Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Церковь Успения Богородицы на Успенском Вражке, или Храм, названный в честь самого себя

Оглавление

Как так? Автор часом не заговаривается?

И главное, почему храм Успения на Успенском? Тавтология? Не совсем.

Дело в том, что в старину через местность, которая сейчас располагается между улицами Тверская и Большая Никитская, пролегал овраг (или вражек, как тогда говорили). По его руслу бежала речка, приток Неглинки. Сейчас и она, и Неглинка спрятаны под землю. Речка называлась точно так же, как и сам овраг – Успенским Вражком, по имени храма Успения Пресвятой Богородицы, стоявшего на краю оврага с начала шестнадцатого века. По крайней мере, название «Успенский Вражек» упоминалось еще в Никоновской летописи.

А поскольку Успенских храмов в Москве и других городах существовало много, также как и Покровских, Рождественских или Воскресенских, то им было принято давать вторые, уточняющие имена – как правило, по их фактическому месторасположению. Вот так и получилось, что сначала речка стала называться Успенским вражком из-за того, что протекала вдоль оврага, на котором стоял Успенский храм, а затем и храму присвоили уточняющее название «на Успенском Вражке» по имени реки.

Вот такие курьёзы топонимики!

Здание, которое мы видим сейчас – одна из очень немногих церковных построек в ярко выраженном стиле эклектики.

Внутри храма
Внутри храма

Кстати, стоит заметить, что на самой Тверской улице нет ни одного храма, лишь несколько церквей спрятаны по отходящим от неё переулкам. Этот же храм, стоящий в Газетном переулке, не заметить, гуляя по улице, практически невозможно. Недаром в девяностых годах двадцатого века он считался одним из красивейших в Москве. А подойдя к нему, невозможно не остановиться, любуясь его необычным видом (4 фото).

Есть в нем что-то от Италии эпохи Возрождения!

Особенно меня покорили два горельефа работы скульптора Николая Рамазанова на его фасаде (2 фото).

Такие объемные лепные украшения, кстати, в целом были необычны для московских храмов того времени, хоть и нередко использовались в церквях Санкт-Петербурга. Но, примерно в то же самое время, что и этот храм, в Москве возводился грандиозный по масштабам храм Христа Спасителя, где в числе прочих новаторских приемов использовалось множество горельефов, и это новшество решили использовать и здесь. Да и материал, из которого они были изготовлены – английский портланд-цемент – необычен и нов для России.

-5

Налюбовавшись внешним видом, мне, конечно, захотелось хотя бы немного разузнать…

…Об истории этого храма

Древние документы свидетельствуют о том, что первую каменную церковь на месте той самой, деревянной, построили в 1647 году на средства одного из ее прихожан, Григория Горихвостова – представителя одного из древних дворянских родов Москвы. Тот храм просуществовал около двухсот лет, пока архитектором Никитиным по заказу известного благотворителя, купца Сергея Афанасьевича Живаго на его месте не был возведен новый (3 фото).

Освящал свежевыстроенную церковь в 1860 году митрополит Филарет, при этом заметив, что она «принадлежит к числу лучших и наиболее посещаемых молящимися церквей Москвы» и выразив Сергею Афанасьевичу благодарность за его жертвенность. Рассказывают, что и священник нового храма, и его прихожане просили митрополита представить его к заслуженной награде, но Живаго от наград отказался. Но до самой своей смерти Сергей Афанасьевич являлся церковным старостой, а после его кончины эту должность принял на себя его родной брат, Иосиф Афанасьевич.

Сергей Живаго: купец, сделавший рязанских бедняков богатыми банкирами. Изображение из открытых источников
Сергей Живаго: купец, сделавший рязанских бедняков богатыми банкирами. Изображение из открытых источников

В 1910 году в храме торжественно отпраздновали его пятидесятилетие, прихожане строили светлые оптимистические планы, но прошло меньше десяти лет, и в России…

…Наступили новые времена

К сожалению, Успенскому храму повезло гораздо меньше, чем церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. В 1924 году храм закрыли, а его здание отдали под исторический архив. Успенский переулок переименовали в улицу Огарева (помните советский фильм «Огарева, 6» – продолжение детектива «Петровка, 38»?)

А в 1979 году в нем открыли телефонный узел. Многие удивлялись даже, насколько красивое, уникальное здание отведено под такую банальную контору. Тем не менее, почти двадцать лет вдоль церковных стен стояли телефонные кабинки для междугородных переговоров, а в алтаре расположилась касса. Прямо через царские врата посетители могли оплатить счета за домашний телефон или разменять мелочь для таксофона. Один лишь чудом сохранившийся шатер колокольни выдавал прежнюю принадлежность постройки.

-8

В 1998 храм вернули Церкви, восстановив утраченный в двадцатые годы кокошник и внутреннее убранство. Которое тоже совершенно уникально и непохоже ни на что, виденное мной прежде (12 фото).

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.

Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!