Статья получилась долгая, но лучше знать это сейчас :)
МИФЫ И ПРАВДА ОБ АВТОЗВУКЕ
Хороший автозвук — это один из способов дать обычному автомобилю "свое лицо". Музыку в пути слушают 99% водителей. Но только те из них, кто установил на своей машине качественную, правильно и индивидуально настроенную аудиосистему, имеют возможность наслаждаться ею. Наслаждаться в полной мере.
Автозвук на заре своего существования — это всего-навсего пара колонок в салоне.
Автозвук XXI века — это высокотехнологичные системы с многофункциональными магнитолами, десятками динамиков и мощными усилителями. Это ноу-хау, основанные на последних научных разработках.
В общем, это достаточно сложное дело :)
Естественно, специалистам по автозвуку (то есть нам) часто приходится сталкиваться с энным количеством заблуждений, не совсем верных представлений и просто фантастических предположений, связанных с выбором, установкой и настройкой автомобильных аудиосистем.
В этой книге мы расскажем правду об автозвуке и развенчаем самые расхожие мифы — о нем же. Надеемся, это поможет Вам лучше сориентироваться в вопросе, сделать правильный выбор и получить удовольствие от результата!
1. У меня современная дорогая машина — значит, и "звук" в ней отличный
ЭТО МИФ
Достойный автозвук получается только из качественных (то есть недешевых) компонентов. На этапе сборки автомобиля за все его составляющие платит производитель. А теперь задумаемся: много ли среди покупателей авто настоящих меломанов?
Правильно :)
Выгодно ли производителю тратиться на действительно хорошую аудиосистему, если ее потрясающее звучание оценят считанные единицы?
Опять-таки верно :)
А истинные ценители все равно найдут недостатки в любых готовых решениях и предпочтут переделать автозвук под собственные вкусы и потребности. Вывод, подтвержденный нашей многолетней практикой: хороших штатных аудиосистем практически не существует в природе.
2. От качества автозвука напрямую зависит комфорт и безопасность водителя и пассажиров
ЭТО ПРАВДА
Профессионально сделанный и тщательно настроенный автозвук — это больше чем просто приятное дополнение к функционалу Вашего автомобиля.
Неприятные звуки физиологически вызывают у нас раздражение. И как следствие — агрессию и даже плохое самочувствие. Злой водитель с больной головой на оживленной трассе — это сами понимаете…
А что значит — "неприятный звук"? Это не только скрип ножа о тарелку или комариный писк. Наши уши имеют разную чувствительность, а мы сами обладаем разными темпераментами, разными предпочтениями и разными культурными ценностями. Соответственно, при прослушивании одной и той же записи в одном и том же звучании дядя Вася будет наслаждаться, а тетя Маша — тихо беситься…
Именно поэтому профессиональная установка и настройка автозвука предполагает не только общие технические моменты, но и обязательный учет индивидуальных особенностей каждого конкретного слушателя.
3. Профессиональный автозвук нужен разве что профессиональным музыкантам
ЭТО МИФ
Цитата "в тему" с одного автофорума: Автозвук, или car audio, — тяжелая форма аудиофилии, выражающаяся в стремлении добиться идеального звучания автомобильной аудиосистемы. Передается при контакте с носителем болезни. Лечению обычно не поддается. Инкубационный период — от нескольких часов до нескольких месяцев.
В чем секрет? Почему "сделать автозвук" хотят зачастую довольно далекие от музыки люди?
А все очень просто: в сознании почти каждого человека — будь то пианист, бизнесмен или инженер — живет представление об идеальном звучании. О том, что должно проникать в уши "для полного счастья". О том, что действительно нравится. И если индивидуум хоть раз услышит это в реальности — он неизбежно захочет слышать подобное снова и снова. В том числе — в салоне своего автомобиля.
По мнению известного американского писателя и психолога, автора книг и тренингов по мотивации и саморазвитию Тони Роббинса, одна из шести основных потребностей личности — потребность получать удовольствие и избегать боли. В нашем случае — это потребность, находясь в машине, всегда слышать качественное звучание вместо раздражающих хрипов и фонов дешевой "автомузыки".
Современные технологии это позволяют? Отлично, человек идет за этими технологиями. В студию автозвука :)
4. Хорошего автозвука не бывает без хорошей шумоизоляции
ЭТО ПРАВДА
Музыка начинается с… тишины. И это не просто красивая фраза, это объективный факт. Удовольствие от прослушивания в пути даже самой лучшей аудиосистемы будет неизбежно испорчено шумом проезжающих машин и работающего двигателя, стуком вылетающего из-под колес гравия и прочими посторонними тресками и скрипами.
Именно поэтому мы рекомендуем нашим клиентам ни в коем случае не экономить на шумоизоляции! Да, на Ваш автомобиль можно установить относительно недорогие магнитолу и акустическую систему, можно выбрать не самый мощный усилитель и обойтись без сабвуфера. Все это будет вполне прилично звучать. Но только при условии хорошей шумоизоляции.
