Когда я потерял работу, моя дочь сразу же нашла мне новую. Так я начал присматривать за внучкой, хотя и надеялся вернуться в свою профессию. Еще недавно жизнь шла вперед, и в этом водовороте я чувствовал себя как рыба в воде.
У меня было достаточно сил и здоровья, чтобы справляться с трудностями, хотя несколько лет назад мне исполнилось пятьдесят. У меня была ответственная должность в крупной компании и достойная зарплата. Живи и радуйся! Но вдруг все закончилось.
Экономический кризис вынудил моего работодателя сократить количество самых старых сотрудников. Я оказался среди них. Было больно резко потерять работу. Я отдал компании столько лет своей жизни, и что я получил взамен? Однако я не сдавался. У меня была квалификация и опыт, но работы для меня не было. После нескольких месяцев вынужденного бездействия я метался по квартире, как тигр в клетке. Семья начала волноваться.
— Папа, только бы ты не пошел по стопам Лапки из книги, которую мы сейчас читаем Марине, — как-то полушутя сказала мне дочка.
Я вопросительно посмотрел на нее.
— Ну, это лошадь из книги. Всю свою жизнь она таскала тележку по шахте, а когда ослепла, ее отцепили, чтобы она могла отдыхать, — стала пояснять Вика.
— Спасибо за сравнение, — выпалил я, но она перебила меня.
— Знаешь, что с ней случилось? Она не выдержала и умерла без работы.
— Вика! Как ты обращаешься к отцу! — крикнула из кухни супруга, которая хорошо расслышала ее слова.
В такие моменты я забывал, что наша дочь — мать двоих детей и ей уже за тридцать лет.
— Я забочусь о своем папе, — обиделась Вика. — Долгое нахождение дома без работы приводит к плохим случаям. Исследования говорят.
— Знаешь, тебе лучше уйти, дорогая, — совсем не выдержала моя жена. — Я вот не посмотрю, что ты уже взрослая, и возьму ремень.
— Успокойся, я как раз уходить уже собираюсь. Я вообще пришла к вам совсем по другому поводу. Ярослав вчера заболел, а Маринка еще не подхватила от него заразу, так я хочу попросить, чтобы дочка побыла пока у вас.
— Конечно, мы возьмем малышку на несколько дней, — сказала жена. — Папа позаботится о ней. Правда? — спросила она меня.
Да, я все равно сижу дома. По крайней мере, мне это будет полезно. Хотя я планировал напомнить о себе нескольким коллегам, попросить их узнать, есть ли какие-нибудь вакансии в их компаниях. Но Маришка — моя любимая внучка, я не мог отказать в помощи.
Утром, прежде чем я встал, меня встретили бурно. Мчащаяся трехлетка с трудом остановилась перед кроватью и забралась на простыню в туфлях.
— Дедушка! — она завизжала.
Мое сердце растаяло. Ради таких моментов стоит даже потерять работу. До этого у меня не было времени на семью, я редко видел внуков.
— Мы уходим, — крикнули из прихожей жена и дочь, дверь хлопнула, мы остались одни.
— Позавтракаем? — энергично спросил я, вставая с маленьким сокровищем в руках.
— Нет, нет, нет! — пропела Марина и провела пальцами по моему веку, чтобы встретиться со мной взглядом.
Она ласковый ребенок со стальным характером. Я не хотел с ней спорить.
— Что тогда мы будем делать?
— Мы пойдем на детскую площадку, — скомандовала внучка.
— Отлично, — согласился я. — Дай мне минутку, а ты в это время…
Марина не слушала меня. Она открыла комод и уже внимательно осматривала украшения бабушки. Я думал, что площадка будет пустовать так рано, но ошибался. Я не мог найти свободное место на скамейке.
— Это все для ребенка? — спросил я молодого папу, который поставил большую сумку на скамейку. — Что же вы туда положили? — я улыбнулся и указал на его багаж.
— Раньше я думал, что ребенку нужно немногое, — мужчина посмотрел на небо. — Где те времена? Я для себя выяснил, что выгоднее брать лишние штаны для малыша с собой на прогулку, чем мчаться домой с воплями и не слишком сухим ребенком. У меня еще и домашняя еда с собой, потому что на свежем воздухе ребенку все время хочется что-то съесть, а если покупать еду в магазине, то разоришься.
Я был впечатлен. В мои молодые годы ребята практически не присматривали за детьми, но он, кажется, был счастлив и подошел к делу очень грамотно.
— Привет! Могу я получить немного места? — девочка ловко отцепила довольно крупного ребенка от коляски и посадила его в песочницу.
