Найти тему

Эволюция и Библия

Оглавление

Имеет ли значение, произошло ли сотворение жизни миллионы лет назад или всего несколько тысяч лет назад, как указано в Библии(*)? Как отрицание недавнего сотворения мира (6000 лет назад) повлияет на остальные убеждения церкви? Разберем частые вопросы, возражения и ответы на них.

Одна Библия, но разные понимания

Существует несколько точек зрения на понимание первых глав Библии, повествующих нам о начале человеческой истории. Я приведу две крайние и наиболее популярные точки зрения среди протестантских и ортодоксальных церквей. Фундаменталисты и либералы богословской мысли.

Первая точка зрения - это простое и буквальное прочтение Библии. Вероятнее всего древние писатели именно так и понимали мироздание.

Мир создан буквально за 6 суток совсем недавно.
Первозданный мир был без страданий и хищников, без болезней и смерти.
Смерть, страдания, болезни и хищничество появились после грехопадения Адама. Дату грехопадения Адама можно вычислить (*).

Эта точка зрения распространена в основном среди протестантских конфессий. Она оформлена в доктрину, символ веры и является обязательным исповеданием веры, в частности, у Адвентистов седьмого дня.

Не астрономия, а только Библия дает рождение семидневной недели. "Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю" - такова 4-я заповедь...
Не астрономия, а только Библия дает рождение семидневной недели. "Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю" - такова 4-я заповедь...

Именно эта точка сильнее всего конфликтует с современными научными данными, вплоть до непринятия их и обвинения в заговоре ученых. К примеру, этот взгляд отрицает фундаментальные открытия науки:

  • Отрицание звездной эволюции и древнего возраста Вселенной. Так, в их понимании, звезды, галактики и прочие объекты Вселенной появились почти одновременно с сотворением Земли. (Основная площадка для этих околонаучных взглядов здесь: https://answersingenesis.org/ru/ответы/есть-ли-в-библии-указания-на-то-что-вселенная-возникла-в-результате-большого-взрыва/)
  • Отрицание биологической эволюции. Наиболее яркий пример - это отрицание древнего возраста жизни на планете Земля. (Площадка для этой точки зрения там же). Отсюда возникает весьма маргинальные и околонаучные взгляды. К примеру:
Динозавры созданы Богом, как и остальные животные примерно 6000 лет назад. Они прожили на земле среди людей всего 2000 лет и умерли одновременно со всей сухопутной фауной во время Всемирного потопа 4000 лет назад. Все-все геологические отложения с костями динозавров и трилобитов - это результат потопа (***).
Примерно 4000 лет назад был ледниковый период, а также всемирное расселение животных с территории араратских гор. Так как после потопа вся сухопутная фауна была уничтожена, то спасшиеся пингвины, кенгуру и прочие эндемические животные "пошли пешком" до своих мест обитания.
-2

Вторая точка зрения - принимает неизбежные научные доказательства и встраивает их в свою богословскую картину мира. Этой позиции в основном придерживаются в католической традиции. Православие не занимает определенной позиции по этому вопросу.

Вот примерное и основное понимание первых глав книги Бытия:

1. Библия ведет генеалогию от сотворения Адама, но до этого события она может подразумевать миллионы лет эволюции животного мира. (католики подразумевают и эволюцию человека)
В этом случае либеральные богословы не находят связи между духовной жизнью человека и страданиями животных на планете Земля. Иными словами - хищничество и болезни придуманы Богом до грехопадения Адама.
-3
2. Среднестатистический верующий (прихожанин) не глубоко погружен в логические выводы и разнообразные толкования библейских текстов. Поэтому не видит противоречий между наукой и религиозными представлениями мира. Он легко может совместить веру в Бога и жестокое прошлое эволюции. В православной и католической традиции всегда сильны обрядовая и мистическая сторона в жизни верующего, а богословские исследования отданы церковным авторитетам.

Автор данной статьи получил образование в протестантской традиции, закончив Заокскую Духовную академию, поэтому не разделяет либеральной точки зрения. И о том какие возникают проблемы, если мы хотим совместить долгий возраст жизни на Земле и прямое прочтение Библии - вы узнаете далее в этой статье. Итак перечислю некоторые возражения со стороны либерального богословия:

ВОЗРАЖЕНИЕ №1: "Библия - это не учебник по науке. Библия говорит о духовном..."

Если Библия это не научная книга, то давайте доверимся специалистам. У нас, у богословов, нет своих телескопов на орбите Земли, нет своей программы исследований планет и астероидов. Если эти ученые говорят, что возраст солнечной системы и планеты Земля 4.5 млрд лет, то давайте не будем возражать им, что это не правда. Ведь Библия не учебник по астрономии и геологии. Давайте обратимся к современной науке геологии, палеонтологии и генетике - они четко и ясно дают понять, что жизнь на Земле существует уже сотни миллионов лет.

-4

Результатом этого согласия с наукой о древнем возрасте жизни на Земле станет принятие эволюционного развития. И пусть даже это эволюционное развитие шло под руководством Бога-Создателя.

