Найти тему

Тайна родословия Господа нашего Иисуса Христа

Вопрос о смысле и значении генеалогических таблиц, содержащихся в Евангелиях от Матфея и Луки, обсуждался еще с первых веков Христианства. Среди писателей Древней Церкви, так или иначе, следует назвать Юлия Африканского, Оригена, свт. Епифания Кипрского, свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского и др.В русской богословской литературе также можно встретить толковательные исследования родословия Господа. Так, в XVIII в. свт. Димитрий Ростовский в "Четьях Минеях" указывает происхождение Иосифа Обручника, анализируя родословия у Матфея и Луки.

Древние писатели, сравнив общий характер и, в частности, начала Евангелий Матфея и Иоанна, называли первое (и сходные с ним – Марка и Луки) Евангелием– телесным, раскрывающим преимущественно мессианско-человеческую сторону лица Спасителя, – а второе –духовным, раскрывая более божественную или богочеловеческую сторону лица Иисуса Христа. "Евангелие духовное начинается духовной же, или божественной генеалогией Спасителя; в начале Евангелия телесного стоит плотское, или человеческое, родословие Христа."

"Приготовление человечества к принятию Искупителя совершилось, как известно, двумя параллельными путями: в иудействе – путем положительным, чрез непосредственные божественные откровения (Рим.9,4), а у язычников – отрицательным, который привел их к сознанию духовной беспомощности человека и к исканию высшей помощи от Бога, пока не ощутят Его и не найдут, хотя Он и не да-леко от каждого из нас (Деян.17,27)." Применительно к этому, можно сказать, написаны и Евангелия.

Еще св. Ириней Лионский отметил, что Матфей первоначально предназначал свое Евангелие для христиан из иудеев. Отсюда видна цель, – показать, что Хри-стос есть действительный Мессия, обетованный израильскому народу.

Евангелие же от Луки назначалось для христиан из язычников, при этом главной мыслью является "спасение во Христе всех людей: и язычников, и иудеев".

Несомненно, что цель каждого Евангелия легла в основу и содержащегося в нем родословия.

"Этим, собственно, только и можно объяснить, почему ев. Матфей в родословии Иисуса Христа не выходит за пределы, как бы указанные самим Богом, а предлагает усматривать обещанного Искупителя в священном роде Авраама и Давида.

"Поелику говорит иудеям, – пишет Златоуст, – что излишком считает начинать родословие с древнейших родов". Совсем другое мы видим в родословии ев. Луки. Это родословие хотя также идет чрез Авраама и Давида, но оно восходит гораздо выше и доходит даже до родоначальника всех людей Адама.

В истории человеческой нельзя еще указать другого подобного родословия, которое бы так точно и так далеко простиралось, как родословие Иисуса Христа в Евангелии Луки. Так как св. Лука писал свое Евангелие для христиан из язычников (т.е. греков), по воззрению которых происхождение человечества покрыто непроницаемым мраком, и у которых ходили самые нелепые басни о первобытных людях, то он и предлагает в своем родословии краткое, по истинное сказание о происхождении Иисуса Христа (чудесное рождение которого он описал выше, в первой и второй главах), а вместе с Ним и всех людей от единого человека, от единой крови (Деян.17,26), с одной стороны для того, чтобы разорять прежние, нелепые языческие басни о первобытных людях, а с другой и главным образом – показать, что во Христе Иисусе, согласно обетованию, данному еще прародителям в раю (Быт.3,15), спасение открыто и предоставлено всему человеческому роду, а не одним только иудеям».

Итак, причина помещения евангелистом Матфеем родословия Иисуса Христа в начале Евангелия понятна. «Народ иудейский, для которого он предназначал первоначально свое Евангелие, был по преимуществу народом таким, который издавна имел и уважал родословные записи и который постоянно хвалился тем, что происходит от рода и семени Авраамова (Мф.3,9; Ин.8,33)».

Поместив в своем Евангелии родословие Иисуса Христа между крещением и Его искушением, Лука, во-первых, обращает особенное внимание читающего на лице Иисуса Христа, а во-вторых, ясно дает понять, что крещение, о котором только что было говорено, есть один из самых важных моментов в жизни Иисуса Христа; с этого времени Он является уже не тем, чем казался прежде. Торжественное свидетельство Бога Отца: Ты Сын Мой возлюбленный (Лк.3,22) вывело Его как бы из-под спуда и явило миру, доселе ничего не ведавшему о Нем.

С этого времени Иисус Христос во всем своем величии, как божественный посланник и как чаяние языков, выступает на дело общественного служения роду человеческому; с этого времени Он поэтому самому и становится центральным лицом в евангельском повествовании. Этот момент, естественно, был для евангелиста самым удобным, чтобы изложить Его родословие.

☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь

Телеграм | YouTube | ВКонтакте