После месяца работы в школе у меня возникли мысли, которые я хотел бы опубликовать. Предыдущую часть 10 можете найти здесь. После своего опыта работы я могу с уверенностью сказать, что мне нравится работать с детьми.
Дети есть дети
Дети – веселые и непосредственные, но вот воспитательный процесс давался мне с трудом. С ними работать было весело, интересно, но и психологически тяжело. Семиклассники присвоили мне доброе прозвище «Дядя Янчика» от имени одного ученика Яна К. Хотя друг на друга мы были похожи как слон на моську, (разве что совсем немного прическами), дети мне на полном серьезе задавали вопросы о родстве! :-о В общем, с ними еще и язык приходилось держать под контролем – сказанное им однажды они могли извернуть и передать так, что потом хоть стой, хоть падай.
Помню, что меня тоже были свои любимчики и «черные овечки». С первыми я был несколько снисходителен, кое-что им прощал или не замечал. Со вторыми был строг, требовал дисциплины. И мне было сложно быть одинаково справедливым ко всем. Дети, однако, очень чутко чувствуют несправедливость или даже неравномерно расставленные оценки и замечания. Если одно и то же правило применимо не ко всем, то дети могли возмутиться и даже на уроки перестать ходить! В общем, мне тяжело было угодить всем и каждому.
Многие дети восприняли внезапно введенный предмет как рабы - дополнительную трудовую повинность. Относились к нему так же. Даже добиться, чтобы ВСЕ дети завели рабочую тетрадь, мне было довольно сложно. Мои замечания на отсутствие тетради, хоть письменные, хоть устные, многим были по барабану. Родителям - не пожаловаться, кураторов извещать – бесполезно, разве что классные руководители ради повышения успеваемости подходили и пытались воздействовать на детей, но успех был лишь в средних классах.
Успеваемость и посещаемость
Одновременно мне стало понятно, что учительский труд невероятно тяжел. Провести урок – не самое трудное. Основная задача - провести учебный процесс с максимальной отдачей и 100% успеваемостью, но об этом можно было только мечтать. Сложность уроков мне постепенно пришлось опустить до максимально примитивного уровня, чтобы их усваивало большинство "середнячков". Как при этом оправдать ожидания тех учеников, которые владели немецким на высоком уровне? Плюс еще внешкольная занятость детей не добавляла дисциплины. Из-за соревнований по кик-боксингу, пений-бздений, танцев и много чего часть школьников отсутствовала почти ВСЕГДА!
У меня был один-единственный раз, когда ко мне на урок пришли только двое "продвинутых" учеников Альфред М. и Александра Ш. из 11 классов. Они четыре года изучали этот язык в школе-гимназии, так вот за 40 минут мы с ними прошли программу за два занятия вперед! С ними хорошо было бы заниматься отдельно от основной группы, которые проходили азы: "я-мы, он-она-оно, они", спряжение глагола «быть» итп. С основной массой учеников мы ползли по программе медленно-медленно, как таракашки в моей душевой! Но я не могу физически КАЖДОМУ ученику в рамках класса организовать дифференцированное обучение по его индивидуальному уровню знаний! Пока занимаешься одним, другие дети начинают страдать фи-гней!
Подготовка к занятиям
Подготовка к урокам занимала у меня массу времени вечером. Ладно, была бы у меня помощь школьного методиста, хотя бы учебники 5-11 классов Бим-Рыжовой, по которым основная масса российских детей изучала немецкий язык. Но ведь не было у меня ни одного! Для занятий тем же английским было всё на свете: карточки, настенные карты-схемы, картинки-гармошки! В школьной библиотеке себе я нашел лишь несколько пособий по немецкому, да привезенный с собой из Германии словарь и 4 книжки для школьников-немцев! Какая на фиг Бим, какая Рыжова!? Все выше перечисленное, плюс фантазия и интернет были моими единственными помощниками при составлении уроков.
К концу учебной недели я выматывался физически и психически. Я дико завидовал обычным людям, которые после работы могут отключиться от нее, заниматься хобби, спортом, детьми итп. У меня же после уроков были часы консультаций, вечером продолжалась работа в виде составления поурочных планов. И так с понедельника по субботу.
Даже в воскресенье, вырвавшись разок на пляж городка Шемшия (Xemxija), отдыхать мне пришлось с пользой для дела. Все лежат, наслаждаются красотами, виды моря фотографируют. А я, ёк-макарек, задания для контрольных работ составляю в блокноте, вечером перенабираю их в ноутбук. В общем, понял одно, что учителю надо ЖЕСТКО соблюдать тайм-менеджмент: отдыхать от работы, иначе крыша точно поедет. Про отдых расскажу в следующий раз.
Статья автора, иллюстрации свои и из сети Интернет
Читатели-учителя, что вы думаете о балансе работы и отдыха в начале своей карьеры? Интересно увидеть ваше мнение и комментарий.