Всем привет, дорогие друзья. Рад вас видеть! В кои-то веки новый год станет очень удачным в плане технологий. Большинство из них только-только вышли в свет, так что о них сегодня и поведаю.
Почему Ryzen 7000 такие горячие во всех смыслах, почему ультрабуки теперь игровые, чем удивили Intel, а главное - Nvidia - расскажу прямо сейчас. Поехали!
AMD действительно "красные"
Начнем с AMD, новые процессоры которых как-то слишком сильно греются. О проблемах стало известно еще на старте, однако полностью победить перегрев не удалось и не удастся, сколько бы вы не старались. Причина очень простая: в теплораспределительной крышке слишком много металла... Толстая она, короче говоря.
Даунвольт слегка решает проблему, однако как будут вести себя модели с 3D-кэшем - решительно не ясно. Даунвольт, конечно, в какой-то степени помогает, однако теплопакет выше 150-180 ватт для таких процессоров ведет к перегреву - вне зависимости от того, какое охлаждение вы используете. Кстати, о перегреве и охлаждении... Да, тут тоже AMD...
В Radeon RX 7900 XTX налили мало воды. Речь про референсную систему охлаждения, которую вроде как уже можно купить, и... Нет, она не водяная. В ее конструкции предусмотрена огромного размера испарительная камера, которая по какой-то причине не охлаждала видеокарту должным образом.
Der8auer даже разобрал видеокарту, чтобы понять в чем причина. Конструктивно испарительная акмера была совсем обычной, однако главного - теплоносителя - внутри оказалось слишком мало. Температура видеокарты, кстати, зависит от того, как она будет расположена (если она стоит вертикально, температура ниже). Будут ли AMD исправлять косяк - не ясно, так как референсных видеокарт в принципе производится не так много, и AMD проще выплатить всем недовольным компенсацию.
А вот в ноутбучном сегменте AMD жарят уже образно
Речь о Ryzen 6900H и 6800H, которые... Ох, ну как вам сказать... сами процессоры я бы не сказал, что прям интересные - да, это новые топовые камешки для ноутбучного сегмента. Да, в ноутбуках сложно найти решение производительнее, но ведь так происходит каждый год-полтора... Почему тогда они здесь?
А все дело в Radeon 680M - встройке, которая по производительности тягается с мобильной GTX 1660Ti. Это в тестах, конечно, у 1660 все-таки есть своя память, но мы сравниваем дискретную видеокарту и, мать его, встройку. И да, игровые тесты показывают, что пусть и не на фулл-ультрах, однако современные игры вполне неплохо идут на ноутбуках с 680M в 1080p.
То есть... Да, грубо говоря, мы будем иметь игровые (по нынешним меркам) ультрабуки. Правда, цена на эти процессоры пока что кусается, да и в ноутбуки даже мид-класса их пока не ставят. Ноутбуки подешевле (R5 6600H и, предположительно, ниже) имеют Radeon 660M - аналог Vega 10, которая тоже позволит поиграть в 1080p, но уже на минималках, а в некоторых играх вообще придется снижать разрешение... Но мы-то с вами все еще говорим про встройки.
Intel удваивает число ядер!
Правда, не всех, а только энергоэффективных. В линейке ноутбучных процессоров появились модели по типу i7 1255U или i5 1235U, в которых 10 (!) ядер, однако "повзрослеть" успели только 2 из них (2+8). В итоге 2 E-ядра с HT и еще 8 ядрышек (и у i5, и у i7). Есть и i7 1260P, в котором уже 4+8, но intel - это intel, так что появились и модели с одним отключенным кластером ядрышек. Это i5 12450H (4+4), 12650H (6+4).
А вот в десктопном сегменте нас ждет уже 13 поколение intel, в котором чудо произошло лишь наполовину - я, как человек, которые бесконечно верит в маленькие ядра, был глубоко огорчен тем, что i3 13100 не получил эти самые ядра. Он все так же имеет 4 ядра и 8 потоков, и это уже походит на стеб... Если AMD не ответят (а сейчас отличный вариант занять бюджетный сегмент), то так и придется хавать эти 4 ядра.
