Найти в Дзене
Aрт-Хромосома

Мировое искусство как раскадровка к сериалу "Твин Пикс"

Оглавление

Друзья, доброго дня!

Добротная мистика, и жуть существовали на полотнах великих художников до "Твин Пикс", а Дэвид Линч ловко снял сливки со всего этого многообразия и преподнёс нам потрясающий во всех аспектах сериал.

Какой сезон сериала не возьми, мистического, мифологического, жуткого хватит везде. Причём ужасы потусторонние (типа НЛО и Вигвамов) прекрасно будут оттенять ужасы социальные (типа инцеста и прочей дребедени). Ужасы, громко сказано, но всё же...

Уверена, что будучи человеком начитанным, обладающим безукоризненной насмотренностью, Линч аккумулировал тревожную мистику из мирового искусства в "Твин Пикс".

Круговорот образов в природе был переосмыслен Дэвидом и обрёл форму иную. Не требуется режиссеру загонять в кадр зубастого склизкого монстра, чтобы "сделать нам страшно", достаточно показать Боба или безумного Лиланда Палмера.

Линч мастерски нагоняет тревожность, близость потустороннего: взгляд, звук, частичка электричества в нужный момент и доля социальной мерзости и мы уже окутаны и повязаны по рукам и ногам его мистическим шармом. И оказывается, что не нужно бегать за нами с бензопилой. Если "Твин Пикс", то не по себе будет и так.

Вера в потустороннее и мистическое (будь то светлое или тёмное) живёт с человеком рука об руку с самого сотворения и это давно понятный и не удивительный феномен. А вот удивительно как раз то, с помощью каких образов Дэвид Линч нам это загадочное и странное транслирует. Совы, карлики, Боб, символ белой лошади, Великан, дама с поленом, красная комната и т.п. Все эти образы сами по себе не несут на первый взгляд чего-то инфернального. Но "переодетые" в Линчевские одежды они говорят с нами на языке мистики.

Предлагаю вам посмотреть, какие картины художников прошлого почти с точностью рисуют перед нами будущий "Твин Пикс". Видишь эти картины, вглядываешься и перед тобой то же неуютное ощущение, что при просмотре сериала: будто давно кто-то старательно собирал раскадровку для будущего теле-шедевра.

Для бодрого начала:

инфернальные глазки Палмера и Сатира уж очень-очень похожи. Будто сквозь них звучит предложение заняться чем-то распутным и недобрым...

"Два Сатира", Питер Пауль Рубенс, 1619 г. и чертовски-улыбающийся Лиланд Палмер
"Два Сатира", Питер Пауль Рубенс, 1619 г. и чертовски-улыбающийся Лиланд Палмер
-3

"Совы не то, чем кажутся"

кадр из сериала "Твин Пикс"
кадр из сериала "Твин Пикс"
"Спутники страха", Рене Магритт, 1942 г.
"Спутники страха", Рене Магритт, 1942 г.

Сова оказалось не только символом мудрости, но и существом, таящим в себе опасность, предвестником беды, а возможно, что и проводником злых материй в наш мир. Магритт ещё в 1942 году заканчивает сюрреалистическую картину "Спутники страха" с совами. А Пабло Пикассо в 1952 году пишет "Сова (Вестник смерти)"

"Сова (Вестник смерти)", Пабло Пикассо, 1952 г.
"Сова (Вестник смерти)", Пабло Пикассо, 1952 г.

Кузнечики-лягушки

-7

Это просто Иероним Босх во всей красе. Все эти чудовищные насекомо-ящеры представлены как символ пороков, страхов, грехов и всего того, чего боялись в Средневековье. Времена изменились, метафора осталась и весьма успешно сработала.

"Искушение Святого Антония" (фрагмент), Иероним Босх, 1495-1515 гг.
"Искушение Святого Антония" (фрагмент), Иероним Босх, 1495-1515 гг.
"HOP LA! HOP LA!", Макс Эрнст, 1929-1930
"HOP LA! HOP LA!", Макс Эрнст, 1929-1930

Или прикармливание огромной саранчи на картине Макса Эрнста тоже оставляет неприятный осадок...

Бледная (белая) лошадь

кадр из сериала
кадр из сериала

Смысл лошади никогда напрямую не объяснялся в сериале или в фильме. Вероятнее всего, она является предвестником беды или опасности. Говорят, что это отсылка к книге "Откровение Иоанна Богослова", а именно главе 6, в которой упоминается о четырех всадниках апокалипсиса и Смерть шествует на бледном коне.

У Генриха Фюссли в картине "Ночной кошмар" также фигурирует бледная лошадь, вероятно, в том же контексте смерти. Хотя, казалось бы, белый — символ чистоты, а все злодеи во все времена скакали на Вороных :))

"Ночной кошмар", Генрих Фюссли, 1781 г.
"Ночной кошмар", Генрих Фюссли, 1781 г.

Красная комната

"День Рождения", Доротея Таннинг, 1942 г.
"День Рождения", Доротея Таннинг, 1942 г.

В картине Доротеи Таннинг нет ничего красного. Однако, здесь есть символ бесконечного прохода, лабиринта из дверей. Мы знаем, что агент Купер также оказался заложником Вигвама и есть знаменитая сцена, когда Дейл, перебирая каждую портьеру, пытается выбраться из красного лабиринта и не может.

"Три этюда к фигурам у подножия Распятия", Фрэнсис Бэкон, 1944 г.
"Три этюда к фигурам у подножия Распятия", Фрэнсис Бэкон, 1944 г.

Жуткие полотна Бэкона вызывают трепет и приступ духоты даже при мимолетном взгляде. Такова сила воздействия творца.

На картине "Три этюда к фигурам у подножия Распятия" мы видим красный фон и трёх жутких существ. Главной же троицей в чёрном Вигваме (где и устроена красная комната) являются Боб — злой дух, не имеющий собственного материального тела, вселяющийся в тела людей или животных; Карлик или Человек из другого места — загадочный злой худ; Великан — мужчина, помогающий агенту Куперу.

Лора Палмер

кадр из сериала с найденной на берегу мёртвой Лорой Палмер
кадр из сериала с найденной на берегу мёртвой Лорой Палмер

Художник-иллюстратор Карел Толле (Karel Thole), для обложки научно-фантастического журнала рисует "Монстр — это мир". На первый взгляд ничего общего, но если присмотреться, то белокурая девушка сильно напомнит Лору, лежащую на берегу. А вокруг Лоры, в метафоричном плане, реки крови тех, кто пострадает от Боба и Лиланда по ходу сериала. Иллюстрация достойная, потом отпасхалится в аниме-сериале "Евангелион".

"Монстр - это мир", Карел Толле, 1970, обложка для рассказа "Генерал, убивший Ангела"
"Монстр - это мир", Карел Толле, 1970, обложка для рассказа "Генерал, убивший Ангела"

Дейл Купер

"Не подлежит воспроизведению", Рене Магритт, 1937 г.
"Не подлежит воспроизведению", Рене Магритт, 1937 г.

Я словно вижу в этой картине сюрреалистичного Купера перед тем самым зеркалом в конце второго сезона. Лицо, которое не видно, — самая настоящая Линчевская жуть :))

И под занавес
тоже Магритт "Влюблённые", как образ не случившейся, но столь желанной любви Купера и Лоры. Невозможность лицезреть Лору в обычном подлунном мире, её ускользающая тень весь сериал смущала Купера. И на картине, влюблённые так близко, но видят ли они друг друга, сон ли это, или явь... Искусствоведы говорят, что возможно у Магритта сработала полученная в детстве травма: самоубийство матери. В 1912 году, когда Магритту было тринадцать лет, его мать была найдена утопленной в реке Самбр. Как гласит история, когда её тело извлекли из реки, её ночная рубашка была обернута вокруг головы. Многие предполагают, что эта травма и повлияла на создание серии работ, в которых он скрывал лица своих героев.

-17

Люблю сериал всем сердцем, люблю Дэвида Линча за то, что он не даёт нам скучать. Всё это рассуждение, безусловно, умозрительно, но в чём-то из своих художественных наблюдений, полагаю, я всё-таки окажусь права :)

Присоединяйтесь и до скорой встречи!