Как известно, Алексей Толстой закончил работу над фантастическим романом "Гиперболоид инженера Гарина почти 100 лет назад - в 1927 году, начав его тремя годами ранее. Пересказывать роман смысла нет - он всем давно знаком, а если нет - это недолго восполнить: объём небольшой, читается легко.
В романе есть авантюрные приключения, схватки, погони, убийства, революционные настроения (как же без них, в СССР-то), и зловещие фигуры негодяев всех мастей...
Естественно, такой роман не мог остаться без внимания киномастеров. Было снято две экранизации:
1. «Гиперболоид инженера Гарина»
2. «Крах инженера Гарина»
Каждая из этих картин имеет свои преимущества и недостатки, свою художественную ценность и... соответствие с оригиналом.
Итак, рассмотрим оба эти фильма:
Первый из них, «Гиперболоид инженера Гарина».
Вот что о нём пишет КиноПоиск:
Производство: СССР, к/с им. Горького
Жанр: фантастика
Режиссер: Александр Гинцбург
Сценарий: Александр Гинцбург, Иосиф Маневич, Алексей Толстой
Оператор: Александр Рыбин
Композитор: Моисей Вайнберг
Художник: Евгений Галей
Возрастная категория: 16+
Продолжительность: 96 минут
Сюжет: 1925 год. Русский инженер Пётр Гарин, используя открытие профессора Манцева, создаёт оружие небывалой разрушительной силы — гиперболоид, генератор мощного теплового луча. Он решает использовать гиперболоид для осуществления своей идеи — стать правителем мира. За Гариным и его гиперболоидом начинается охота как советских спецслужб, так и иностранных капиталистов.
Оценки критиков:
«Несмотря на редкостный по звучности имён актёрский состав, фильм не удался. Была совершена типичная ошибка экранизаторов больших произведений прозы. Стремление не упустить основные сюжетные ходы приводит к беглости — мелькнул персонаж, пролетело событие — и дальше, дальше, скорее; экранного времени не хватает, чтобы всмотреться в лица, разобраться в сути событий…В результате получился событийно-приключенческий боевик с весьма поверхностной философией».
— "НФ", выпуск 29, 1984, с. 207—208
Оценки кинокритиков были неоднозначны:
Кинокритик В. С. Иванова увидела «поразительное в своей унылой дотошности зрелище» и написала:
«Только в финале фильма, в длинной панораме пустынного острова с двумя слоняющимися по нему жалкими фигурками почти дикарей… только в этом финале на минуту проглянуло что-то от толстовского уничтожающего сарказма. Проглянуло и… И в зале зажегся свет».
В отличие от В. С. Ивановой, киновед и кинокритик А. В. Фёдоров выделял «неординарность аудиовизуального решения» фильма.
…явно выделяется изысканное изобразительное решение первой — чёрно-белой экранизации «Гиперболоида инженера Гарина» (1965), выполненное в духе film noir (американские и французские фильмы с криминальным сюжетом 1940-х — 1950-х годов с мрачными мотивами обречённости, фатализма и элементами экспрессионизма): здесь и игра с линейной светотенью в ночных сценах, и контрастные перепады чёрного и белого в сценах дневных, и использование широкоугольного объектива, необычных точек съемки и т. п. <…> Под стать визуальному стилю фильма оказалась и динамично-нервная, а местами и ироничная музыка композитора М. Вайнберга…
По мнению культурологов А. Новиковой и О.Тимофеевой, использование эстетики film noir «не только делает фильм более зрелищно привлекательным, но и позволяет представить средствами кино внутренний мир одержимого фанатичными идеями героя». Исполнителю роли инженера Гарина Евгению Евстигнееву удалось показать «его психологически убедительным фанатиком идеи обладания миром: умным, расчётливым и упорным, не чуждым иронии». При этом «лексика, мимика и жесты его персонажа лаконичны и подчинены прагматике сюжетных обстоятельств».
