Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Republic XF-12. Аэродинамику придумали те, кто любит красивые самолеты

Вот представьте себе. Вам поставили цель - сделать самолет чтобы был быстрый высокий далекий. В принципе, подобные требования ставятся всегда, потому что это именно то, чего всегда хотят от самолета, особенно если тот не должен излишне маневрировать. Что вы будете делать? Варианта два - либо поставить движки помощнее, либо вылизать формы до неприличия. Но почему-то никто раньше не подумал совместить эти два варианта вместе... До фирмы Republic
Историческая подводка.
На дворе вторая мировая, США вошли в противостояние с Японией, а значит Тихий Океан перестал быть таковым, и является огромным театром военных действий. Хорошей армии в таком случае нужна хорошая разведка. Но вот беда - все самолеты-разведчики не имеют достаточного радиуса действия, чтобы иметь возможность фотографировать японские базы и острова. А это немножко необходимо, чтобы получать столь необходимую информацию о противнике. Значит надо что-то делать. Вот американцы и сделали - объявили конкурс на создание разведчика,

Вот представьте себе. Вам поставили цель - сделать самолет чтобы был быстрый высокий далекий. В принципе, подобные требования ставятся всегда, потому что это именно то, чего всегда хотят от самолета, особенно если тот не должен излишне маневрировать. Что вы будете делать? Варианта два - либо поставить движки помощнее, либо вылизать формы до неприличия. Но почему-то никто раньше не подумал совместить эти два варианта вместе... До фирмы Republic

Историческая подводка.
На дворе вторая мировая, США вошли в противостояние с Японией, а значит Тихий Океан перестал быть таковым, и является огромным театром военных действий. Хорошей армии в таком случае нужна хорошая разведка. Но вот беда - все самолеты-разведчики не имеют достаточного радиуса действия, чтобы иметь возможность фотографировать японские базы и острова. А это немножко необходимо, чтобы получать столь необходимую информацию о противнике. Значит надо что-то делать. Вот американцы и сделали - объявили конкурс на создание разведчика, чтобы соответствовал "трем четверкам": дальность в 4к морских миль (~7400км), скорость в 400 миль/час (~644км/ч) и высоту полета в 40к футов (~12200м). Для 1943 года требования, хоть и выполнимые, но все равно очень непростые. А пока их выполняют, можно переделать в разведчики уже существующие дальние истребители или бомбардировщики (это временное решение потом еще аукнется).
На конкурс отозвалось несколько компаний, но до постройки прототипа допустили лишь двух - компанию Republic с проектом XF-12 и компанию Hughes с проектом XF-11. Их предложения очень сильно отличались друг от друга, поэтому вкратце посмотрим сначала на конкурента нашего героя, а потом и на него самого.

Говард Хьюз всегда отличался легкой безуминкой в своих проектах, однако тут он предложил неожиданно нормальный, по своим меркам, проект. Визуально схожий с очень вытянутым P-38, его самолет имел два сверхмощных 28-цилиндровых двигателя Pratt & Whitney R-4360 в двух балках, формирующих также и хвостовое оперение. Небольшой фюзеляж находился между балками, где находились кабина экипажа и, перед ней, фотооборудование.

В теории этот самолет мог неплохо так превзойти требования военных - по всем пунктам он выдавал результаты на 5-10% выше требуемых, но вот неудача - в первом же полете Говард Хьюз, пилотировавший самолет, не справился с утечкой жидкости из гидравлики и по итогу разбил самолет, сам еле-еле оставшийся в живых. Потеря прототипа в первом же полете и тяжелейшие ранения руководителя всей программы не могли не сказаться на ходе дел, и по итогу программа оказалась очень сильно задержана, уже без особых надежд на что-то. Впрочем, она не была остановлена - спустя примерно год был построен второй прототип, и выполнивший полетную программу и показавший хорошие результаты.
В связи с этими проблемами программы, сам "комитет Трумана" (комитет по расследованию проблем с производством продуктов для военных нужд) заинтересовался работой Хьюза, что привело к большим проблемам в дальнейшем, но это уже совсем другая история.

Тем временем Republic тоже активно работали, и изготовили совсем другой самолет. XF-12 был, по своей сути, похож на тяжелые четырехдвигательные бомбардировщики, которыми славилась Америка в то время. Но, в отличие от них, этот самолет был настолько аэродинамичным, насколько это в принципе возможно для такой схемы. Вместо привычного кокпита, выпирающего над фюзеляжем, было применено остекление всей передней части самолета, с одной стороны дающее шикарный обзор, а с другой - не создающее никакого лишнего сопротивления. Остальной фюзеляж тоже не остался в стороне - инженеры применили принцип абсолютного недопущения каких-либо компромиссов в области аэродинамики. Фюзеляж, как и крыло, были доведены до идеала, имея рекордно низкое для таких размеров сопротивление. В журнале "Aviation Week" так прокомментировали внешний вид фюзеляжа: "острый нос и цилиндрическая сигарообразная форма XF-12 исполняют мечты авиационных инженеров об аэродинамически бескомпромиссной конструкции самолета".