Тогда что же такое "БИБЛИЯ"?

Сколько в ней Божественного, а сколько в ней человеческого? Если Библия вовсе не имеет ввиду то, что она говорит, то когда она будет говорить именно то, о чем она говорит? (простите за каламбур)

  • Во-первых, если Библия занимает подчиненное положение перед научной теорией, то проверить или отвергнуть библейское учение можно при помощи человеческой дисциплины, таких как археология, палеонтология, психотерапия, и прочими науками.
  • Во-вторых, можно утверждать, что авторитетными являются только определенные части Библии. Первые главы книги Бытие не являются достоверным описанием появления жизни на планете Земля. Представление о том, что Бог сначала сказал ложь, а затем исправил ее, губительно для доверия к Писанию, потому что никогда нельзя знать, было ли самое последнее откровение правдой или оно будет изменено позже.
  • В-третьих, цитата: "все Писание богодухновенно" - теряет смысл. Библия теряет свою божественную силу и авторитет.

С вопросом о библейском авторитете тесно связан вопрос и библейского толкования. Некоторые теистические эволюционисты (т.е. богословы, принимающие теорию эволюции) утверждают, что авторы Книги Бытия не намеревались досконально передавать историю. Они говорили поэтически или аллегорически. Таким образом, они не ожидали, что мы будем воспринимать такие формы речи буквально.

Более того, исходя из контекста развития древней цивилизации (читай "Эволюции человека"), Библия — это не Слово Божье, это развивающаяся духовная литература некоторых древних ближневосточных обществ. На протяжении многих поколений и в самых разных социальных контекстах различные редакторы и школы мысли объединяли литературные произведения в той форме, которую мы сейчас находим в Библии.

-5

ВОЗРАЖЕНИЕ №2: "Возраст Земли и возраст жизни на Земле не имеет значения для спасения людей".

ОТВЕТ: Теистическая эволюция бросает вызов пониманию природы Бога.

Эволюция подразумевает, что на протяжении миллионов лет животные страдали и умирали до появления человека. Из этого следует, что Бог не является богом милости и благодати.

И это ставит под сомнение Его интеллект, силу и любовь. Если Бог всезнающий и всемогущий, действительно ли Он Бог любви?

Проблема страданий

Палеонтологическая летопись ископаемых ясно свидетельствует о том, что физическая смерть, хищничество и болезни были неотъемлемыми спутниками жизни на земле задолго до появления Homo sapiens как вида (или библейского Адама). Живые создания болели и умирали задолго до появления анатомически идентичных нам людей около 200 000 лет до н.э. Согласно же традиционному Библейскому пониманию последствий грехопадения, биологическая смерть и тление вошли в мир живых существ в результате греха Адама, который обернулся катастрофой для всего мироздания. Животные же стали плотоядными только после Всемирного потопа (**).

Теодицея ("theodicea" - оправдание Бога) - исследует вопрос, как Бог может быть «справедливым» или «праведным», при том что подвластный Ему мир переполнен страданием. Философы и богословы разработали своего рода логическую проблему, которую необходимо решить, чтобы объяснить страдания в мире. Проблема заключена в трёх допущениях, которые по отдельности выглядят истинными, но будучи собраны вместе, вызывают противоречие. Вот они:

1. Бог всемогущ.
2. Бог всеблаг.
3. Существует страдание.

Как три этих высказывания могут быть истинными одновременно? Если Бог всемогущ, то он может делать всё, что хочет и, следовательно, может исключить страдание. Если он всеблаг, то очевидно желает людям только добра и, следовательно, не желает их страдания. А люди страдают. Как это можно объяснить? ‌ Многие библейские авторы были озабочены этим вопросом, даже одержимы им. От Бытия (первой книги Библии) до Откровения (последней книги) они бьются над этим вопросом, обсуждают его, мучаются с ним.

-6

Бог автор смерти и страданий на Земле?

Трудно примирить природу любящего Бога с процессом эволюции, в частности, с существованием смерти и страданий до грехопадения человека. Это очень важная мысль. Не важно, верите ли вы в теорию эволюции или нет - это не главное! Главная и важное последствие принятия долгих веков жизни на Земле (до грехопадения Адама) - это смерть и страдания, болезни и хищничество. Именно долгие века (миллионы лет динозавров + первобытное человечество) ставят под сомнение любящую природу Бога.

Бог добр и любящ только в том случае, если Он не является автором болезней, страданий и смерти. Бог всемогущ и всеблаг только в том случае, если миру всего лишь 6000 лет.

Те, кто сталкивается с теорией теистической эволюции, должны потребовать четкого объяснения того, почему Библия обвиняет человека в грехе и смерти, если смерть действительно является частью Божьего метода творения.

-7

А если Бог создал все живое по законам эволюции?