— Это Зоя, мать Лени, а я Денис, отец Паши, — сказал мой сосед по скамейке. — Ты здесь новенький?
Я рассказал, что внучка приехала к нам на несколько дней.
— Дедушка, я хочу пить, — Марина облокотилась на мое колено и уверенно посмотрела мне в глаза.
Я неуверенно посмотрел на магазин, который подвергся дискриминации со стороны Дениса.
— Пожалуйста, — прервал мои намерения молодой папа и отдал малютке сок.
Атмосфера на скамейке стала почти семейной, я пообещал себе, что на следующий день буду лучше подготовлен к детскому пикнику. Паша о чем-то разговаривал с Леней, а я думал, во что бы мне положить начатую баночку с соком, и задумался.
— Что вы думаете об этом?
Я вздрогнул от удивления, так как пропустил начало разговора.
— Об аренде. Ужасно высокой. Мы недавно расстались с одним кооперативом, так как в наши счета по аренде вписывали огромные коммунальные услуги.
— Какие именно сборы туда входили? — я заинтересовался.
— У нас невыгодные договоры на отопление и горячую воду. В них вписаны долги еще старых хозяев.
— Если вы создаете новое сообщество, договоры должны быть пересмотрены, — ответил я, с беспокойством наблюдая за назревающей дракой между детьми.
Марина оказалась атакующей стороной.
— Извините, — я вскочил и побежал разбираться.
— Ты понимаешь в этом? — спросил Денис, когда я вернулся.
— Что! Я же уже дедушка с большим опытом и вижу, что Марина не всегда уступает, поэтому считаю правильно вмешаться в такой конфликт.
— Я говорю о переговорах с ТЭЦ, — пояснил Денис.
— Ой! Об этом? Все гораздо проще, — улыбнулся я, не сводя глаз с готовящейся к новым военным действиям внучки. — Я умею вести деловые переговоры, занимаюсь этим много лет. Могу посоветовать, времени сейчас много.
Меня пригласили на собрание сообщества, я поговорил с ними и схватился за голову. Они были беспомощны как дети! Поэтому я взял дело в свои руки.
— У тебя стало лучше настроение в последнее время, — заметила жена. — Эта работа пошла тебе на пользу, Стасик.
Действительно, у меня была работа, я чувствовал себя нужным и более оптимистично смотрел в будущее. Когда мне удалось сократить счета за горячую воду и отопление, я стал чем-то вроде местного героя, так как Денис всем меня рекомендовал.
— У меня есть отличное предложение, — сказал Денис, обращаясь ко мне, когда мы в очередной раз пересеклись на детской площадке. — Я считаю, что нам нужен администратор, чтобы справиться с нашим бизнесом. Станислав, сейчас вы нам бесплатно уделяете свое время, но такого профессионала нельзя упускать, и директор предлагает вам место в фирме.
Я был удивлен. Я не думал о такой карьере, но раз появилась возможность, то согласился. На начальном этапе фирма не могла платить слишком много, но меня это не беспокоило. Ситуация была временной. Мы выиграли большое дело в суде, и бессрочные платежи значительно снизились. Слухи распространились, и, к моему изумлению, ко мне пришла еще одна фирма, которая предложила подработку. И я принял их предложение.
У меня стало больше работы, но не такой утомительной, как работа, которую я делал раньше. Сейчас моя жизнь замедлилась, я стал видеть красоту природы и стал довольно частым гостем на детской площадке.
— Маринка скоро совсем переедет к вам, — с завистью жаловалась дочь. — Я постоянно слышу, что она хочет к дедушке. Она даже счастлива, когда болеет простудой, потому что тогда приходит дедушка на несколько дней.
— И я иногда не хочу идти домой, а хочу еще побыть с внуками, — гордо сказал я.
— Ты изменился, папа, — Вика посмотрела на меня. — Ты, как бы сказать, расслабился.
— Только теперь я живу. Я работаю, но у меня есть время для семьи. Я не хочу повторить судьбу лошадки Лапки, — рассмеялся я.
— Я рада, что ты на меня не сердишься, — улыбнулась Вика.
— А за что мне сердиться? Я, кстати, прочитал эту детскую книжку и даже всплакнул, так она была похожа на меня. Серьезно, дорогая, ты была права. Я сделал ошибку, когда отдал работе всю жизнь, только сейчас я это понял. Как оказалось, оно того не стоило.
Вика возвращалась домой довольной. Я стоял у окна и прощался с внучкой. Я получил еще одно предложение от другой крупной фирмы. Но я уже знал, что не соглашусь на больший объем работы, чем у меня уже есть.