2,7K подписчиков

Кимры.Жемчужина на берегу Волги. Путеводитель. Основные объекты и места за один день самостоятельно. (ЧАСТЬ 1)

3K прочитали

КИМРЫ очаровывают и, по моему мнению, являются обязательным пунктом посещения.

Совсем недавно мы прогулялись по городу в любимом нами режиме - пешком.

Трек прогулки (маршрут + точки интереса в формате .gpx) по Кимрам доступен подписчикам по ссылке: https://boosty.to/wakeupmen_/posts/73ac3709-4929-4e1a-9170-14b7f53be8c1?share=post_link

Предлагаю вам, пусть виртуально, но присоединиться к нашей прогулке.

Пойдем! Покажем.

Первым делом краткая справка о городе:

Город Кимры, расположен на юго-востоке Тверской области на берегу реки Волга.

Подписываясь на канал вы помогаете нам делать его лучше и интереснее.
Нажав на кнопку “нравится” (лайк) - вы помогаете другим узнавать о канале.
Если вам понравилась публикация - поделитесь ею с друзьями.
Если вы подпишитесь на наш канал, то сможете своевременно узнавать о новых публикациях.
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqyLJi0A

Город можно смело назвать “столицей” деревянного модерна, ну как минимум - музеем деревянного модерна под открытым небом.

Статус города, бывшее село Кимры, получило в 1917 году.

В настоящее время в городе проживает чуть больше 42 000 человек, а вот в начале 1990-х население города превышало 60 000 человек.

Первое упоминание 1546 год

Герб города Кимры

КИМРЫ очаровывают и, по моему мнению, являются обязательным пунктом посещения. Совсем недавно мы прогулялись по городу в любимом нами режиме - пешком.
Золотая ладья - как символ судоходства и перевозок грузов.
Жёлтые сапоги - символ сапожного дела.
Перевёрнутые сапоги - образуют корону или крепостную стену.

Как добраться в Кимры, например из Москвы?

Самый удобный способ - на электричке.

Или с Савеловского вокзала или с любой промежуточной станции D1.

Вам нужны электрички с конечной на станции Савелово. Собственно говоря, вам и ехать до Савелово.

Ниже я привожу фрагмент расписания на утро субботы. (действующее на момент написания материала).

Как видите - электрички ходят достаточно часто.

КИМРЫ очаровывают и, по моему мнению, являются обязательным пунктом посещения. Совсем недавно мы прогулялись по городу в любимом нами режиме - пешком.-2

Ну а ехать из Москвы (от Савеловского вокзала) - чуть больше 2,5 часа.

Стоимость полного билета - 414 рублей. Но это все данные на январь 2023 года.

Если измерять “по прямой” то город располагается в 85 км у от Твери и в 100 километрах от Москвы.

Можно доехать на автомобиле, а при желании и на автобусе. Но самый простой способ - железная дорога.

Трек прогулки (маршрут + точки интереса в формате .gpx) по Кимрам доступен подписчикам по ссылке: https://boosty.to/wakeupmen_/posts/73ac3709-4929-4e1a-9170-14b7f53be8c1?share=post_link

Но, так как город находится на берегу Волги и недалеко от города прекрасные речные пляжи, то у вас может возникнуть желание задержаться чуть подольше в Кимрах, а может быть, даже сделать тур Москва-Кимры-Калязин и далее. Вот тогда автотранспорт - ваш лучший выбор.

В данной публикации я не буду увлекаться историческими справками и пр. информацией. В принципе - все вы можете найти в сети, а лучше обратиться к гиду из местных жителей, или, например, позвать нас.

В публикации я постараюсь показать как выглядят Кимры зимой, ну конечно же без краеведческой справки совсем - не обойтись.

В общем, доехали мы на электричке до станции Савелово.

Выходим. На самом деле, у станции можно сесть на автобус и сразу перебраться на противоположную сторону Волги, но тогда мы не увидим город “с другого берега”, а оно того стоит.

Ну и пройтись по мосту через Волгу - тоже не повседневное развлечение.

