Найти тему
Модная лавка 19 века

«Бальный этикет 19 века»… Для всех или далеко НЕ для всех?

Читателям моего канала, наверное, попадались «Правила поведения на бале» (или на балу), составленные в 19 веке.

Если их прочитает мужчина, он подумает, что не стал бы разъезжать по балам, живи он в то время.

Приглашать танцевать разных барышень… Заботиться о том, чтоб они не скучали, не чувствовали себя никому не нужными…

Кто в здравом уме поедет на бал ради такой странной цели?

Пожалуй, лишь молодой карьерист типа грибоедовского Молчалина. Чтоб добиться симпатии пожилых дам и сделать с их помощью карьеру. Охотник за невестой с приданым или добродушный весельчак типа мистера Бингли…

Мистер Бингли и Дарси (не склонный без нужды выбивать глухоту из ног).
Мистер Бингли и Дарси (не склонный без нужды выбивать глухоту из ног).

Но о кавалерах я уже писала:

Кавалеры, которые любили покушать и выпить на балах, но нахально не приглашали дам танцевать.

На балы они, конечно же, ездили. Но не ради того, чтобы соблюдать унылый этикет, а чтобы развлечься.

Если не хотели танцевать, то не танцевали. Если интересовались не барышнями, а замужними, то и приглашали лишь замужних дам.

«Правила поведения на бале» они, разумеется, знали. Не будешь знать - угодишь в брачную ловушку. Но «знать» и «соблюдать» – вещи разные.

Д.Н. Кардовский. Бал в Москве, 1820-е годы.
Д.Н. Кардовский. Бал в Москве, 1820-е годы.

А дамы?

Могла ли дама сама пригласить кавалера? По правилам – нет, но в реальности… Какая разница, кто кого пригласил? Главное – чтоб все были довольны.

Из повести Соллогуба «Большой свет» (1840 год):

«Она беззаботно играла веером и говорила ему шутливо:

– Хотите танцевать со мной третью?..

Леонин вспомнил тогда об окружающей толпе. Он взял графиню за руку и с трудом упрочил себе местечко, где едва, следуя правилам кадрили, мог он повернуться с своей дамой»…

Карл Бегас. Женский портрет, 1838 год.
Карл Бегас. Женский портрет, 1838 год.

Дальше в повести происходят такие события…

Поскольку Леонина не интересовал никто, кроме замужней графини, то он больше ни с кем не танцевал. Болтал с приятелем да пялился на красавицу, в которую недавно влюбился.

На мазурку графиня были приглашена другим кавалером.

И вот, танец идёт. А специфика мазурки была в том, что танцующие не столько танцевали, сколько сидели на стульях и болтали, пока танцевальные фигуры делают другие.

Молодой офицер Леонин стоял за стулом графини. Караулил её в надежде чего-то получить. И, наконец, улучил момент:

«– Графиня, – сказал он, – вы со мною танцевать больше не будете?

– Попурри хотите?.. – сказала она.

«Я счастлив, неимоверно счастлив! – думал, отходя, Леонин. – Я ей понравился»…

Неизвестный художник. Сцена бала, 1829 год. Эрмитаж.
Неизвестный художник. Сцена бала, 1829 год. Эрмитаж.

Вот, где официальное приглашение дамы на танец?)))

Его нет, потому что оно здесь ни к чему. Было бы неуместно, а то и смешно.

К чему эти церемонии между людьми взрослыми? Да, Леонин и графиня едва знакомы. Видятся второй раз. Но это не важно. На дворе – 1838 год...

Вообще, свои правила поведения на бале были в каждое время, в каждом месте, в каждом общественном кругу…

Помните, как Печорин пригласил танцевать княжну Мери, с которой не был знаком? «Пользуясь свободой здешних обычаев»… На московском или петербургском балу о таком не могло идти речи.

Кадр из сериала «Герой нашего времени» (2006 год).
Кадр из сериала «Герой нашего времени» (2006 год).

«Среди шумного бала»… Напиться! О сибирских балах 1820-х.

Бальные книжечки. Простые, в форме веера, скрипки и совсем необычной формы.

#мода и красота #искусство #история #интересные факты #женщины