Второй фильм - «Крах инженера Гарина»
снят в гораздо большей степени "по мотивам" фантастического романа. Тут нет ни боевого применения гиперболоида, ни добычи "олевиновой руды" на тихоокеанском острове. Зато, авторы обильно разбавили сюжет любовными линиями, "убили" в автокатастрофе Зою Монроз...
Производство: СССР
Жанр: фантастика
Режиссер: Леонид Квинихидзе
Сценарий: Сергей Потепалов, Алексей Толстой
Оператор: Вячеслав Фастович
Композитор: Владислав Успенский
Художник: Борис Быков, Татьяна Кочергина, И. Мишина
Премьера в мире: 15 октября 1973
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 247 минут
Сюжет: В конце 20-х годов в Петрограде на Крестовском острове найден труп человека, похожего на инженера Гарина. Сам же Гарин сумел воспользоваться гениальным открытием ученого Манцева и сконструировал аппарат, обладающий разрушительной силой.
За этим изобретением начинается опасная охота. Инсценировав гибель, он эмигрирует из России и под видом французского коммерсанта пытается завязать контакты с главой одного из европейских финансовых концернов Роллингом. Конечная цель Гарина - власть над миром...
Фильм критикам не понравился, видимо из-за слишком уж вольного обращения с сюжетом:
Несмотря на присутствие талантливых актёров, вторая киноверсия романа получила низкие оценки критиков. Нарекания вызвала и игра подавляющего большинства актёров, включая исполнителей главных ролей. Про Борисова журнал «Крокодил» (под заголовком «Крах режиссёра Квинихидзе») написал, что Гарин у него вышел «какой-то бледненький», про Белявского сообщил, что режиссёр не знал, что делать с этим «посторонним персонажем» (Шельга), и потому засунул его на 2 серии в больницу.
Википедия
В. А. Ревич писал, что «в соперничестве с А. Толстым авторы фильма весьма последовательны». В частности, он коснулся воплощения важного для романа образа Зои Монроз. В романе «она авантюристка с размахом, глобального масштаба», Зоя «всё ставит на карту: встречные мужчины — и Ролинг, и капитан Янсон, и сам Гарин — лишь пешки в её собственной крупной игре», при этом в ней «есть какое-то зловещее очарование, напоминающее очарование «трёхмушкетёрской» Миледи».
Авторы фильма выдают нам другую Зою — взбалмошную, слабонервную дамочку, которая чуть что принимается рыдать или молиться…<…> Главная героиня романа превратилась в проходной, не оказывающий никакого влияния на сюжет персонаж, настолько необязательный, что опять-таки авторы не знают, что с ним делать, и убирают Зою из жизни и из фильма в начале четвёртой серии.
— "НФ", выпуск 29, 1984, с. 209—210
Современному зрителю фильм понравился, о чём можно судить по рейтингу:
Если интересует моё мнение, то я бы отдал предпочтение более старому фильму, с Евстигнеевым. Александр Гинцбург отнёсся к роману с бОльшим уважением, более бережно, что ли. Пусть в его фильме много персонажей, которые лишь промелькнули и не всегда понятно для чего, но они - есть, они действуют и их появление, в основном, оправдано. Если был персонаж в романе - зачем его убирать.
Опять-таки, "Гиперболоид..." более динамичен, не перегружен посторонними линиями, а работа актёров - более яркая, хотя техника и традиции кино 1960-х оставили свои следы...
Что касается "Краха...", то после прочтения книги смотреть фильм - полнейшее разочарование. И всё-таки, оба фильма зрители любят, и надо полагать, есть за что!
Да здравствует Воображение!
Viva Imaginatia!
При подготовке статьи были использованы материалы:
КиноПоиск-1
КиноПоиск-2
Навал-мануал
ПопГан
Другие публикации канала - тут
Помочь каналу можно совершив перевод на карточку
РНКБ: 2200 0207 0396 7564
или СБЕР: 2202 2036 5541 9531
Если хотите ознакомиться с книгами автора канала, жмите здесь
Случается, что некоторые публикации канала ограничивают в показах. Чтобы вас это не тревожило - не забывайте подписываться!
--------------------
Уважаемый читатель!
Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития канала "ФНВ". Спасибо, что ты с нами!
Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)