Хорошая — это какая, спросите Вы? Отвечаем, опираясь на наш опыт: это шумоизоляция, состоящая минимум из двух слоев:
1. вибродемпфер, в задачу которого входит поглощение низкочастотных шумов (это, например, гул кузова и шум подвески);
2. шумоизоляторы и шумопоглотители, которые нейтрализуют среднечастотные и высокочастотные шумы.
Для идеального результата в этот "сэндвич" необходимо добавить еще так называемый антискрипный материал. Который, как Вы догадываетесь, будет бороться с раздражающим скрипом от трущихся друг о друга деталей.
Представьте: Вы стоите в очередной утренней "пробке". Вокруг — десятки раздраженно гудящих, непрерывно и нервно газующих машин. Того и гляди, кто-то в кого-то въедет!
А Вы всего этого не слышите. Вы слышите только любимую музыку в отличном качестве. Вы сохраняете спокойствие, сберегая и свои нервные клетки, и свой автомобиль.
5. Чем больше в аудиосистеме "наворотов", тем лучше она звучит
ЭТО МИФ
В развенчании этого мифа нам поможет правило, которое относится вообще к любой технике: чем меньше в устройстве побочных функций, тем лучше и надежнее оно выполняет основную задачу.
Если в Вашей магнитоле есть невероятной красоты анимация, десяток эквалайзеров и встроенная опция приготовления кофе :) — наш Вам совет: отключите это все, и музыка станет намного лучше.
6. Чем больше динамиков в салоне, тем круче!
ЭТО МИФ
Количеством динамиков в салоне автомобиля определяется фантазия маркетологов и Ваша самооценка — но никак не качество автозвука! В Lexus LX570 установлена штатная аудиосистема Mark Levinson Reference Sound аж с девятнадцатью динамиками. А владельцы жалуются, что вся эта роскошь не читает ни DVD-Audio, ни DVD-Video с DTS 5.1. И поэтому слушают они обычные mp3-шки со всеми вытекающими — из всех девятнадцати динамиков :)
Наш опыт подсказывает, что для сильного и объемного звучания вполне достаточно бывает:
* впереди пары двух- или трехкомпонентных динамиков — твиттер ("пищалка") + среднечастотный динамик + низкочастотный/среднечастотный динамик;
* сзади пары однокомпонентных динамиков для воспроизведения низких частот, а лучше всего — сабвуфера;
* 4-канального усилителя.
Конечно, существует множество вариантов, и выбирать в итоге Вам. Но при решении вопроса о количестве динамиков советуем все-таки помнить: в этом случае больше — не значит лучше!
7. Если руки растут откуда надо, то и аудиосистему за 6 тысяч рублей можно установить так, что она будет звучать на уровне 60-тысячной
ЭТО МИФ
Это действительно миф.
У системы за копейки от фирмы "Сделановкитае" есть только одно-единственное преимущество — стоимость. Но скупой, как известно, платит дважды. Поэтому будьте готовы к тому, что дешевый автозвук, даже установленный теми, кто умеет это делать, Вас сильно, очень сильно разочарует. Впрочем, уважающие себя профессионалы за установку сомнительной аппаратуры просто не возьмутся.
Недорогую аудиосистему можно сравнить с… допустим, шавермой. Сытно. Даже вкусно — когда ооочень хочется кушать :) В общем, есть (и слушать) можно.
В этой цепочке ассоциаций автозвук достойного качества будет сочным антрекотом, поданным с каперсами и шампиньонами на белоснежной фарфоровой тарелке.
Вы никогда и нигде не получите такое блюдо по цене шавермы, согласны?
С
8. Установить и настроить достойный автозвук могут только профессионалы
ЭТО ПРАВДА
Автозвук XXI века — это выбор из сотен возможных компонентов именно тех составляющих, которые обеспечат требуемый результат в данном конкретном автомобиле для данного конкретного слушателя. Это десятки устройств — динамики, усилители, конденсаторы, сабвуферы, кроссоверы. Не говоря уже о головном устройстве — магнитоле.
Все это не один и не два дня устанавливается на штатные места или специально созданные дополнительные подиумы и соединяется метрами проводов и кабелей в единственно возможную идеальную конструкцию.
Мало того, в течение всего процесса необходимо постоянно контролировать качество звуковой сцены — иными словами, следить, чтобы музыка звучала объемно, глубоко, многослойно. Чтобы казалось, будто исполнители находятся вот прямо здесь, рядом.
Если хотите, современный автозвук — это искусство. Которым по определению не владеет обычный автолюбитель. И которым, к сожалению, владеет далеко не каждый "специалист по установке дополнительного оборудования" в штате стандартного автоцентра.