  1. Разумно ли для Бога возлагать на человека ответственность за поведение, которое является просто естественным выражением его генетического состава?
  2. Можно ли защищать характер Бога, который вкладывает "душу" в аморального человека-обезьяну, а затем осуждает его за животное поведение?
  3. Зачем Богу говорить пророкам, что Он создал человека по образу и подобию Божьему, если человек на самом деле был изменен из примитивного примата в результате эволюционных процессов?
  4. Бог несет ответственность за злую природу человека или сам человек несет ответственность?
  5. Какова цель искупления Иисуса Христа, если человек восстал из зверей, а не пал от нравственного совершенства? На эти вопросы необходимо ответить, прежде чем можно будет принять теистическую эволюцию (равно как и долгий возраст жизни на Земле).

Теория теистической эволюции, по-видимому, устраняет основание для потребности человека в спасении через искупление Иисуса Христа.

Если человек восстал из зверей, то он не падшее создание, а восходящее. Если эволюция - это Божий метод улучшения сотворенных существ, то зачем нужен Иисус? Разве мы не можем ожидать дальнейших эволюционных улучшений в человеческой расе?

По-настоящему вдумчивые христиане потребуют обоснованных ответов на эти вопросы, касающиеся человека и спасения, прежде чем сказать, что не важно сколько на Земле существует жизнь.

Подведем итоги:

У нас явная дилемма: отвергнуть научные открытия в области геологии и биологии - это стать мракобесом и маргиналом, верящим, что вся современная фауна (пингвины и кенгуру) родом из Армении (араратское нагорье), что динозавры жили вместе с человеком, были вегетарианцами и умерли в один день.

С другой стороны принять долгий возраст жизни на Земле (старше грехопадения Адама) и отвергнуть библейское объяснение страданий и смерти. Это приведет нас к разочарованию о доброй природе Бога. В этом случае Бог - автор смерти, болезней и страданий. Бог создатель эволюции.

Если принять долгие века жизни на Земле, равно как и принять эволюционное развитие жизни, то мы неизбежно придём к выводу, что мир полон случайностей, невероятных потерь, смертей, боли и ужаса. Таким образом, каким бы ни был Бог, допустившим такой кавардак, такой Бог должен быть, по меньшей мере, беспечным, безразличным, почти дьявольским. В любом случае, это не тот Бог, которому хотелось бы молиться.

Ну и если эти две богословские картины конфликтуют с вашим здравым рассудком - то вывод один. Библейская мифология не верна, и не отвечает на вопрос происхождения смерти и спасения от смерти. И дальше по цепочке: Библия сборник мифов, Христос всего лишь человек, а не Спаситель человечества. В очередной раз евреи обманули весь мир. Сплошное разочарование в религии.

-8

ПРИМЕЧАНИЯ:

(*) - Можно ли в Библии найти хронологию от сотворения мира? Да, можно. Первые главы книги Бытие указывают возраст Адама и года жизни его детей вплоть до Всемирного потопа. (https://answersingenesis.org/bible-timeline/timeline-for-the-flood/#fnList_1_2) А первые главы двух Евангелий содержат родословную от Адама до рождения Христа. В итоге можно посчитать возраст человечества от сотворения мира. Этот тщательный анализ провел в Ирландский англиканский архиепископ, богослов, историк-библеист и коллекционер исторических документов, один из основоположников библейской хронологии Джеймс Ашшер. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ашшер,_Джеймс

(**) - подразумевается, что после потопа была скудная растительность, и поэтому животные питались друг с другом. Косвенным доказательством является то, что Ной взял в ковчег 7 пар различных животных, которых можно употреблять в пищу. В отличии от заповеди, данной первому человеку (Быт.1:29), Господь после потопа благословил животную пищу: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:3-4).

(***) - Геология потопа (также геология сотворения или дилювиальная геология) - псевдонаучная попытка интерпретировать и согласовать геологические особенности Земли в соответствии с буквальной верой во всемирный потоп, описанный в книге Бытия 6-8.

На ранних стадиях развития геологической науки окаменелости интерпретировались как свидетельства прошлых наводнений. "Теории Земли" 17-го века предлагали механизмы, основанные на естественных законах, в рамках временных рамок, установленных хронологией Ашера. По мере развития современной геологии геологи находили свидетельства существования древней Земли и свидетельства, несовместимые с представлением о том, что Земля развивалась в результате серии катаклизмов, таких как потоп в книге Бытия. В начале 19-го века в Британии "дилювиализм" приписывал формы рельефа и особенности поверхности (такие как слои гравия и неустойчивые валуны) разрушительным последствиям этого предполагаемого глобального потопа, но к 1830 году геологи все чаще обнаруживали, что доказательства подтверждают только относительно локальные наводнения.

-9

Научный анализ опроверг ключевые принципы геологии наводнений. Геология наводнений противоречит научному консенсусу в геологии, стратиграфии, геофизике, физике, палеонтологии, биологии, антропологии и археологии. Современная геология, ее подотрасли и другие научные дисциплины используют научный метод. Напротив, геология наводнений не придерживается научного метода, что делает ее псевдонаукой.