Отдельного упоминания стоят двигатели и гондолы, где те размещались. Поскольку мотогондолы - самая неаэродинамичная часть самолета, после фюзеляжа, то их тоже отдали на откуп отделу аэродинамики, чтобы на выходе получить... гондолу длиной с дальний истребитель сопровождение P-47! Которая, на всеобщее удивление, не только давала минимальное сопротивление, но еще и генерировала ~250л.с. тяги на гондолу.
Достигли они этого следующим образом. Главный источник сопротивления мотогондолы (кроме, очевидно, двигателя) - это радиаторы, которым нужен постоянный набегающий поток холодного воздуха, дабы охлаждать двигатель и охлаждающие жидкости. В фирме Repubic оригинальным образом подошли к этой проблеме - с передней части мотогондолы убрали все радиаторы, оставив только воздухозаборник для прямоточного охлаждения двигателя. Сами же радиаторы и воздухозаборники для охлаждения поставили в переднюю кромку крыла, где воздух имел наибольшее давление, а следовательно создавал наибольший поток. В добавку к этому, к каждому двигателю поставили по паре турбокомпрессоров, дополнительно усиливающих поток воздуха, и по итогу смогли добиться достаточного охлаждения и забора воздуха даже на больших высотах.
Ах да, аэродинамикам оказалось недостаточно хорошо иметь на борту 4 двигателя мощностью по 3250л.с., поэтому они решили отвести выхолпные газы из двигателя в импровизированное сопло, давая дополнительный прирост к тяге в те самые 250л.с. (вообще там было около 100кгс тяги, но в лошадиных силах получается примерно 250).

Благодаря всему этому, самолет размером с тяжелый межконтинентальный бомбардировщик смог с уверенностью обгонять все союзные поршневые самолеты, а на высоте - даже ранние реактивные! Максимальная скорость в 756км/ч превышала требования больше чем на сотню, высота полета в 45к футов превышала требуемую на 13%, а дальность превышала желания военных на 500 морских миль.

И все бы ничего, да вот только на дворе был уже 1946 год, да и сама программа все же шла не то чтобы супер гладко. Да, до потерь команды Хьюза было далеко, но в 1947 году один из двух прототипов получил тяжелые повреждения при посадке. В тот день испытывали максимальный посадочный вес, и во время одного из касаний (которое, судя по всему, было скорее падением нежели касанием) правая стойка шасси была рассечена, оказавшись недееспособной от слова совсем. Благо старые добрые дюралюминиевые яйца летчиков-испытателей смогли уравновесить даже такой огромный самолет, и тот не разбился на месте. Пилот продолжил полет, уже с целью выработать максимум топлива, облегчить самолет, и сесть на оставшиеся две стойки шасси. При заходе на посадку он смог удерживать самолет на двух стойках до самого конца, но все же самолет получил большие повреждения, упав крылом на землю - крыло пришло в негодность, оба двигателя, вместе со всеми прилежащими элементами на них, пришлось заменить. Но это хотя бы была восполнимая потеря. Спустя пару месяцев самолет отремонтировали, и он снова взмыл в небо.

История применения этого самолета не кишит какими-то легендарными рассказами и легендами. На момент прохождения испытаний военные уже решили, что лучше они сэкономят и ограничатся уже готовыми бомбардировщиками в роли разведчиков, до тех пор пока им на замену не придут новые реактивные RB-47... Однако даже тут XF-12 смог показать себя с лучшей стороны. В 1948 году была проведена операция "Bird's Eye", чьей целью являлась демонстрация возможностей самолета путем облета всей континентальной части США и фотографирования оной. Каждую минуту экипаж фотографировал местность под собой, и к концу полета получил почти 100м пленки, заполненной 390 фотографиями. Снимки этого полета были представлены в выпуске журнала "Life" от 29 ноября 1948 года, а полученный диафильм экспонировался в Нью-Йорке на состоявшемся в 1948 году съезде Ассоциации ВВС США.
К сожалению, даже эта демонстрация не разубедила военных в своем решении, и они не решились принимать на вооружение творение Republic, ограничившись самолетами с максимальной скоростью почти на 150км/ч меньше.

Но даже так, в фирме решили не унывать и подготовили на базе разведчика авиалайнер, вместимостью в 47 пассажиров со всеми возможными удобствами. Однако тот выходил слишком дорогим и сложным, и компании, заинтересованные в проекте, отозвали заказы.

На этом и закончилась история такого красивого самолета, как XF-12 Rainbow. Оба самолета впоследствии будут списаны и использованы как самолеты-мишени. К сожалению, в наше время мы можем увидеть лишь их модели, чтобы понять, насколько хорошую работу проделали инженеры фирмы Republic.

Автор - Akim Inexplicable