты по моде середины 1820-х.
Дмитрий Белюкин. Бал в Московском дворянском собрании. Дамы одеты по моде середины 1820-х.

Кратко о сибирских балах конца 1820-х:

Начинались балы в девять вечера. Простенький длился до часу ночи, блистательный – до четырех или пяти утра.

На входе в зал мужчинам подавали белое столовое вино.

Приглашать на два танца подряд даму не полагалось. Пойдут сплетни, предположения, что мужчина влюблен и едва ли не намерен жениться.

Бальный наряд, 1827 год. Поверх платья – интересная пелеринка из меховых хвостиков.
Бальный наряд, 1827 год. Поверх платья – интересная пелеринка из меховых хвостиков.

Бедняжки мужчины от этого страдали. Ведь хотелось много танцевать с дамами, которые нравятся... Но нельзя - так нельзя, приглашали разных.

Подойти к девушке и заговорить с ней, минуя родителей, холостяку было нельзя. (Автор пишет, что теперь, в 1830-х, это не считается дерзостью).

Начинался бал полонезом. За ним шёл экосез. Автор сокрушается, что это замечательный танец уже вышел из моды (в 1830-х).

Про вальс ничего не сказано. Видимо, на сибирских балах тогда не вальсировали. Хотя в Петербурге и Москве вальс уже полностью прижился.

Модные панталоны и парадные фраки, конец 1820-х.
Модные панталоны и парадные фраки, конец 1820-х.

Далее привожу отрывок из произведения. Это не перескажешь:))

Во втором абзаце я не стала выделять строчки про спиртное. Много выделений мешают воспринимать текст:

«Затем следует несколько обыкновенных кадрилей и между тем пунш и наливка для желающих… Потом небольшой роздых, как пауза перед торжественным аккордом, – и вот весь beau monde молодежи становится танцевать французскую кадриль, и вот все старое подымается из-за карт, чтобы полюбоваться на новое поколение, а между тем наливка и пунш идет своим чередом.

После этого блистательного подвига снова принимаются за простую кадриль, потом следует матрадур, или в иных городах манимаска; но – одиннадцатый в исходе, и потому между тем водка и вино; потом мазурка – и между тем вино и водка; потом котильон – и между тем водка и вино; потом ужин – и между тем вино, водка, наливка и шипучка; наконец, если некоторые известные приемы развеселят танцевавших, тогда после ужина принимаются за алагрек и попурри и между тем поражают шипучку и наливку…

Таковы были все сибирские балы за пять, за шесть лет»...

М-да! Это вам не вяленькие столичные балы, когда многие кавалеры часами стояли у стены и томились в ожидании ужина с выпивкой. На сибирских балах и танцевали много, и... В общем, веселиться умели.

Кавалеры, которые любили покушать и выпить на балах, но нахально не приглашали дам танцевать.

Кадр из фильма «Гусарская баллада», 1962 год. Поручик Ржевский пытается спастись от бальной скуки.
Кадр из фильма «Гусарская баллада», 1962 год. Поручик Ржевский пытается спастись от бальной скуки.

«Бальный этикет 19 века»… Для всех или далеко НЕ для всех?»

#искусство#мода и красота#литература#история