Найти в Дзене
Сценарист.ру

Хитрости сценариста: Вычитка

Вычитка текста
Вычитка текста

Автор: Александр Кузнецов

Одна серия сериала, объёмом 52 минуты — это примерно 70 000 знаков.

Соответственно, страница сценария в американке — это 1350 знаков с пробелами. Услуги профессионального корректора и редактора, для большинства пишущих авторов — роскошь. Корректорская правка сценария обойдётся автору в 6 250 ₽ (120 ₽/стр.), редакторская — 9 350 ₽ (180 ₽/стр.).

Вопрос самостоятельной, корректуры, редактуры и (главное) вычитки текста перед публикацией без некоторых навыков и хитростей — крайне непростая задача.

Решение этой задачи начинается с организации режима дня и рабочего расписания.

Правило первое: Обязательное разделение творческой работы, требующей от вас фантазии и креатива, и механической работы, требующей мелкой моторики и внимания.

Правило второе: Ставьте будильник и меняйте творческую и механическую работу каждые два часа.

Непрерывно работать над текстом больше двух часов — нельзя. Мозг оченьэнергозатратный орган. Через 1,5-2 часа концентрации внимания наступает физический предел — медицинский факт. Заметьте, и трудовой кодекс, и устав гарнизонной службы этот факт учитывает: смена часовых, и рабочий перерыв, переименованный в «перекур», происходят каждые два часа.

Через два часа работы над текстом мозг уже знает содержание фрагментов текста и начинает обманывать, так как вы уже не читаете текст, а вспоминаете написанное. Увидеть, что персонаж ночует на «стойке», а не на «стРойке» — невозможно.

Что делать?

В теории, проблему с орфографией, опечатками и грамматикой, решает сервис https://orfogrammka.ru. Однако проблему, с ошибками в падежах, смысловыми опечатками, неправильными окончаниями и словами, пропавшими при редактуре, он не решит. Бороться с такой проблемой возможно только на слух.

Ещё раз: опечатки нельзя увидеть, но можно услышать со стороны, если читать текст именно так, как он написан. Для объективной вычитки "на слух" отлично подходит «говорилка» сервиса https://mail.ru, которая автоматически «прикручена» к отправляемым письмам и загруженным файлам вКонтакте

Как использовать:

Шаг 1

Прогоняем текст через https://orfogrammka.ru и https://glvrd.ru. Сохраняем.

Шаг 2

Готовим письмо самому себе. Прикрепляем к письму вычитываемый файл.

Шаг 3

Открываем прикрепленный к письму файл, в новой вкладке браузера, в режиме предпросмотра. В правом верхнем углу ищем пиктограмму принтера и многоточие (…).

Шаг 4

Кликаем на многоточие, и на всплывающем подменю, ищем вторую строчку сверху: «Immersive Reader».

Кликаем. Загружается «говорилка». Кликаем на пиктограмму «динамик с шестерёнкой».

Шаг 5
Слушаем текст. Вносим правки.

P/S. Эта методика, кроме вычитки, даёт ещё один приятный бонус: вы услышите текст и диалоги взглядом со стороны.

Наблюдения из личной практики.

Норма выработки сценариста — 11-12 страниц, в день. Это примерно 15 000 символов . Сосредоточившись на наборе текста, при средней скорости печати 100 уд./мин., автор справится с задачей за 3,5 часа (два подхода, по 1,5 часа + получасовой перерыв).

Слушая в наушниках диктофонную запись, аудиоверсии черновиков сцен, я почти не задумываясь пишу дневную норму за 2-2,5 часа (с 7:30 до 10:00). Личный рекорд непрерывного набора сценария — 33 стр.

Уложился за 5 часов: в три подхода по 1,5 часа с перерывами на душ (есть такое страшное слово — дедлайн).

Режим эффективного рабочего дня:

с 7:00 до 7:30 — легкий завтрак.

с 7:30 до 10:00 — печатный набор 10-11 стр. Слушаю материалы надиктованные на диктофон, ещё вчера.

с 10:00 до 11:00 — редактура, и вычитка текста на слух. Правки.

с 11:00 до 13:00 — «стратегический креатив», и работа по плану. Работаю в блокнотах, над скелетами и структурой истории (проработка поэпизодников и синопсисов).

с 13:00 до 14:00 — обед.

с 14:00 до 16:00 — первая прогулка на ~ 5км (парк/лес), с блокнотами в сумке и диктофоном в руках. Глядя в записи диктую черновики в режиме «потока сознания» и «необдуманного бреда».

с 16:00 до 18:00 — разбор черновиков, и стенографическое конспектирование идей «стратегических записей» прошлого дня. Сегодняшние «стратегические записи» принципиально не трогаю, не слушаю и не открываю. Циклическое прослушивание и «тактический креатив»: проработка стэп-листов, ближайших 7-8 сцен. Распечатка степ-листов и конспектов.

с 18:00 до 19:00 — ужин.

с 19:00 до 22:00 — вторая прогулка на ~10 км, с папкой планшетом и диктофоном в руках. Надиктовка аудиоверсии сцен, которые я буду печатать завтра утром.

с 22:00 до 6:00 — сон.