Найти тему
17,8K подписчиков

Венгерский рок. Часть 29. After Crying. Окончание.

129 прочитали

2000-е начались для столпов венгерского прога с многочисленных концертов, участия в фестивалях прогрессивной музыки и выпуска пары альбомов с записью "живых" выступлений.

Фото взято на zene.hu
Фото взято на zene.hu

В 2000-ом увидел свет концертник "Struggle for Life", выглядящий как своеобразный "Best of..." как в полном двухдисковом варианте, так и в сокращенной сингл-CD версии "Essential"

Ютуб-канал After Crying – тема

Рецензенты были в восторге, называя альбом "уникальной смесью классики, джаза, рока, симфонии и авангарда". Звучали традиционные сравнения с музыкой Gentle Giant по сложности и универсальности, с ELP по звуку клавишных и с King Crimson по игре гитариста. В представленном кавере на "Starless" от Малинового Короля принял участие не кто иной, как сам Джон Уэттон, певший оригинальную версию.

Среди участников записи уже знакомые нам Эгервари, Леньял, Пейцик, Торма, Винклер и двое новичков Габор Легради (Légradi Gabor - vocals) и Жолт Мадаи (Madai Zsolt - drums & percussion, synthesizer).

А годом спустя вышел "Bootleg Symphony" с тем же составом плюс отдельно отмеченный Тамаш Гёргени в качестве автора лирики.

Ютуб-канал After Crying – тема

Этот диск, как это следует из его названия, является ещё одним зафиксированным свидетельстом оркестровых симфонических претензий наших героев. Нет, до полноценного оркестра венгры всё-таки не дотягивают, несмотря на наличие духовых и струнных инструментов. А четырехчастное произведение, состоящее из по-другому аранжированных вещей с предыдущих альбомов и нескольких новых треков, формально не может считаться симфонией, так включает в себя вокальные фрагменты. Но это и не традиционный симфоник-прог, который при всей своей симфоничности и прогрессивности всё же является по сути рок-музыкой. Похоже, что на этой пластинке After Crying максимально близко подошли к решению поставленной в самом начале творческого пути задачи стирания грани между музыкой классической и популярной, найдя между ними удивительный баланс. Кто-то скажет, что моментами "Bootleg Symphony" очень схож (особенно, когда звучит рояль) с лучшими моментами "живых" записей Эмерсона, Лейка и Палмера. А я отвечу, что ELP по сути стремились к той же амбициозной цели, только не озвучивая её.

Занесем два блестящих "живых" выступления в копилку достижений After Crying, отметим, что в 2000-х годах они регулярно были в числе главных исполнителей на международных фестивалях прогрессивной музыки, и двинемся дальше к альбому "Show" (2003), который несмотря на намекающее название был первым за шесть лет студийником.

Ютуб-канал whizz549

У группы вместо Габора Легради появляется новый вокалист Золтан Батки (Bátky Zoltán), до прихода в After Crying певший в венгерской прог-метал команде Stonehenge. Остальная честная компания на месте. Женский вокал обеспечивают старая знакомая Юдит Андрейски и София Катона. Коллектив не стоит на месте и экспериментирует в духе времени с электронным звучанием, индастриалом, рэпом, тем не менее звучит очень рОково, несмотря на наличие многочисленной (десять человек) медной духовой секции. Позабавило мнение одного из рецензентов, высказавшегося в том духе, что если кто-то из любителей прога "со стажем" начнет ругать нынешнее положение дел, дескать всё не то и не так, то ему надо поставить "Show". И пусть у него челюсть отвиснет.

Следующий лонгплей появится спустя ещё восемь лет, но группа продолжает гастролировать и выступать в сопровождении симфонических оркестров в разных странах мира.

Один из концертов, правда, без оркестра был зафиксирован в 2007 на DVD.

Ютуб-канал Bence Nagy

Видео-версия концертной работы After Crying впечатляет, пожалуй, даже поболее, чем аудио. Поражает мастерство воспроизведения столь сложных композиций в сочетании с кажущейся легкостью работы всех участников ансамбля. Рекомендую к просмотру. Но приготовьтесь выпасть из жизни почти на два часа. Именно столько длится это фееричное звуковое пиршество.

В 2011-ом увидел последний на сегодняшний день студийник венгров "Creatura"

Вновь симфо-роковая четырехчастная сюита, вновь парад музыкальных жанров. Кроме симфо-прога и традиционных отсылок к классике присутствуют и жесткие роковые номера, и джаз, и нью-эйдж, и даже танго

Ютуб-канал Yollee59

А голос рассказчика на фоне тревожной и загадочной фоновой музыки в композиции "Vagy-E Még?" навел меня на мысли о знаменитой "Войне миров" Джеффа Уэйна. Как всегда на месте и великолепные духовая и струнная секции.

Кстати, альбом, как и произведение Уэйна, концептуальный. Он рассказывает о прилетевшем с другой планеты существе по имени Креатура (это имя и переводится с латыни как "Существо"), и его попытках постичь человеческий склад ума. Четыре части имеют названия сторон света (Запад, Север, Восток, Юг). Но ощущение некой вторичности не покидало меня при прослушивании данного опуса. Да, сделано хорошо, но не потрясающе, как было раньше.

В том же году "Creatura" была исполнена "живьем" в будапештском Дворце Искусств и издана в составе двойного CD плюс DVD под названием "AC XXV - Anniversary Concert" в 2013-ом. На втором аудио-диске и DVD было запечатлено очередное выступление группы с оркестром. На сей раз честь выпала коллективу с названием Оркестр "Голубой Дунай". Музыка Аарона Копленда, ELP, Густава Хольста, Петера Пейцика. "Фанфары для обычного человека" -

Ютуб-канал Zsolt Madai

Замечу, что два последних вышеупомянутых диска группа записывала с новым пианистом/клавишником Чабой Эрёшем (Eros Scaba) вместо покинувшего коллектив Леньяла.

Группа выступала в этом же Национальном Концертном Зале им. Бартока Дворца Искусств ещё несколько раз. Концерт 2015 года есть на Ютубе. А последнее на сегодня выступление состоялось там в 2017-ом

На официальном сайте есть строки о том, что в 2022 году After Crying планировали выпустить новый студийный опус под названием "Ecce Homo", но, судя по отсутствию новостей о нем в Сети, не сложилось.

Подводя, я надеюсь, промежуточный итог карьеры выдающейся венгерской группы, хочу сказать, что мастерство, талант и оригинальная и неизменная творческая концепция, не прогибающаяся под сиюминутную моду, отсутствие стремления заработать деньги любым путем позволяют моим героям создавать произведения, в которых органично соединяются академическая и популярная музыка, произведения с глубоким и серьезным содержанием и при этом востребованные слушателями. Увы, этот путь доступен не всем.

Бонус. Петер Пейцик помимо работы в группе активно пишет музыку для театральных постановок и кино, помогает другим артистам, сочиняет и записывает академическую музыку. Вот пара его работ, касающихся темы, которая вновь стала актуальной в связи с последними мировыми событиями

На этом пока всё. Ждите продолжения венгерского цикла от неподражаемого МЮ.

Автор заметки - БиС.

Предыдущие заметки цикла:

Про After Crying -

Венгерский рок (полностью) -