Найти тему
Люблю Псков

Ходили на экскурсию с ведущим специалистом археологического центра С. А. Салминым

В канун Рождества очень хочется поделиться с вами интереснейшей информацией о Пскове с согласия чудесной моей знакомой, человека широчайшей эрудиции Ирины Суровцевой. Подробнее о ней можно узнать по ссылке внизу.

Преподношу информацию в формате калейдоскопа "А вы это знали?"

1

Стояли между подворьем Печорского монастыря и церковью Николы со Усохи. Подворье было местом Мстиславского раскопа в 1999 году.

На территории подворья нашли небольшие кельи 4 на 2 метра и керамический штоф. Штоф занятный. На нем изображен А. Македонский с грифонами. Но надпись этому назидательному изображению не соответствовала. На штофе было написано: "Другу милому, а ты мя помни"

.Со стороны Мстиславской башни по подворью Печорского монастыря, мимо церкви Николы со Усохи, а точнее под домом №23 по ул. Советской, в сторону театра, в средние века протекала речка Зрачка! И если сейчас докопаться до ее русла, то она и сейчас там протекает!

Что было на Печорском подворье еще?

Вид на подворье Псково-Печерского монастыря в Пскове со стороны реки до ВОВ
Вид на подворье Псково-Печерского монастыря в Пскове со стороны реки до ВОВ
Вид со двора. После ВОВ остались только стены
Вид со двора. После ВОВ остались только стены

А вот что было с самого начала. Археологи докопались!

– В период неолита и бронзового века на этой территории уже появлялись люди. Найдены кремневые ножи, кремневые скребки, каменные топоры.

– В дохристианский период, когда город уже существовал как поселение, в этом месте находилось большое количество курганов. В принципе, это был все тот же курганный могильный комплекс, который берет свое начало за зданием Псков ГУ,
продолжается на территории Печорского подворья и заканчивается в районе Двора Подзноева.

Под №5 наш раскоп
Под №5 наш раскоп

А в XII веке на этой территории уже существовал город!
На другом берегу реки Зрачки были обнаружены железоплавильные горны. Т.е. в XII-XIII веках наши предки плавили и ковали во Пскове железо!
Какие захоронения встречаются в курганах?

Т.к. курганы относятся к разным периодам, то и захоронения разные. Так, до XI века во Пскове все еще распространено трупосожжение. Умершего сжигали, клали прах в ямку, а сверху закрывали горшком горлышком вниз.

Но в X веке встречаются и другие захоронения: в камерах, закрытых сверху бревнами, и тела расположены в них в сидячем положении.

-5

В Пскове во время раскопок встречается мало стеклянных украшений. Но зато, если встречаются, то это украшения из Византии и Сирии, а не из Киева, Новгорода или Рязани.
Такие находки объясняются тем, что на побережье Болгарии в середине X века находились мастерские по изготовлению таких украшений. А после нашествия Святослава в 70-х годах X века эти мастерские перестали существовать.
В XV веке в городе не было больших огородов и скотных дворов. Дворы горожан были примерно 25 кв. метров! Очень маленькие. А стадо было общегородское, и его пасли отдельно, за городом.

В 1912 году в городе были заново вымощены все дороги, а вдоль Псковы на Запсковье поставлена стена, которая укрепляла берег.

Немного о культурном слое
– Если сейчас в историческом центре Пскова сделать раскоп, то первые 3 метра будут только послевоенного периода. Сразу после ВОВ город лежал в руинах. Разбирать их не было ни времени, ни техники.

Слева – церковь Василия на Горке. Сейчас здесь Детский парк
Слева – церковь Василия на Горке. Сейчас здесь Детский парк

Поэтому танки с привязанными к ним огромными заводскими воротами, как бороной, раскатывали все эти обломки, создавая относительно ровную площадку, на которой уже шла современная застройка. Иногда такой слой достигает и 4-х метров!

– Как быстро накапливается культурный слой в нашей современной жизни? В черте города лет за 30 накапливается около 70 см культурного слоя.

2

В XII веке Псков по площади такой же как и Новгород. Но в отличии от новгородцев псковичи воюют чаще.

В защите своих земель от литовцев, чуди немцев псковичи часто выступали без поддержки новгородцев. Новгород не всегда поддерживал своего соседа Псков в борьбе против их общих врагов.

В. Серов. Въезд Александра Невского в Псков
В. Серов. Въезд Александра Невского в Псков

В начале XIII века на Руси происходит борьба за власть двух княжеств: Смоленского и Суздальского. Псковичи поддерживали Смоленское княжество. Но в 1223 году на реке Калке почти все представители этого рода погибли.

