Найти тему

Крестьянский сын, дворянин, масон, гений. Тайны Федора Рокотова

Оглавление

Этот художник подарил потомкам образы многих своих современников, запечатлев на холстах лица представителей московской и петербургской знати, а сам он так и остался в тени своего дара. Как выглядел Федор Рокотов, мы до сих пор не знаем.

При этом всю жизнь его окружали тайны, часть из которых он унес с собой в могилу.

С чем же они были связаны?

Портрет неизвестного в треуголке
Портрет неизвестного в треуголке

Тайна рождения

Долгое время считалось, что Федор Рокотов являлся отпрыском псковского дворянского рода Рокотовых, однако уже в 20 веке стало известно, что родился он приблизительно в 1732-1735 годах в подмосковном имении князей Репниных. При этом была найдена челобитная самого художника, просящего отпустить на волю его брата вместе с семьей.

Так возникла версия о том, что Федор Рокотов родился в крестьянской семье. Однако никаких документов о даровании ему вольной не обнаружено, к тому же сам Рокотов был членом элитного Московского английского клуба, куда людей низкого происхождения никогда не допускали.

В итоге возникло предположение, что Рокотов – это внебрачный сын князя Репнина, что тоже маловероятно, ведь на момент его рождения хозяину едва исполнилось 14 лет.

Так что эту загадку происхождения художника понять пока так и не удалось.

Тайна карьерного взлета

С тайной происхождения связана вторая тайна художника: каким образом ему удалось получить самое лучшее образование для того времени?

Когда юному Федору было около 20 лет, в Москву приехал известный меценат, любитель искусств и фаворит императрицы Елизаветы Петровны Иван Шувалов, который отбирал талантливых юношей для учебы.

Его выбор пал и на Рокотова. Вряд ли бы Шувалов выбрал крепостного юношу, поэтому, скорее всего, происхождение будущего художника было непростым. Но так или иначе Рокотов вместе с другими молодыми людьми поступил в Сухопутный шляхетский корпус (элитное учреждение для детей дворян), а потом стал учеником Академии художеств.

Видимо, здесь он брал уроки у знаменитых итальянских мастеров и познакомился с наследием титанов Возрождения.

Его творческую манеру потом будут сравнивать со стилем Леонардо да Винчи: такое же внимание к выражению лица изображаемых им людей, мягкая дымка, стремление передать внутренний мир человека.

Молодой художник быстро стал популярен в столице. И самое интересное, что тем, кого он изображал, эти портреты нравились, будто бы Рокотову было дано проникнуть в душу своих моделей, увидеть то главное, что замыслил Господь о каждом человеке.

Именно в Петербурге Рокотов создал портрет Екатерины II как просветительницы и мудрой правительницы, а также портреты ее сыновей: Павла Петровича – будущего императора и внебрачного сына от Григория Орлова Алексея Бобринского. Говорят, что императрица так благоволила к художнику, что доверила ему тайну происхождения Алексея, хотя эту тему обычно публично не обсуждала.

Тайна живописи

Успех молодого художника был ярким. Многие знатные люди Петербурга мечтали получить свой портрет его работы. В 1765 году в возрасте 30 лет он уже стал академиком (что равнялось чину капитана), но брать частные заказы ему запретили, и Рокотов, оставив академию, перебрался в Москву.

Тут отбоя от заказчиков не было. Камерные портреты художника стоили всего 50 рублей, что было в разы меньше, чем у иностранцев. Хотя и это были большие деньги (годовое жалованье офицера составляло приблизительно 120 рублей).

Иногда Рокотов брался писать около 50 работ одновременно. Трудился он долго и тщательно, действительно, пытаясь проникнуть в тайны внутренних переживаний своих героев.

Писал он много, ему помогали ученики. Считается, что в его наследие входит приблизительно 156 работ.

Среди наиболее известных портрет Александры Струйской – молодой жены дворянина Николая Струйского (его изображение художник также написал в то же время). Но если портрет мужа вполне обычный, то Александра предстает на картине как настоящая красавица. Ее недаром называют «русской Джокондой» - тонкие черты лица, задумчивые прекрасные глаза, мягкая полуулыбка.

-3

Именно ей Николай Заболоцкий спустя почти 200 лет посвятил стихотворение «Портрет».

-4

Читая сегодня эти строки, трудно себе представить, что судьба Александры Струйской сложилась очень непросто. Ее муж был жестоким крепостником, издевавшимся над крестьянами и искренне полагавшим, что поступает правильно. Он обожал императрицу Екатерину II, писал ей стихи, печатая их в собственной типографии на шелковой бумаге, а узнав о смерти государыни в 1796 году, скоропостижно скончался в возрасте 47 лет.

Его супруга родила в браке 18 детей, 10 из которых умерли в младенчестве, продолжила в имении жесткие порядки мужа, прожила 86 лет.

Но художник увидел ее в юности прекрасной. И такой и запечатлел на своем самом знаменитом полотне.

Тайна убеждений

Как известно, Рокотов был масоном. Он состоял в одной из масонских лож, мечтая о преобразовании мира с помощью разума, просвещения и искусства.

Верный своим убеждениям, на картинах он пытался изобразить идеального человека, запечатлев его душу в расцвете всех сил и возможностей.

При этом художник вел замкнутый образ жизни, семьи не создал и в 40 лет в 1776 году подал царице тут самую челобитную с просьбой освободить его брата и племянников из крепостной неволи.

Все свое состояние он завещал племянникам, которых определил в кадетский корпус (они дослужились до высоких военных чинов, получили дворянство), помогал молодым художникам, в том числе и крепостным.

Умер он в глубокой старости в 1808 году.

Тайна забвения и возрождения

Художника быстро забыли после его смерти. Созданные им портреты продолжили висеть и потихоньку темнеть и пылиться в дворянских усадьбах, разбросанных по всей России.

Ему на смену пришли новые мастера кисти, принеся с собой новые смелые жанры.

Вновь открыли имя Рокотова только в конце 19 века, когда импрессионисты искали среди русских живописцев тех, на кого они могли бы опираться. Они увидели особенности творческой манеры художника, его психологизм и обаяние его героев.

И о Рокотове заговорили снова.

Правда, тайны его до сих пор остаются неразгаданными. Впрочем, это не так важно, ведь художник оставил потомкам свои творения, позволяющие нам увидеть лица людей прошлого и попробовать представить себе, какими они были, о чем мечтали, на что надеялись.

Так что рокотовские портреты для нас сегодня – это русская история в лицах.

Спасибо тебе за это, русский Леонардо!

В продолжение темы...