Найти тему
Фантастика на всю

"Гиперболоид..." и "Крах инженера Гарина". Два совершенннно разных фильма по одному роману

Как известно, Алексей Толстой закончил работу над фантастическим романом "Гиперболоид инженера Гарина почти 100 лет назад - в 1927 году, начав его тремя годами ранее. Пересказывать роман смысла нет - он всем давно знаком, а если нет - это недолго восполнить: объём небольшой, читается легко.

Обложка книги "Гиперболоид инженера Гарина". 1 издание, издательство Госиздат 1927
Обложка книги "Гиперболоид инженера Гарина". 1 издание, издательство Госиздат 1927

В романе есть авантюрные приключения, схватки, погони, убийства, революционные настроения (как же без них, в СССР-то), и зловещие фигуры негодяев всех мастей...
Естественно, такой роман не мог остаться без внимания киномастеров. Было снято две экранизации:
1. «Гиперболоид инженера Гарина»
2. «Крах инженера Гарина»

-2

Каждая из этих картин имеет свои преимущества и недостатки, свою художественную ценность и... соответствие с оригиналом.

Фантазия на тему... Кто автор - к сожалению, не знаю (с) Навал-мануал, Яндекс.Картинки
Фантазия на тему... Кто автор - к сожалению, не знаю (с) Навал-мануал, Яндекс.Картинки

Итак, рассмотрим оба эти фильма:

Первый из них, «Гиперболоид инженера Гарина».

Вот что о нём пишет КиноПоиск:

Производство: СССР, к/с им. Горького
Жанр:
фантастика
Режиссер:
Александр Гинцбург
Сценарий:
Александр Гинцбург, Иосиф Маневич, Алексей Толстой
Оператор:
Александр Рыбин
Композитор:
Моисей Вайнберг
Художник:
Евгений Галей
Возрастная категория:
16+
Продолжительность: 96 минут

Сейчас бы этот плакат назвали "постер".
Сейчас бы этот плакат назвали "постер".

Сюжет: 1925 год. Русский инженер Пётр Гарин, используя открытие профессора Манцева, создаёт оружие небывалой разрушительной силы — гиперболоид, генератор мощного теплового луча. Он решает использовать гиперболоид для осуществления своей идеи — стать правителем мира. За Гариным и его гиперболоидом начинается охота как советских спецслужб, так и иностранных капиталистов.

Гарин отбивается от гангстеров с помощью гиперболоида (с) Кадр из фильма
Гарин отбивается от гангстеров с помощью гиперболоида (с) Кадр из фильма
Финал - в полном соответствии с романом (с) Кадр из фильма
Финал - в полном соответствии с романом (с) Кадр из фильма

Оценки критиков:

«Несмотря на редкостный по звучности имён актёрский состав, фильм не удался. Была совершена типичная ошибка экранизаторов больших произведений прозы. Стремление не упустить основные сюжетные ходы приводит к беглости — мелькнул персонаж, пролетело событие — и дальше, дальше, скорее; экранного времени не хватает, чтобы всмотреться в лица, разобраться в сути событий…В результате получился событийно-приключенческий боевик с весьма поверхностной философией».
— "НФ", выпуск 29, 1984, с. 207—208

Оценки кинокритиков были неоднозначны:

Кинокритик В. С. Иванова увидела «поразительное в своей унылой дотошности зрелище» и написала:
«Только в финале фильма, в длинной панораме пустынного острова с двумя слоняющимися по нему жалкими фигурками почти дикарей… только в этом финале на минуту проглянуло что-то от толстовского уничтожающего сарказма. Проглянуло и… И в зале зажегся свет».

В отличие от В. С. Ивановой, киновед и кинокритик А. В. Фёдоров выделял «неординарность аудиовизуального решения» фильма.

…явно выделяется изысканное изобразительное решение первой — чёрно-белой экранизации «Гиперболоида инженера Гарина» (1965), выполненное в духе film noir (американские и французские фильмы с криминальным сюжетом 1940-х — 1950-х годов с мрачными мотивами обречённости, фатализма и элементами экспрессионизма): здесь и игра с линейной светотенью в ночных сценах, и контрастные перепады чёрного и белого в сценах дневных, и использование широкоугольного объектива, необычных точек съемки и т. п. <…> Под стать визуальному стилю фильма оказалась и динамично-нервная, а местами и ироничная музыка композитора М. Вайнберга…

По мнению культурологов А. Новиковой и О.Тимофеевой, использование эстетики film noir «не только делает фильм более зрелищно привлекательным, но и позволяет представить средствами кино внутренний мир одержимого фанатичными идеями героя». Исполнителю роли инженера Гарина Евгению Евстигнееву удалось показать «его психологически убедительным фанатиком идеи обладания миром: умным, расчётливым и упорным, не чуждым иронии». При этом «лексика, мимика и жесты его персонажа лаконичны и подчинены прагматике сюжетных обстоятельств».

Рейтинг фильма "Гиперболоид..." по версии КиноПоиска (с) Скрин с экрана
Рейтинг фильма "Гиперболоид..." по версии КиноПоиска (с) Скрин с экрана

Второй фильм - «Крах инженера Гарина»

снят в гораздо большей степени "по мотивам" фантастического романа. Тут нет ни боевого применения гиперболоида, ни добычи "олевиновой руды" на тихоокеанском острове. Зато, авторы обильно разбавили сюжет любовными линиями, "убили" в автокатастрофе Зою Монроз...