Мы очень хотим, чтобы слово "автозвук" вызывало у Вас только положительные эмоции. Поэтому настоятельно рекомендуем выбор и установку автомобильной акустической системы доверять только сотрудникам специализированной студии автозвука.
9. Лучше один раз послушать, чем сто раз изучить технические характеристики
ЭТО ПРАВДА
В одном хорошем фильме конца 80-х есть такая фраза: "Люди делятся на две категории — одни сидят на трубах, а другим нужны деньги". Так вот, судя по нашему опыту, на две категории делятся также желающие поставить себе в машину автозвук. Одни разбираются в вопросе. А другие читают, что на коробках написано.
Нет, читать тех. паспорт, конечно, нужно. Для формирования минимального представления о том, что покупаете. Чтобы знать, например, сколько линейных выходов имеется в магнитоле (соответственно, сколько к ней можно будет подключить усилителей).
Но большая часть цифр на коробках — это мягкое и ненавязчивое стремление производителя продать свой товар побыстрее и подороже. Мало кто перед покупкой будет вникать в тонкости и вспоминать школьный курс физики. И мало кто после приобретения самой мощной (по тех. характеристикам) системы признается, что звук-то так себе… На этом и строят расчет господа маркетологи.
Установка и особенно настройка аудиосистемы — это, с одной стороны, строгий и логичный алгоритм, который основывается на теории акустики, учитывает технические характеристики компонентов и возможности автомобиля. С другой стороны — это творческий процесс, в котором важны чувства. Важны эмоции, возникающие (или не возникающие) при прослушивании музыки.
С техническими моментами обязаны разобраться специалисты. А эмоциональная часть главным образом зависит от Вас — Вам ездить, Вам слушать. Поэтому мы настоятельно рекомендуем Вам перед приобретением автомобильной аудиосистемы обязательно протестировать ее на предмет "нравится — не нравится".
Лучше всего делать это с утра, как говорится, на свежую голову. Возьмите с собой для прослушивания CD с любимой музыкой. Да-да, именно хороший, желательно фирменный CD, а не флешку с MP3 — прослушивание сжатых форматов может создать неверное впечатление об аудиосистеме.
10. В автомобиле музыка "по определению" хорошо звучать не может
ЭТО МИФ
Да, салон автомобиля — это очень ограниченное пространство, не сравнимое с пространством концертного зала. Да, в машине присутствует большое количество поглощающих звук поверхностей и посторонних шумов. И да, Ваш автомобиль в первую очередь предназначен для комфортного и безопасного передвижения, а не для прослушивания музыки.
Но! В хорошо зарекомендовавших себя специализированных студиях автозвука работают мастера, владеющие современными технологиями и разбирающиеся в законах и нюансах распространения звука. А еще — что важно — эти люди обладают интуицией, творческими способностями и, если хотите, талантом в своей области. Такие профессионалы, учтя Ваши пожелания, возможности автомобиля и имеющейся бюджет, способны сделать так… Так, что, находясь за рулем, Вы почувствуете себя если не в "Ла Скала" — то где-то близко :)
11. Дешевую магнитолу не спасут дорогой сабвуфер и очень дорогой усилитель
ЭТО ПРАВДА
Магнитолу специалисты по автозвуку называют "головным устройством". И этим все сказано. Именно с магнитолы начинается музыка в Вашем авто. Все остальные устройства, динамики, сабвуферы и прочее, звуки воспроизводят, а магнитола — выдает. Поэтому, если китайская магнитола "эконом-класса" играет полный шлак, то супермощные навороченные динамики этот шлак… только усилят.
Представьте себе, что получится в результате, и согласитесь с профессионалами: качественный автозвук возможен только при наличии очень хорошей магнитолы.
При этом хорошее головное устройство — не обязательно самое дорогое! К выбору мы советуем подходить с четким осознанием того, за что Вы готовы платить: за качество или за "примочки". Многие бренды, ориентируясь на вкусы среднего потребителя, снабжают свою аппаратуру целой кучей плохо работающих и в принципе не нужных функций. Которые существенно увеличивают стоимость продукта. И которые, как мы уже говорили, ухудшают главное — звучание.
12. Хорошую аудиосистему можно собрать из компонентов разных производителей
ЭТО ПРАВДА
Многие наши клиенты убеждены, что идеальную совместимость компонентов автозвука (и, соответственно, отличное звучание) можно получить только при использовании устройств одной фирмы. Это логично — и неверно.
А верно то, что устройства следует подбирать с учетом совместимости по техническим параметрам и с пониманием того, в чем конкретно силен тот или иной производитель. К примеру, бренды Alpine и Pioneer, на наш взгляд, хорошо делают магнитолы, а Morel и DLS — акустические системы.
В любом случае мы советуем приобретать устройства только проверенных, давно существующих на автомобильном рынке производителей.