Этот рассказ я написала полтора года назад. Алине сейчас 15 лет. Вместе мы шестой год. Сейчас очень нужен совет приемных родителей. Я не знаю, как поступить в данной ситуации. Прошло полтора года, но проблема так и не решилась. Пока взяла паузу. Но прекрасно понимаю, это не решит проблему. А теперь о главном.
*****
Алине было 14 лет. У моей приемной дочки есть родной младший братик, который усыновлен и воспитывается в другой семье. Я благодарна родителям братика за встречи. Ему сменили имя, фамилию, отчество. Я буду называть его Руслан (это имя дала при рождении братика Алина). Руслана усыновили малышом он ничего не помнит о прежней жизни. Алина очень любила братика. Винила себя за разлучение. (Мой рассказ «Встреча с братом»)
По сути она его вырастила. Благодаря ей братик остался жив. Кровные родители пили, часто бросали детей на несколько ДНЕЙ одних. Из семьи детей изъяли девочке было 7 лет, мальчику 2 года. Их сразу разделили, братика в дом ребенка, сестренку в детский дом. Алина очень тосковала о Руслане. Часто его вспоминала.
Я не рассматриваю вопрос разделения детей опекой. Мое мнение, детей разделили правильно. Дочка очень сложный ребенок (5 возвратов), Руслан имел слабое здоровье. Опека дала шанс обоим жить в семье. Вряд ли нашлась бы семья с таким ресурсом, взять двоих сложных детей сразу. Дети общались до сегодняшнего времени. Виделись не часто, так как живем в разных городах в нескольких часах езды друг от друга на машине. Но перезванивались систематически. Дочка часами разговаривала с братиком по телефону: читала книжки, рассказывала сказки, проверяла уроки и т. д.
Так получилось, по семейным обстоятельствам, дети не встречались больше года. (Перезванивались постоянно.) Возможность встретиться появилась в середине июля, и я с дочкой поехала в гости к братику. Руслану 9 (с хвостиком) лет. (Такого возраста я забирала Алину из приюта.)
Нас на вокзале встретил братик с папой. Руслан немного подрос (визуально 6-7 лет). Дочка очень обрадовалась встрече. Мы немного посидели с родителями братика, пообщались. Стали собираться домой. Руслан поехал с нами. Первый раз без мамы! Он у нас гостил целую неделю.
Алина очень заботливая сестра. Больше по поведению похожа на маму. О Руслане очень заботилась. Я видела ее любовь к братику. Не на шаг не отходила от него. Я приготовила им развлекательную программу: возила на пляж, в парк, в кофе…
Дочка очень хорошая нянька. Дети ее очень любят. Она придумывает целую кучу разных игр для них. С радостью с ними занимается. Алина иногда подрабатывает нянькой у моих друзей или соседей. За это ей платят небольшие деньги. Она очень горда своим заработком.
В пятницу я отвезла их в развлекательный центр. Соответственно дала денег на развлечение. Дети хорошо провели время и отдохнули. Вечером вернулись домой очень счастливые и веселые. Алина купила братику новую игрушку, потратив на нее все свои накопленные и заработанные деньги!
Я подробно так описываю, что бы у читателей сложилось правильное видение ситуации.
Немного о Руслане. Смешной, подвижный мальчуган. Рассудительный и честный. Очень маленький и худенький. Больше 6-7 лет ему не дашь. Внешне дети похожи между собой. У них одинаковые голоса.
Руслан входит в подростковый возраст, стал дерзить Алине. Первые три дня скромничал, а потом начал вступать с Алиной в перепалку. Было очень забавно за ними наблюдать. Дочка учила братика светским манерам (я узнавала себя в ее поучениях!), братик ей дерзил в ответ (копия Алина). Руслан подражал гениально!
С каждым днем все точнее и точнее передавал интонацию. Копировал мимику, жесты…Дочка сначала удивлялась, а потом стала злиться. Накануне отъезда Руслана домой, после его очередного триумфального выступления - я прочитала в Алининых глазах испуг. Может мне показалось? Или не показалось?
Утром мы должны были отвезти братика домой. Договаривались с родителями Руслана, дочка погостит два денечка у них. Алина с утра была не в настроении. Хлопнула дверью и ушла. (Я посчитала дочка расстроилась из расставания с братиком) Мне пришлось одной отвозить Руслана домой. Через час дочка позвонила и извинилась за свое поведение. Сказала, что не знает почему так себя вела.
Ну а теперь о проблеме. Прошло больше двух месяцев. Алина брату не раз не позвонила. На мои вопросы о Руслане, увиливает от ответа. То братик не доступен, то трубку не берет…. Когда я спросила прямо: «Почему перестала общаться с Русланом?» ответила: «Я не хочу разговаривать на эту тему.»
Заметила. Раньше фотография братика стояла на видном месте, теперь Алина закинула ее в дальний ящик. Почему? Неужели взросление братика, так на нее повлияло? Или Руслан напомнил кого-то?
Предложила сходить Алине к психологу поговорить, дочка отказалась. Что случилось? Любовь кончилась? Я уверена, ничего чрезвычайного не произошло. Была дома вместе с детьми. Братик, по развитию, семилетний пацан, не помнит прошлой жизни. Поэтому рассказать ничего не мог. Я не знаю, как поступить. Взяла паузу.
*****
Прошло полтора года, ничего не изменилось в отношении Алины к братику. Звонит только после моего 10 напоминания и то очень редко. Находит 1000 отговорок, то не доступен, то трубку не берет, то занята, то лень разговаривать и т. д.
Недавно у меня с ней был очень серьезный разговор. Я напомнила ей, что Руслан не знает, что он усыновлен. (Алина тоже не хотела, чтоб ему рассказали. «НЕ говорите ему ничего, пусть будет счастливым!»)
Идет время, он взрослеет. В любой момент могут появиться осведомители, которые расскажут братику про усыновление. И тогда только Алина сможет удержать его от глупостей. Руслану понадобится помощь сестренки. Что она не поможет?
Алина ответила, если понадобится помощь она конечно поможет, не отказывается. Но сейчас у него все хорошо. У нее тоже. И они в друг друге не нуждаются. У него своя семья, у нее своя.
Я все-таки уговорила Алину на осенних каникулах съездить в гости. Дочка поехала. Вела себя безукоризненно. Не единого замечания. Пробыла один день и вернулась. Сразу, все вроде нормально. Поездкой довольна. Сняла видео с Русланом, обменялись подарками.
Сказала, братик немного подрос (почти до плеча Алине, рост дочки 155!), но все равно маленький. Визуально и по развитию лет восемь. Ему на днях исполнилось 11. Руслан иногда звонит Алине, высылает СМС. Дочка отвечает, но как-то сухо, больше похоже из вежливости.
Я вижу, что-то Алину тревожит. Она в смятении, стала вспоминать и рассказывать (очень спокойно, без надрыва, больше даже отрешенно) мне эпизоды из своего детства (некоторые эпизоды очень личные!).
Я понимаю, что сейчас Алина не готова на большой разговор, поэтому не лезу с расспросами. При упоминании родного отца слышу - презрение, родной мамы - сожаление. Я не знаю, как себя сейчас с ней вести. К чему все это приведет. Общение с родным братиком, только после 20 напоминания и в виде одолжения, такое себе удовольствие. Но и не общаться совсем, тоже неправильно. Вот и думаю, что делать.