Рожденный в России Виталий Корешофф (Vita Koreshoff) приехал в Австралию в 1928 году. Здесь он впервые посадил дерево в горшок. Это стало его страстью. За «мужчину и его страсть вышла замуж» Дороти Уэллингс (Dorothy Wellings), разделив с ним это увлечение, которое они вместе сделали делом жизни. Воспитывая двух дочерей, они «заразили» этой страстью старшую дочь – Дебору Корешофф (Deborah Koreshoff). Виту Корешофф сегодня называют «патриархом бонсай» в Австралии, а книга, написанная его дочерью, считается «библией» бонсай во всем мире.
Он родился в 1909 году. Семья Виты некоторое время проживала в Харбине (Маньчжурии). Его отец, Алекандр Корешов, был администратором Южного участка Транссибирской магистрали через Маньчжурию. Здесь Вита видел, как китайский садовник ухаживает за несколькими пенджинами во дворе казенного дома, в котором проживали Корешовы. В Брисбене (Австралия), куда переехала семья, его мать никак не могла смириться с типичным для Австралии «квинследским» стилем домов «на сваях». И чтобы создать впечатление сада, Вита (это было его домашним именем) посадил и расставил на открытой территории дома несколько деревьев в горшках. Это не успокоило маму, но стало ответственным хобби для Виты.
Информации об этом виде садоводства было мало, поэтому он затеял переписку со многими людьми в Новой Зеландии, Англии, Америке. Со временем он приобрел собственный опыт, отвечал на вопросы и даже публиковал «Секреты» во многих изданиях. Гораздо позже эта работа вылилась в написание нескольких книг о бонсай.
Дороти родилась в 1930 году. Вита начал ухаживать за Дот, когда она начала работать в семейном магазине Koreshoff машинной вышивки. Они поженились в 1949 году. Дороти «заболела» бонсай.
Первый семейный питомник пара открыла в 1951 году. Семья переехала в то время в Пейджвуд.
Питомник бонсай становился ведущим в Сиднее, но слава о нем расходилась по всей Австралии. В 1956 году Вита Корешофф был приглашен прочитать лекцию о бонсай в одной из телепередач Австралийской вещательной корпорации в Мельбурне.
В 1957 году родилась Дебора. Она уже в 7 лет самостоятельно ухаживала за несколькими деревьями в родительском саду.
В 1965 году семья основала Общество бонсай Австралии (Bonsai Society of Australia). Первое собрание Австралийского общества бонсай состоялось в пригороде Сиднея Розвилле. Чуть позже, в июле 1970 года Дороти и Вита помогли своей подруге, миссис Дон Хьюз, основать Общество бонсай Иллаварра (Illawarra Bonsai Society). На счету семьи участие в открытии еще нескольких австралийских клубов.
В 1969 году семья обосновалась, купив несколько акров земли, в Кассл-Хилл. Вита до 1974 года возглавлял отдел изящных искусств в Университете Нового Южного Уэльса. В Кассл-Хилл вновь был создан питомник. В питомнике содержалось 1250 деревьев. О деятельности семьи в июне 1969 года была опубликована статья в Австралийском женском еженедельнике.
В 1970 году семья Корешофф начала выпускать журнал Bonsai in Australia, существовавший до 1991 года. Журнал выходил один раз в два месяца.
В 1976 году Дороти стала председателем Bonsai Society of Australia, а питомник Koreshoff – первым за пределами Токио авторизованным филиалом Японского института бонсай-сайкей (Nippon Bonsai-Saikei Institute).
В 1980-е годы расцвела бонсайная карьера Деборы Корешофф. Она участвовала во множестве международных конвенций, неизменно выступая лектором или демонстратором. Ее встречали в Гонолулу (1980 г.), в Орландо (Флорида, 1983 г.), в Сиэтле (Вашингтон, 1984 г.), совместно с Дороти они выступали в Люксембурге (1992 г.), в 1993 г. Дебора ездила в Зутермер (Голландия). На выступлениях Дебора иногда делала очень сложные технические вещи, например, вырезание и выдалбливание ямадорной сосны Pinus contorta.
Дороти и Вита за все время выпустили ряд книг о бонсай, раскрывающие самые разные аспекты его создания. Но культовой стала книга их дочери. Книга «Бонсай: его искусство, наука, история и философия» была написана и опубликована Деборой в 1984 году. Было продано более 50 000 экземпляров этой книги.
Дороти неизменно принимала участие в большинстве австралийских конвенций, став мировым авторитетом в области бонсай. За свои заслуги в садоводстве она была удостоена награды – Медали Ордена Австралии (ОАМ). В своих выступлениях Дороти уделяла много внимания выращиванию аборигенных деревьев, а в демонстрациях могла создавать, напрмиер, бонсай – «извилистый плот».
Я познакомилась с Дот (так она представилась) в 1986 году на выставке Австралийского общества бонсай в Касл-Хилл. Я была поражена Banksia serrata, я никогда не видела бонсай во плоти и была ошеломлена, пока Дот не подошла и не похлопала меня по плечу. Она была такой теплой и охотно делилась своей огромной страстью к нашему искусству, обходя большую часть экспозиции в том году, описывая деревья и то, что было сделано, чтобы заставить их выглядеть так, как они выглядят. Я была так вдохновлена, что пошла домой и выкопала маленький саженец джакаранды из палисадника моих родителей. Он у меня до сих пор есть, и уже несколько лет прекрасно откармливается в моем палисаднике.
В 1984 году умер Вита Корешофф. Дороти продолжала руководить питомником. Во всех делах ей помогали Дороти и ее муж Кеннет Добл (Kenneth Doble).
Но в 2008 году прозвучала ошеломляющая новость – культовый питомник Koreshoff закрывается. Он был выставлен на продажу в течение двух лет. Большинство деревьев в питомнике Koreshoff были хорошо сформированы, но предлагалось и небольшое количество молодых растений для дальнейшего выращивания. Что повлияло на решении или ситуацию? Скорее всего, экономические причины – чтобы содержать высокохудожественные деревья, нужно зарабатывать на продаже более простых деревьев. Должен быть баланс, позволяющий держать это хозяйство «на плаву».
Когда стало известно о закрытии питомника, обсуждался вопрос о включении некоторых деревьев, выращенных из семян в 30-40-50- х годах, в национальную коллекцию. Но средств на выкуп и организацию дальнейшего обслуживания не нашлось. Открытие Национального дендрария в 2008 году только планировалось.
Дороти, Дебора и Кеннет начали распродавать коллекцию, оставляя сначала самые ценные экземпляры. Но, в конце концов, Дебора продала все свои деревья и отошла от дел, оставаясь «вне бонсай».
Вероятно, деревья, проданные в 2008-2010 годах осели в частных коллекциях, попав в общественные очень в малом количестве.
Можно пронаблюдать за некоторыми деревьями, которые были куплены в питомнике раньше.
Две японские черные сосны из питомника в 2008 году все же будут демонстрироваться в Национальном дендрарии в Канберре. Эти деревья семенами посажены семьей Корешофф в 1951 году, затем в 1965 году выкопаны и перевезены в Касл-Хилл. В 2008 году ни были перемещены на год к старому павильону бонсай. Теперь эти деревья украшают вход в новый павильон Национальной коллекции бонсай и пенджинга Австралии.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.