Производство: СССР
Жанр: фантастика
Режиссер: Леонид Квинихидзе
Сценарий: Сергей Потепалов, Алексей Толстой
Оператор: Вячеслав Фастович
Композитор: Владислав Успенский
Художник: Борис Быков, Татьяна Кочергина, И. Мишина
Премьера в мире: 15 октября 1973
Возрастная категория:
0+
Продолжительность: 247 минут

-8

Сюжет: В конце 20-х годов в Петрограде на Крестовском острове найден труп человека, похожего на инженера Гарина. Сам же Гарин сумел воспользоваться гениальным открытием ученого Манцева и сконструировал аппарат, обладающий разрушительной силой.

Кадр из фильма "Крах инженера Гарина". В роли гиперболоида - любительский телескоп...
Кадр из фильма "Крах инженера Гарина". В роли гиперболоида - любительский телескоп...
Инженер Гарин с прототипом своего аппарата. Я, конечно, в музыке разбираюсь слабо, но мне почему-то кажется, что это - фагот (с) Кадр из фильма
Инженер Гарин с прототипом своего аппарата. Я, конечно, в музыке разбираюсь слабо, но мне почему-то кажется, что это - фагот (с) Кадр из фильма

За этим изобретением начинается опасная охота. Инсценировав гибель, он эмигрирует из России и под видом французского коммерсанта пытается завязать контакты с главой одного из европейских финансовых концернов Роллингом. Конечная цель Гарина - власть над миром...

Инженер Гарин ведёт "огонь на поражение": руки на гашетках, как в пулемёте "МАксим"
(с) Кадр из фильма
Инженер Гарин ведёт "огонь на поражение": руки на гашетках, как в пулемёте "МАксим" (с) Кадр из фильма
Гарин и Зоя. По фильму "Крах..." без неё вполне можно было бы обойтись... 
(с) Кадр из фильма
Гарин и Зоя. По фильму "Крах..." без неё вполне можно было бы обойтись... (с) Кадр из фильма

Фильм критикам не понравился, видимо из-за слишком уж вольного обращения с сюжетом:

Список отличий, опубликованный на Википедии
Список отличий, опубликованный на Википедии
Несмотря на присутствие талантливых актёров, вторая киноверсия романа получила низкие оценки критиков. Нарекания вызвала и игра подавляющего большинства актёров, включая исполнителей главных ролей. Про Борисова журнал «Крокодил» (под заголовком «Крах режиссёра Квинихидзе») написал, что Гарин у него вышел «какой-то бледненький», про Белявского сообщил, что режиссёр не знал, что делать с этим «посторонним персонажем» (Шельга), и потому засунул его на 2 серии в больницу.
Википедия

В. А. Ревич писал, что «в соперничестве с А. Толстым авторы фильма весьма последовательны». В частности, он коснулся воплощения важного для романа образа Зои Монроз. В романе «она авантюристка с размахом, глобального масштаба», Зоя «всё ставит на карту: встречные мужчины — и Ролинг, и капитан Янсон, и сам Гарин — лишь пешки в её собственной крупной игре», при этом в ней «есть какое-то зловещее очарование, напоминающее очарование «трёхмушкетёрской» Миледи».

Авторы фильма выдают нам другую Зою — взбалмошную, слабонервную дамочку, которая чуть что принимается рыдать или молиться…<…> Главная героиня романа превратилась в проходной, не оказывающий никакого влияния на сюжет персонаж, настолько необязательный, что опять-таки авторы не знают, что с ним делать, и убирают Зою из жизни и из фильма в начале четвёртой серии.
"НФ", выпуск 29, 1984, с. 209—210

Современному зрителю фильм понравился, о чём можно судить по рейтингу:

КиноПоиск о фильме "Крах инженера Гарина" (с) Скрин с экрана
КиноПоиск о фильме "Крах инженера Гарина" (с) Скрин с экрана

Если интересует моё мнение, то я бы отдал предпочтение более старому фильму, с Евстигнеевым. Александр Гинцбург отнёсся к роману с бОльшим уважением, более бережно, что ли. Пусть в его фильме много персонажей, которые лишь промелькнули и не всегда понятно для чего, но они - есть, они действуют и их появление, в основном, оправдано. Если был персонаж в романе - зачем его убирать.
Опять-таки, "Гиперболоид..." более динамичен, не перегружен посторонними линиями, а работа актёров - более яркая, хотя техника и традиции кино 1960-х оставили свои следы...

Что касается "Краха...", то после прочтения книги смотреть фильм - полнейшее разочарование. И всё-таки, оба фильма зрители любят, и надо полагать, есть за что!

Да здравствует Воображение!

Viva Imaginatia!

При подготовке статьи были использованы материалы:
КиноПоиск-1
КиноПоиск-2
Навал-мануал
ПопГан

Другие публикации канала - тут

Помочь каналу можно совершив перевод на карточку
РНКБ: 2200 0207 0396 7564
или
СБЕР: 2202 2036 5541 9531
Если хотите ознакомиться с книгами автора канала, жмите здесь

Случается, что некоторые публикации канала ограничивают в показах. Чтобы вас это не тревожило - не забывайте подписываться!

--------------------

Уважаемый читатель!
Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития канала "ФНВ". Спасибо, что ты с нами!

Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц