CT.JS это игровой движок, включающий в себя полифункциональный инструментарий (из-за которого можно решить, что это конструктор игр) упрощающий разработку и публикацию игры. А публиковать готовые проекты он может для Web, PC и Android из коробки. Имеет хорошую документацию, в том числе на русском языке.
Примечание автора: Знаком с ним, ещё когда в нём не было поддержки экспорта под андроид. И на тот момент, мне даже показался не очень удобным, редактор уровней.
Под капотом Кот базируется на таком известном фреймворке как Pixi.js. Оный используют GDevelop, Construct. Имеет модульную систему, которая насколько мне память не изменяет, называется Котомодами.
Сам CT.JS бесплатен, но никто не мешает поддержать автора на том же Itch.io. Может запускаться на Windows, Linux и Mac.
Ну ладно, как говорится, лучше один раз увидеть. чем сто раз услышать. Запускаем. И встречает нас интерфейс на русском языке по умолчанию. Его и оставим.
Воспользуемся одним из примеров. В данном случае будет Catformer, его и запустим сразу же перейдём к редактору уровней.
На первый взгляд особых изменений нет, если не знать как до этого происходило выделение объектов на карте. Раньше нужно было зажать CTRL+Клик мышью, сейчас же просто левый клик. Зажатием колеса мыши можем перемещаться по самой этой карте.
Примечание автора: Было бы кстати не плохо, добавить минимап (на подобие как сделано в pixel game maker mv).
При активации параметра "Симуляция" можем видеть анимацию игровых объектов прямо в редакторе уровней. Но работает видимо как-то с багом, в какой-то момент анимации становится видно края картинки. Происходит это не всегда. А когда приближаешь/отдаляешь камеру или просто если зум больше 130%.
Не совсем понятен кстати значок похожий на play в углу просмотра камеры. Как ни тыкал по нему, ничего не произошло.
Пойдём дальше по интерфейсу. Напоминает который некогда заброшенный конструктор игр под названием Tululoo Game maker. Здесь особо сильно вникать не буду во вкладки (думаю и так понятно, какая для чего), кроме вкладки "Шаблоны".
На первый взгляд, вроде от остальных ничем по интерфейсу не отличается. Но выберем шаблон с названием "Player". И здесь всё гораздо интереснее.
Что мы видим. Странницу которая чем-то похожа на Game Maker, здесь также можно добавлять события (действия) для шаблона.
Примечание автора: Почему кстати шаблона... шаблоны. Гораздо удобнее было бы назвать, как в том же GM, объектами.
Только как видим, действие для события придётся писать кодом. А код поддерживается на таких языках как: CoffeeScript, JavaScript и TypeScript. Да, совсем новичку это скорее всего будет что называется "не с руки". Но повторюсь, синтаксис движка довольно простой и документации хватает с достатком. Тем более что эту самую документацию, да и вообще раздел помощи, можно вызвать в любой момент любого места редактора, кликнув на стрелку справа экрана.
Потихоньку будем приближаться к экспорту нашей игры. А что нам надо сделать предварительно? Правильно, настроить проект. Поэтому переходим на кладку "Проект".
И так, что мы здесь можем сделать для нашего проекта? А всё что только можно. Начиная от указания авторства до подключения/отключения этих самых котомодов, коих не малое количество.
И отдельный респект автору, за отключение брендинга на чём сделана игра одной галочкой. А то знаете, бывает купишь какой конструктор или движок, и ещё повозиться надо. А тут бесплатно и просто.
Ну не люблю я почему-то такую штуку. Если меня всё устроит и проект будет что-то приноситься, я лучше потом отдельно автора поддержу финасово.
И так, вроде всё настроили, переходим к экспорту проекта. А как это сделать. спросишь мой читатель. А я отвечу, очень просто. Кликаем по так называемому "бутерброду" и видимо такое окно.
По центру собственно, то что нам нужно (и еще много другого интересного, но нам нужен экспорт), выбираем платформу и собственно кликаем экспортировать. Если что-то пойдёт не так, Котэ покажет, как например на картинке ниже.
ИТОГ
Движок вполне юзабельный, стоит рассмотреть как альтернативу всем известным GDevelop, Construct, GM и etc... Обновления выходят часто, что можем увидеть на сайте автора. И самое главное, обновления не такие типа "оооо, мы тут цвет кнопок изменили, поэтому смотрите-встречайте новую супер-мега версию". Инструмент развивается во всех направлениях.
Даже что-то захотелось сделать на нём для Яндекс.Игр. Только осталось придумать идею и написать котомод для монетизации.