В ноутбучном сегменте, кстати, ну чисто Bruh. Про одноядерный процессор от intel, который будет называться i3 1305U, напишу в отдельной статье. Вернемся к "рапторам", где i5 13400 "народный" получил таки 4 ядрышка. В процессорах, где ядра были в 12 поколении (начиная с 13600) количество энергоэффективных ядер удвоилось (так, 13500 и 13600 получили по 8 маленьких ядер, как и i7 13700. У i9 13900 маленьких ядер уже 16 штук. Больших ядер столько же, сколько было в предыдущем поколении).
Также есть процессор i3 13300HE, у которого маленькие ядра таки есть, но десктопный он или ноутбучный - поди разбери.
О боги, старый сокет поддерживает новые процессоры!
Теперь хорошая новость для тех, кто собирал систему на Z690 под апгрейд - новые процессоры будут нормально работать со старыми платами, а новые платы будут поддерживать старые процессоры. Либо в кои-то веки intel поняли, что они больше не монополисты, либо отличий у архитектур тупо нет - просто больше маленьких ядер и все тут.
Nvidia переизобрели FPS
Я говорю о DLSS 3, которая, по сути, не одна технология. DLSS 3 - это одновременная работа трех разных технологий, но если DLSS 2.0 - это сглаживание при помощи нейросети (видеокарта может рендерить изображение в меньшем разрешении и уже после апскейлить его до нативного), то DLSS 3 - это отдельная технология генерации кадров.
Увы, работает он только на новых RTX 4000.
Суть в чем? В очереди кадров у вас есть два кадра, которые ждут вывода на экран. Нейросеть смотрит на них, сравнивает, а потом просто рисует между ними промежуточный кадр с минимальным использованием ресурсов видеокарты. То есть буквально - у вас 100 ФПС, включили генератор - стало 200. Звучит очень классно.
Чем это чревато и можно ли с этим жить
Естественно, такая магия не проходит бесследно. Вам необходимо как минимум 2 кадра в очереди, а также время, за которое будет отрисовываться промежуточный кадр. Суммарно по примерным прикидкам, задержка составляет 5-7 мс по сравнению с той же ситуацией, но без генератора кадров при 100 нативных ФПС.
Включение Nvidia Reflex позволяет в нормальной степени компенсировать этот "недуг", однако надо помнить, что чем выше у вас ФПС - тем меньше будет задержка. Если вы играете в 30 кадров в секунду и включаете генератор - вы получите 60 фпс, однако управление будет таким же ватным, как при 25 кадрах, но если у вас 60 ФПС, а вы хотите 120 - легко! Только задержка будет такая, как если бы вы играли при 50 ФПС.
RTX 5000, как обещают, будут еще интереснее!
Ну и самое сладкое - это обычный всплеск интереса к Nvidia после их заявления, что RTX 5000 покажут самый большой прирост производительности по сравнению с предыдущим поколением. Честно - я буду искренне надеяться, что жрать они будут меньше киловатта, да и вообще - пора бы задуматься не над производительностью, а над энергоэффективностью железа.
Даже RTX 40 серии с их генератором кадров могут выдавать больше 100 ФПС в 4К в любой AAA игре на любых настройках графики (за единичными исключениями), так что очень не хотелось бы, чтобы следующее поколение жрало еще больше, хоть и оказалось на 30% быстрее. Пусть лучше будет такое же, но хоть немного поубавит аппетит.
Подведем итог
А собсна, какой итог тут можно подвести? Я бы сказал очень просто: лично я буду ждать. Ждать, пока 40-я серия станет доступна у нас по нормальной цене, как и 13-е поколение intel, да и ноут на 680M я теперь сильно хочу, а ведь я рассказал только про анонсы, которые произошли в 2022 году, но по понятным причинам, мы все их прелести познаем лишь к февралю года 23-го... И то, скорее всего, массово они окажутся у нас в марте...
...Наверное, это самый яркий год, если мы говорим именно про железо. Технологии развиваются с заметным ускорением, и это - определенно хорошо. Я не рассказал еще про кучу вещей, будь то видеокарты от AMD или одноядерный процессор от Intel (о нем я напишу в посте, который выйдет завтра), но... Статья и так уже почти стала книгой, а значит пора завершить этот марш технологий. Спасибо за внимание, увидимся завтра!
Подпишись на телеграм (там IT-новости), Ютуб (там иногда выходят прикольные видео), и группу ВК (там пока ничего нет, но это только пока).
А если хочешь помочь мне с развитием канала - буду благодарен за каждый репост! Спасибо!