Пара слов о Савеловской железной дороге:

Помните у Ильфа и Петрова: "Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савёловский. Это башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, работники Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большее расстояние по этой линии - сто тридцать верст".

И это при том, что в конце 90-х годов XIX века строительство этой линии считалось достаточно перспективным, так как её основное назначение было в транспортировке грузов с Волги от перевалки у села Савёлово в Москву, а в перспективе и дубль водного Волжского пути от Савёлово до Рыбинска через Калязин и Углич.

К моменту начала строительства уже функционировали ж/дороги на Ярославль и Санкт-Петербург, а эта, третья ветка трезубца должна была стать логичным их дополнением. Ну и ускорить доставку грузов в/из Рыбинска, заменив собой водный транспорт.

Но, по разным причинам - не случилось.

И железную дорогу не проложили полностью, дотянув полотно только до Углича, и канал им. Москвы запустили в эксплуатацию как конкурента железной дороге в вопросах грузоперевозок.

В общем - дорога появилась в самом начале XX века, вокзал в Москве построили, а вот планового “величия” не случилось.

Станция Савелово. 1910-1917 гг.
Станция Савелово. 1910-1917 гг.

Зато мы можем полюбоваться фактурными водонапорными башнями, которые использовались для заправки паровозов водой, на станциях Икша, Дмитров и Савёлово.

Железнодорожный вокзал и водонапорная башня в г. Дмитров. Ноябрь 2022 года.
Железнодорожный вокзал и водонапорная башня в г. Дмитров. Ноябрь 2022 года.

Да еще, благодаря построенному в 1902 году Савеловскому ж/д вокзалу в Москве, была благоустроена площадь Бутырской заставы.

Савеловский вокзал. 1902-1910 гг.
Савеловский вокзал. 1902-1910 гг.

Отлично, мы вспомнили почему вокзал в Москве и железнодорожная ветка называются Савеловскими. Можем смело двигаться дальше.

Савеловский вокзал. 1995-96 гг. После реконструкции у вокзала появился выход на площадь Бутырской заставы.
Савеловский вокзал. 1995-96 гг. После реконструкции у вокзала появился выход на площадь Бутырской заставы.

Пока идем от станции до первой видовой точки - еще немного справочной информации:

В вопросе названия, как это часто бывает, нет единства мнений:
от названия финно-угорского племени — меря, до версии о пришествии киммерийцев, из Причерноморья.
А может название город получил по названию реки, на двух берегах которой он стоит. Я конечно же про реку Кимрка. А почему тогда так называется река? непонятно.)

Кимры, по меркам других исторических городов Центральной России довольно молодой населенный пункт, впервые они упоминаются в XVI веке. Земля в этой местности не плодородная, зато рядом была Волга, поэтому основными занятиями жителей Кимр были торговля и ремёсла, из которых на первый план вышло производство обуви.

Во второй половине XVII века в Кимрах уже началось развитие обувной промышленности, а в XVIII веке село стало одним из центров сапожного промысла: например, начиная со времён Петра I кимрские сапожники выполняли заказы для армии.

«Золотой век» для Кимр пришелся на конец XIX - начало XX веков.

Но, несмотря на развитие производства, размеры и экономический рост - вплоть до 1917 года Кимры официально оставались селом.

Скорее всего, прижимистые и хозяйственные крестьяне-предприниматели Кимр не желали платить налоги, установленные для городов: для сёл сумма отдельных налогов была гораздо меньше.

Правда при этом они не могли получить статус купца, так как это была прерогатива уездных городов. Но и здесь местные хваты нашли выход:

В 1860 г. в селе Кимрах проживали купцы 3-й гильдии, зарегистрированные в качестве купцов в различных уездных городах: корчевские Рыбкин, Сопцова, Шокин, царскосельские Сопцов, Малюгин, клинские Лужин, Пономарёв, Рыбкин.

К 1890-м годам в Кимрах проживало около 6000 жителей. Кимряки ежегодно производили до 2,5 миллионов пар обуви.

А к концу 1916 года население села составляло уже около 20 000 человек.

В 1917 году Кимры, как и остальные разросшиеся сверх меры сёла, получили городской статус.

Следующий всплеск расцвета, теперь уже города Кимры, пришелся на годы НЭПа. Многие кимряки разбогатели, произошёл бум строительства частных домов, причём строили их всё так же в стиле модерна, мода на модерн задержалась в Кимрах, наверное дольше всех других городов России.

Центр развития творчества детей и юношества им. И.А. Панкова. 1955 г.
Центр развития творчества детей и юношества им. И.А. Панкова. 1955 г.

После распада Советского Союза город пережил большой экономический упадок и до сих пор достаточно депрессивен, хотя в последнее время намечаются положительные тенденции.

Как мы поняли из разговора с местными жителями: теплится еще жизнь на некоторых небольших обувных производствах, правда в 2022 году плечи широко расправила фабрика выпускающая обувь специального назначения (в том числе и для военных). Ну и завод, выпускающий респираторы, все еще на плаву.

В остальном, как нам сказали местные жители, "работаем в Москве".

Так, мы вышли к Волге, смотрим на карту:

КИМРЫ очаровывают и, по моему мнению, являются обязательным пунктом посещения. Совсем недавно мы прогулялись по городу в любимом нами режиме - пешком.-8

Два главных исторических района Кимр находятся на левом берегу Волги и разделены впадающей в нее Кимркой. К северу находится Центральный район с основными дореволюционными памятниками, к югу — Заречье, где больше домов, построенных в годы НЭПа. На правом берегу Волги, в Савёлово, достопримечательностей практически нет, но зато есть отличные виды на историческую часть Кимр.

Вид из Савелово на Зеречный район города.
Вид из Савелово на Зеречный район города.

Немного позже мы поговорим про мост, который был построен в 1978 году, а сейчас о том, как попадали люди на ту сторону до строительства Моста?

Совершенно верно: паром, лодки.

Если посмотреть на противоположный берег, то там где сегодня виден театр ранее и была главная пристань города. Именно сюда пришвартовывались паром и лодки.

Видна Центральный район города.
Видна Центральный район города.

Еще раз посмотрим, что бы мы увидели. придя сюда раньше, лет 100 назад.

Центральная пристань города.
Центральная пристань города.
Вот что мы видим сегодня если посмотрим с верхней точки предыдущего фото. (от храма).
Вот что мы видим сегодня если посмотрим с верхней точки предыдущего фото. (от храма).
Савёловский мост (фото 1998 г.), был построен в 1978 году первоначально был типовым. Общая длинна моста 554,5 метра.
Савёловский мост (фото 1998 г.), был построен в 1978 году первоначально был типовым. Общая длинна моста 554,5 метра.

Появление моста значительно упростило связь между берегами, облегчив и ускорив передвижение людей и грузов.

После того, как к концу XX века мост порядком обветшал - в процессе реконструкции к мосту были добавлены ванты, что сразу “украсило” мост и он стал визитной карточкой Кимр.

При реконструкции моста впервые в России был применен метод усиления железобетонных пролетных строений с помощью вантовой системы.

Перед въездом на мост нас встречает памятник - Самолёт Ту-124.

Самолет ТУ-124.
Самолет ТУ-124.

Дело в том, что окрестности Кимр — родина знаменитого авиаконструктора А.Н Туполева. Именно в честь именитого земляка в 2019 году здесь был установлен этот монумент, ну а в центре города есть памятник самому Туполеву.

Идем дальше.

Пройдемся по мосту и продолжим нашу прогулку по исторической части города.

Ну, а чтобы нам не было скучно идти по мосту, поговорим о катойконимах — ну а если проще, то о том, как правильно называть жителей города Кимры.

Все очень просто: мужчины - это кимрЯки, женщины - кимрЯчки.

Продолжение - скоро на нашем канале.

ПРОДОЛЖЕНИЕ очень скоро.

Оставайтесь на связи (подписывайтесь) и не пропустите следующую часть рассказа.