Найти тему
Абзац

«Неповторимая семёрка»: рейтинг лучших фильмов-сказок от Киностудии им. Горького

Фото: Киностудия им. М. Горького
Фото: Киностудия им. М. Горького

Новогодние и рождественские праздники – самые сказочные дни в году. Именно в это время особенно приятно получать впечатления от просмотра справедливых, добрых и интересных фильмов-сказок, снятых в прошлом. По просьбе «Абзаца» Киностудия имени Горького составила список из семи ярких и знаковых лент для просмотра на новогодних каникулах.

«Морозко» (1964 год, режиссёр Александр Роу)

Жили-были старик со сварливой старухой. И было у них две дочери – добросердечная Настенька и лентяйка Марфуша. Злая мачеха всё время ругала падчерицу Настеньку, заставляла делать грязную работу, но умница и красавица безропотно справлялась со всеми хлопотами и ни на кого не гневалась. Но вот старуха решила, что пора её родной Марфушеньке мужа сыскать, а чтобы чернобровая Настька всех женихов не распугала, велела она старику свезти его родную кровиночку в чащу лесную на верную погибель.

«Александр Роу – родоначальник фильмов-сказок советского киноэкрана, до его работ такого вида фильмов вообще не существовало. Роу развил этот вид кино, сделал его интересным. В семёрку лучших фильмов-сказок можно, без сомнений, включить две, три, а то и больше кинолент Александра Роу. Конечно же, самая любимая всеми поколениями зрителей – «Морозко». Эта сказочная картина с волшебством, в ней Роу использует фольклорные мотивы, приятную слуху музыку», – комментирует киновед, сотрудник архивно-музейного отдела Киностудии им. Горького Алексей Тремасов.
Кадр из фильма «Морозко» (1964) / Киностудия им. М. Горького
Кадр из фильма «Морозко» (1964) / Киностудия им. М. Горького

«Варвара-краса, длинная коса» (1970 год, режиссёр Александр Роу)

Жил да был в тридевятом царстве царь Еремей. Жил не тужил, да вздумалось ему однажды опись своих государственных владений справить. И отправился он в поход дальний. Но по дороге захотелось царю водицы чистой из колодца испить, а его – хвать за бороду подводный хозяин Чудо-юдо, тащит к себе в колодец и тащит. И встало перед человеческим мужем задание непростое: выбраться из подводного царства живым да невредимым. Да за освобождение чудищу выкуп отдать положено – то, что в Еремеевом государстве имеется, но о чём он знать не знает, ведать не ведает...

«В этой сказке, как и в предыдущей – «Морозко» – снимался главный артист практически всех фильмов-сказок Роу – Григорий Милляр. В 2023 году мы отмечаем 120 лет с его рождения. Это, пожалуй, главный злодей всех наших сказочных лент. Его Баба-яга – совершенно не пугающий персонаж, хотя коварная и злая. Нам интересно наблюдать за всеми его образами. В фильме «Варвара-краса, длинная коса» Милляр исполнил роль Чуда-юда Беззаконного, и зрителям, конечно, симпатичен этот персонаж, несмотря на его отрицательные качества», – говорит Тремасов.
Кадр из фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1970) / Киностудия им. М. Горького
Кадр из фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1970) / Киностудия им. М. Горького

«Королевство кривых зеркал» (1963 год, режиссёр Александр Роу)

Иногда мы все оказываемся в королевстве кривых зеркал, как школьница Оля, которая однажды взглянула на себя в самое обычное зеркало, висевшее дома в прихожей, и неожиданно отправилась путешествовать в волшебную зазеркальную страну вместе со своим отражением – озорной Яло. В мире Яло всё наоборот, всё перевёрнуто, и девочкам предстоит установить справедливость в волшебном мире, вызволить из тюрьмы мальчика Гурда и разрушить злые чары кривых зеркал.

