827 год
Византийская империя
Около 827 года правитель Византийской империи Михаил Травл (правил в 820-829 гг.), нагло попирая законы государства и церкви, женился второй раз на… монашке Ефросинье. И это при том, что согласно канонам византийского православия женщина или девушка, которые приняла постриг, принимала его навсегда, без права возврата в мир.
Понятно, что церковники были возмущены поступком императора, и весть о том, как император попрал законы Божьи, разнеслась по всей империи. Дошла они и до византийских войск, что стояли гарнизонами на острове Сицилия, входившего в состав империи, для защиты острова от набегов пиратов из мусульманской Северной Африки.
Один из местных командиров турмарх Евфимий давно заглядывался на монашку из соседнего с воинской частью монастыря по имени Омониза. Прослышав о поступке императора, Евфимий решил, что он ничем не хуже человека, силой захватившего трон (предшественник Михаила Травла император Лев (правил в 813-8120 гг.) был убит заговорщиками, которых возглавляя Михаил Травл), а потому турмарх с группой друзей устроил налёт на монастырь и силой увез Омонизу, чтобы жениться на ней.
Братья похищенной были возмущены поступком Евфимия, но так как с турмархом им было не тягаться, они отправились в Константинополь и подали жалобу императору на беззаконные действия похитителя их сестры. Император, который действовал по принципу «что игумену можно, то братии зась!», возмутился действиями Евфимия и послал приказ стратигу Сицилии арестовать Евфимия и поступить с ним по всей строгости закона, то есть, отрубить турмарху голову. Однако, всё оказалось не так просто.
Когда стратиг явился, чтобы арестовать турмарха, его сослуживцы, как офицеры, так и рядовые, вступились за Евфимия и прогнали стратига вместе с его воинами.
Евфимий провозглашает себя императором Византии и обращается за помощью к арабам Африки. Он обещает им Сицилию, если те помогут Евфимию захватить трон империи.
Арабы приняли предложение мятежника и для начала прислали большой флот во главе с Асадом, чтобы захватить для начала Сиракузы.
Когда арабский флот, вместе с которым к Сиракузам явился Евфимий со своими сторонниками, подошёл к городу, то Евфимий решил уговорить жителей признать его власть без боя. Облаченный в царские одежды, он отправился к городу, подошёл к стенам на расстояние выстрела из лука, и неосторожно отошел от своей охраны. С того места, где он стоял Евфимий начал увещевать жителей Сиракуз сдать ему город, как правителю и императору Византии. Два брата из местных вышли к нему и, воздавая Евфимию почести, которые полагаются императору, приблизились к мятежнику. Обрадованный Евфимий разрешил братьям подойти к нему и поцеловать его. Это при том, что братья были при оружии. Оба брата подошли к Евфимию и пока один из них целовал мнимого императора, второй зашел со спины, схватил Евфимия за волосы и вздернул его голову вверх. А первый молниеносно выхватил меч и отрубил голову мятежника, который привёл на византийский город арабский флот, флот злейших врагов византийцев Сицилии. Охрана Евфимия была слишком далеко, чтобы помешать братьям.
Отрубленную голову братья доставили в город, а Асад приказал брать Сиракузы штурмом.
Штурм отбили. Началась осада. Она закончилась тем, что в арабский лагерь кто-то занёс чуму. Спасаясь от болезни, арабы сняли осаду и уплыли на родину.
Так и получилось, что за одно и то же преступление, один получил жену, а другому отрубили голову. Неспроста говорили древние римляне «что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку!».
(Источники: ибн ал-Асир, Продолжатель Феофана, Салернская хроника)