К началу XIII века Литва активно вторгается в Полоцкую землю и часто нападает на Новгородские и Псковские земли, поэтому в этот период складывается система крепостей на территории приграничья. Именно в это время появляются такие города-крепости как: Торопец, Луки, Коложа, Воронич, Ржева под единым стратегическим руководством.

Псков на протяжении своей истории принял в княжение самое большое количество маргиналов: Всеволод Гавриил, Ярослав Ярославович, Александр Тверской, Александр Чарторыжский, Довмонт – нашли защиту во Пскове и стали псковскими князьями! И в своем послании к псковичам Александр Невский дает наказ принимать и любить всех обиженных. Чему Псков всегда неукоснительно следовал.

По поводу найденных во время раскопок двузубцев (один обнаружен в раскопе на территории бывшей студенческой столовой пединститута, второй – в одном из мужских захоронений во время раскопок на территории Двора Подзноева): двузубец украшен изображением головы сокола и изображением ключа.

Подвеска с княжескими знаками из Пскова
Подвеска с княжескими знаками из Пскова

По поводу этих двузубцев есть несколько версий специалистов. Однозначно сходятся в одном: это символ власти. Дальше идут разночтения. Сергей Анатольевич не согласен с версией, что это символ Ольги, как жрицы Фреи (сокол – птица скандинавской богини Фреи)

Сергей Анатольевич считает, что символ власти – двузубец – это символ Рюриковичей и передавался только Рюриковичам. Ольга же не Рюриковна, а только жена и мать Рюриковичей. Что касается изображения сокола, то сокол был символом многих европейских родов.

Салмин считает правильной версию Т. Е. Ершовой, что этот двузубец с ключом – знак князя Владимира, который, по преданию, был сыном ключницы.

Двузубец с ключом
Двузубец с ключом

3

Изначально, псковичи строили небольшие прямоугольные дома 3 на 4 или 3 на 5. Уже в 10 веке поселения псковичей располагаются и на Запсковье.

Печи топили по-черному, таким образом тепло сохранялось намного дольше. Вся кухонная посуда X-XI веков предназначена для того, чтобы находиться на углях, и служила для приготовления в ней крупы. Такая посуда имела вытянутую вверх форму. Крышки не требовались. Еще из посуды X-XI веков встречается керамический круг, на котором выпекали лепешки из ржи и пшеницы.

В этот период существует коллективное стадо, которое пасется вместе, а доит каждая хозяйка корову свою. Возле жилых домов никаких хозяйственных построек не обнаружено, стадо находилось за городом. Пасли коров и свиней.

Но свиньи в X веке были совсем не похожи на современных толстых и гладких созданий. Это были поджарые, тонкие, похожие на гончих, животные, вечно голодные и агрессивные, которые сами могли напасть на кого угодно.

Предполагаю, что они выглядели так. Сейчас это, возможно, одна из пород Великобритании
Предполагаю, что они выглядели так. Сейчас это, возможно, одна из пород Великобритании

Но в XI веке из культурного слоя Новгорода надолго пропадают свиньи. То же самое происходит и в Пскове. Это связано с тем, что в лесах пропадают дубы (из них строят дома), на дубах растут желуди, которыми кормят свиней. Нет желудей – нет свиней.

И только к XVI веку возникает свиноводство, понятное нам в современном виде.

К XVI веку территория вокруг Пскова вся заросла можжевельником, об этом пишет участник похода Стефана Батория. Это свидетельствует о том, что земля уже выработана, и ничего, кроме можжевельника, на ней расти не может.

И в этот период появляются огороды. А на огородах – корнеплоды. Для варки корнеплодов появляется и другая посуда: более широкая и уже с крышками.

Что касается стад коров, то они продолжают пастись за городом и от них нам осталось такое характерное для старого Пскова слово "стадище".

Фото Юрия Первушина. Церковь Воскресения со Стадища
Фото Юрия Первушина. Церковь Воскресения со Стадища

Мы как раз и стояли напротив храма Воскресения со Стадища. Стадище – место выпаса (или ночного содержания) городского стада.

Постепенно к XVI веку дома псковичей становятся больше по размеру и, зачастую, даже в 2 этажа. С XVI века часть пола в доме начинают застилать досками. А до этого он был глинобитным.

Закончили встречу темой денежного обращения. Оказывается, Ганза запрещала торговлю «за деньги», вся торговля шла только обменом. Хотя слитки серебра нам могли продавать, но тоже на обмен.

Псков и область. Интересно с Ириной Суровцевой

Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.