«В своих фильмах-сказках Роу одним из первых использовал спецэффекты. Понятно, что тогда ещё никаких компьютеров не существовало и всё это делалось за счёт комбинированных съёмок, с помощью блистательной работы художников-постановщиков. Такие кадры прибавляли выразительности и делали фильмы-сказки более волшебным зрелищем. Так удалось создать невероятно и удивительно правдоподобные виды сказочного мира в фильме «Королевство кривых зеркал», – рассказывает сотрудник Киностудии им. Горького.
Кадр из фильма «Королевство кривых зеркал» (1963) / Киностудия им. М. Горького
Кадр из фильма «Королевство кривых зеркал» (1963) / Киностудия им. М. Горького

«Там, на неведомых дорожках…» (1982 год, режиссёр Михаил Юзовский)

Школьник Митя, приехав на каникулы в деревню, попадает в волшебную страну, где вместе с героями любимых книг вступает в борьбу со всеми сказочными злодеями: Кощеем Бессмертным, Соловьём-разбойником, Лихом одноглазым. Находчивость Мити помогает выпутываться, казалось бы, из безнадёжных ситуаций.

«После дождичка в четверг» (1985 год, режиссёр Михаил Юзовский)

Однажды, после дождичка в четверг, у царя Авдея родился первенец. В тот же день на свет появился мальчик у ключницы Варвары, а в капусте был обнаружен новорождённый подкидыш. Всех троих нарекли Иванами, а царь Авдей приказал растить детей вместе. Однако ключница положила в царскую люльку своего Ивана, а двух других отдала на каторгу.

Прошло двадцать лет, и вот перед всеми тремя Иванами встала задача – победить Кощея Бессмертного и освободить прекрасную царевну Милолику.

«Нельзя не вспомнить Михаила Юзовского – замечательного сказочника, который работал гораздо позднее Роу. Всеми любимые его сказки – «Там, на неведомых дорожках…» и «После дождичка в четверг». Оба фильма сняты в 80-е годы и в них можно отследить смесь различных жанров: комедии, приключений, волшебства и фантастики. В сказочной ленте про школьника Митю дети – главные действующие лица. А в фильме «После дождичка в четверг» зрителя встречают уже более взрослые персонажи. Тем не менее киносказка не перестаёт быть сказкой. Главное достоинство всех режиссёров студии, в том числе Михаила Юзовского, – они умели выбирать на главные роли очень ярких, харизматичных артистов, которые не боялись изменять себя внешне, быть смешными, нелепыми в кадре», – комментирует киновед.
Кадр из фильма «После дождичка, в четверг…» (1985) / Киностудия им. М. Горького
Кадр из фильма «После дождичка, в четверг…» (1985) / Киностудия им. М. Горького

«Волшебная лампа Аладдина» (1967 год, режиссёр Борис Рыцарев)

Злой колдун-магрибец владеет множеством заклинаний, ему открыты тайные знания. Но даже ему доступны не все магические возможности. Чародей обращается к звёздам, чтобы они открыли ему имя человека, который сможет найти волшебную лампу, исполняющую желания. Так он узнаёт, что повелителем лампы станет простой багдадский юноша смелого и весёлого нрава Аладдин, которому не помеха даже бедность. Но у Аладдина тоже есть мечта – встреча с неприступной красавицей Будур, дочерью султана.

«Волшебная лампа Аладдина» – одна из немногих сказок, снятых на студии по восточным мотивам. С одной стороны, это немного мрачноватая киносказка, с другой – она увлекает, несёт за собой зрителя за счёт рассказанной истории, хорошего и очень доброго юмора», – поясняет киновед.
Кадр из фильма «Волшебная лампа Аладдина» (1967) / Киностудия им. М. Горького
Кадр из фильма «Волшебная лампа Аладдина» (1967) / Киностудия им. М. Горького

«Финист – Ясный сокол» (1975 год, режиссёр Геннадий Васильев)

В стародавние времена жил на Руси пахарь, звали его Финист. Был он могучим богатырём, защищал отчизну от чужеземных захватчиков. Но однажды хитроумный прихвостень заморского царя заманил его в подземелье и заколдовал. Превратился богатырь в страшное чудище. А расколдовать его может только красна девица: если полюбит его в таком облике – он снова станет прежним. И тогда злым силам уж точно несдобровать.

«Этот сказочный фильм снял ученик Александра Роу, режиссёр Геннадий Васильев. Изначально идея создать киноленту вынашивал Роу, но, к сожалению, не успел её воплотить в жизнь, потому что ушёл от нас. Васильев подхватил идею своего мастера и снял совершенно замечательную и волшебную сказку о противостоянии добра и зла. В этом удивительном сказочном фильме, как и в других лентах Киностудии имени Горького, лейтмотив – о том, что добро всегда побеждает зло», – заключил Алексей Тремасов.