Найти тему

"Путешествие на Запад". (Бес)полезность книг о саморазвитии

Оглавление

Никогда так не было, чтобы, валяясь на диване в номере Пекинской гостиницы и перещёлкивая ТВ-каналы я не наткнулся бы на фильм "Путешествие на Запад".

А чаще не на одном, а на двух или трех каналах. Причем на разные версии фильма.

Что же это за фильм такой, о чём он?

Храм белой лошади

Храм белой лошади
Храм белой лошади

В часе езды от Шаолиньского монастыря есть другой монастырь - "Храм белой лошади".

Сразу у входа в монастырь мы видим скульптуру "белой лошади" - в натуральный размер. На ней (на лошадке, а не на скульптуре) монах Сюань Цзан отправился в Индию за Буддийскими текстами в сопровождении Царя обезьян Сунь У Куна.

Сказочная история о путешествии монаха и обезьяны, к которым по дороге в Индию присоединилась еще пара героев: Чжу Ба Цзе и Ша Сэн записана в конце 16 века. Кажется.

Но не все, что кажется, является тем, чем кажется.

Не сказочная сказка

Но эта книга - не сказка, и не выдуманная история.

А если выдуманная, то выдумана она весьма особым образом.

"Путешествие на Запад" - это подробное описание даосских Практик, в простонародье - "медитации".

Тогда почему книга кажется сказкой?

- "Ну что вы! Обезьяна, просидевшая в камне сотни лет и выскочившая оттуда, взвившись в небо? ... Очевидно, это сказка, потому что так не бывает. Потому что не бывает никогда!"

И, тем не менее, это книга именно о Практике, которая также является сплошной аллегорией. Потому и похожа на сказку.

Аллегорию способен понять тот, кто понимает, на что указывает аллегория. То есть человек, имеющий опыт, который аллегория описывает.
Для остальных аллегория кажется сказкой и таковой для них является.

Признаюсь, что еще лет 40 назад я не то, что прочитать - закрыл бы эту книгу через несколько страниц. Особенно, если перед этим прочитал бы о ней в Википедии.

Из возраста сказок я тогда вырос, а опыта Практики еще не получил. Подвис между Небом и Землей, как гроб Магомеда (откуда эта аллегория - не знаю, но слышал много раз).

Два вида мути

  • Эта книга, даже если знать, что это подробное описание глубокой Практики, воспринимается как "муть первого рода".

Ничего не понятно, никаких точных, практических указаний.

  • Другой тип мути - имитации книг о Практике. Например, книги "нагваля" Теуна Мареза, которому не давала покоя литературная слава Карлоса Кастанеды (несомненно, имевшего опыт серьезной практики). Вы сами найдете другие примеры.

Но муть мути рознь. Хотя для неопытного человека обе мутные.

Третий вид "мути"

По некоторым причинам большие Мастера книг не пишут.

Говорят, что Будда Шакьямуни настойчиво просил не создавать из его наставлений философию. Что получилось - сами знаете.

Но случается, что некоторые ученики записывают услышанное от Мастера в Практике. Тогда появляются книги третьего вида "мути". С прямыми, непосредственными указаниями - как практиковать.

Одну из таких книг японского Мастера дзен Кода Саваки Роси я прочитал недавно. Прочитал буквально с наслаждением и собираюсь перечитать вновь.

Но и с этими книгами беда. Не имеющие опыта их не читают. Им неинтересно.

- "А что там читать? Одно да потому, да снова корова."

Это почти так и есть.

"Почти" значит - не имея опыта, слушать про опыт неинтересно и скучно. Особенно, когда описываемый опыт очень далек от привычной для человека реальности.

Храм белой лошади, 1999 г.
Храм белой лошади, 1999 г.

Зачем нужны аллегории?

Возникает вопрос.

Тогда зачем вообще писать книги о Практике, если их способны понять только практикующие?
И только до уровня, которого сами достигли?

- "Это интересный вопрос, кто знает ответ?" 😊

Ответ я дал в статье о (не)завершении циклов.

Чтобы результат стал своим, необходимы две вещи:

  • сам результат.
  • Осмысление, "усвоение" результата.
Когда мы читаем о практике других людей, то понимаем:
"У них было "точно также!" - мы завершаем циклы, делаем свой результат более реальным.
Делаем его своим.

Звучит парадоксально.

Слушаем про опыт других, а завершаем, "усваиваем" свой!

Но это проблема слов, а не реальности.

"Таково свойство Природы"

Так иногда говорят крупные ученые-физики, когда читают лекции где-нибудь в МИФИ продвинутым студентам. А как иначе объяснить то, что объяснить словами невозможно?

Между Небом и Землей

Этот разрыв - между серьезным описанием Практики и "сказками" о Практике - способно заполнить популярное, "на пальцах" изложение основных принципов.

Популярные статьи и книги - это не инструкции, и не глубокие описания. Практиковать по книгам невозможно.

"Популяризация" - это представление глубоких идей доступным языком. И. чаще всего, языком метафор и картинок, которые каждый может перевести на свой язык.

Популяризация - своего рода "недостающее звено", дополнительная ступенька лестницы, помогающая легче подняться на следующую, более высокую. И при этом не надорваться, не порвать штаны, пытаясь сразу допрыгнуть до Неба.

==========================

Приглашаю вас в свою группу ВК.

На комментарии отвечаю.

==========================