Этот художник подарил потомкам образы многих своих современников, запечатлев на холстах лица представителей московской и петербургской знати, а сам он так и остался в тени своего дара. Как выглядел Федор Рокотов, мы до сих пор не знаем.
При этом всю жизнь его окружали тайны, часть из которых он унес с собой в могилу.
С чем же они были связаны?
Тайна рождения
Долгое время считалось, что Федор Рокотов являлся отпрыском псковского дворянского рода Рокотовых, однако уже в 20 веке стало известно, что родился он приблизительно в 1732-1735 годах в подмосковном имении князей Репниных. При этом была найдена челобитная самого художника, просящего отпустить на волю его брата вместе с семьей.
Так возникла версия о том, что Федор Рокотов родился в крестьянской семье. Однако никаких документов о даровании ему вольной не обнаружено, к тому же сам Рокотов был членом элитного Московского английского клуба, куда людей низкого происхождения никогда не допускали.
В итоге возникло предположение, что Рокотов – это внебрачный сын князя Репнина, что тоже маловероятно, ведь на момент его рождения хозяину едва исполнилось 14 лет.
Так что эту загадку происхождения художника понять пока так и не удалось.
Тайна карьерного взлета
С тайной происхождения связана вторая тайна художника: каким образом ему удалось получить самое лучшее образование для того времени?
Когда юному Федору было около 20 лет, в Москву приехал известный меценат, любитель искусств и фаворит императрицы Елизаветы Петровны Иван Шувалов, который отбирал талантливых юношей для учебы.
Его выбор пал и на Рокотова. Вряд ли бы Шувалов выбрал крепостного юношу, поэтому, скорее всего, происхождение будущего художника было непростым. Но так или иначе Рокотов вместе с другими молодыми людьми поступил в Сухопутный шляхетский корпус (элитное учреждение для детей дворян), а потом стал учеником Академии художеств.
Видимо, здесь он брал уроки у знаменитых итальянских мастеров и познакомился с наследием титанов Возрождения.
Его творческую манеру потом будут сравнивать со стилем Леонардо да Винчи: такое же внимание к выражению лица изображаемых им людей, мягкая дымка, стремление передать внутренний мир человека.
Молодой художник быстро стал популярен в столице. И самое интересное, что тем, кого он изображал, эти портреты нравились, будто бы Рокотову было дано проникнуть в душу своих моделей, увидеть то главное, что замыслил Господь о каждом человеке.
Именно в Петербурге Рокотов создал портрет Екатерины II как просветительницы и мудрой правительницы, а также портреты ее сыновей: Павла Петровича – будущего императора и внебрачного сына от Григория Орлова Алексея Бобринского. Говорят, что императрица так благоволила к художнику, что доверила ему тайну происхождения Алексея, хотя эту тему обычно публично не обсуждала.
Тайна живописи
Успех молодого художника был ярким. Многие знатные люди Петербурга мечтали получить свой портрет его работы. В 1765 году в возрасте 30 лет он уже стал академиком (что равнялось чину капитана), но брать частные заказы ему запретили, и Рокотов, оставив академию, перебрался в Москву.
Тут отбоя от заказчиков не было. Камерные портреты художника стоили всего 50 рублей, что было в разы меньше, чем у иностранцев. Хотя и это были большие деньги (годовое жалованье офицера составляло приблизительно 120 рублей).
Иногда Рокотов брался писать около 50 работ одновременно. Трудился он долго и тщательно, действительно, пытаясь проникнуть в тайны внутренних переживаний своих героев.
Писал он много, ему помогали ученики. Считается, что в его наследие входит приблизительно 156 работ.
Среди наиболее известных портрет Александры Струйской – молодой жены дворянина Николая Струйского (его изображение художник также написал в то же время). Но если портрет мужа вполне обычный, то Александра предстает на картине как настоящая красавица. Ее недаром называют «русской Джокондой» - тонкие черты лица, задумчивые прекрасные глаза, мягкая полуулыбка.
Именно ей Николай Заболоцкий спустя почти 200 лет посвятил стихотворение «Портрет».
Читая сегодня эти строки, трудно себе представить, что судьба Александры Струйской сложилась очень непросто. Ее муж был жестоким крепостником, издевавшимся над крестьянами и искренне полагавшим, что поступает правильно. Он обожал императрицу Екатерину II, писал ей стихи, печатая их в собственной типографии на шелковой бумаге, а узнав о смерти государыни в 1796 году, скоропостижно скончался в возрасте 47 лет.
Его супруга родила в браке 18 детей, 10 из которых умерли в младенчестве, продолжила в имении жесткие порядки мужа, прожила 86 лет.
Но художник увидел ее в юности прекрасной. И такой и запечатлел на своем самом знаменитом полотне.
Тайна убеждений
Как известно, Рокотов был масоном. Он состоял в одной из масонских лож, мечтая о преобразовании мира с помощью разума, просвещения и искусства.
Верный своим убеждениям, на картинах он пытался изобразить идеального человека, запечатлев его душу в расцвете всех сил и возможностей.
При этом художник вел замкнутый образ жизни, семьи не создал и в 40 лет в 1776 году подал царице тут самую челобитную с просьбой освободить его брата и племянников из крепостной неволи.
Все свое состояние он завещал племянникам, которых определил в кадетский корпус (они дослужились до высоких военных чинов, получили дворянство), помогал молодым художникам, в том числе и крепостным.
Умер он в глубокой старости в 1808 году.
Тайна забвения и возрождения
Художника быстро забыли после его смерти. Созданные им портреты продолжили висеть и потихоньку темнеть и пылиться в дворянских усадьбах, разбросанных по всей России.
Ему на смену пришли новые мастера кисти, принеся с собой новые смелые жанры.
Вновь открыли имя Рокотова только в конце 19 века, когда импрессионисты искали среди русских живописцев тех, на кого они могли бы опираться. Они увидели особенности творческой манеры художника, его психологизм и обаяние его героев.
И о Рокотове заговорили снова.
Правда, тайны его до сих пор остаются неразгаданными. Впрочем, это не так важно, ведь художник оставил потомкам свои творения, позволяющие нам увидеть лица людей прошлого и попробовать представить себе, какими они были, о чем мечтали, на что надеялись.
Так что рокотовские портреты для нас сегодня – это русская история в лицах.
Спасибо тебе за это, русский Леонардо!
В продолжение темы...