Найти тему
Тихий океан 1/72

Эдвард "Бутч" О'Хара. Четыре минуты славы.

"Летающая зажигалка" - G4M1"Бетти", как он есть. Зато красиво.
"Летающая зажигалка" - G4M1"Бетти", как он есть. Зато красиво.

Пилот, едва ли не единственный авиатор, вошедших в историю авиации не благодаря каким-то сверхъестественным победным счетам, но единственным результативным боем.

Герой позирует в F4F-3 "Уайлдкете" (б/н F-3). Апрель 42-го года. Победы были одержаны на другом самолете.
Герой позирует в F4F-3 "Уайлдкете" (б/н F-3). Апрель 42-го года. Победы были одержаны на другом самолете.

Официоз.

20 февраля 1942, авианосец "Лексингтон" (CV-2 USS "Lexington"), находящийся примерно в 400 милях от сравнительно недавно захваченного японцами Рабаула (Новая Британия), был атакован группой базовых бомбардировщиков Mitsubishi G4M "Betty". Во время отражения второй ударной волны из девяти бомбардировщиков, лейтенанту эскадрильи VF-3 Эдварду " Бутчу" О'Харе (Edward H. "Butch" O'Hare), оставшемуся в одиночестве (у ведомого заклинило оружие) удалось в течении четырех минут сбить шесть вражеских бомбардировщиков, сорвав налет. Авианосец уцелел, пилот, которому было засчитано пять побед, стал первым асом флота, получил звание майора (lieutenant commander) и высшую военную награду США ( Medal of Honor ) из рук Рузвельта.

Grumman F4F-3 "Wildcat" б/н "F-15". Именно на этом самолете О'Хара вошел в историю. "Боковичек" составлен по описанию современников. Фотографии самолета нет.
Grumman F4F-3 "Wildcat" б/н "F-15". Именно на этом самолете О'Хара вошел в историю. "Боковичек" составлен по описанию современников. Фотографии самолета нет.

Реалии.

Что забыл в такой "глуши" авианосец, да еще и провальной зимой 42-го?

"Лексингтон" с группой прикрытия (4 крейсера и 9 эсминцев - Task Force II) должен был нанести первый за войну воздушный удар по японской базе ВМС в Рабауле. После японской контратаки налет был отменен.

Как японцы обнаружили "незваных гостей"?

Двумя летающими лодками Kawanishi H6K ("Mavis") корпуса Йокогама (Yokohama Kokutai). Обе были сбиты "Уайлдкетами" эскадрильи VF-3. Экипажа погибли. По крайней мере одна успела передать радиограмму.

Kawanishi H6K2 корпуса Йокогама. Как раз Рабаул, правда конец 1942-го года. Самолет был начисто лишен пассивной защиты, в частности, протектированных топливных баков и встречи с истребителями заканчивались одинаково и плохо.
Kawanishi H6K2 корпуса Йокогама. Как раз Рабаул, правда конец 1942-го года. Самолет был начисто лишен пассивной защиты, в частности, протектированных топливных баков и встречи с истребителями заканчивались одинаково и плохо.

Кто и чем атаковал?

Семнадцать Mitsubishi G4M1 ( "Betty"), 1-ой и 2-ой эскадрильи 4-го Корпуса (1th, 2th Chutai, 4th Kokutai). Каждый нес по две 227-кг бронебойные бомбы. Торпед на аэродроме базирования Вунаканау (Vunakanau) на момент событий попросту не было.

Mitsubishi G4M1 ( "Betty") 4-го Корпуса. Рабаул.  Лето 42-го. Опять отсутствие протектора в  топливных баках на данной модификации. Соответственно, почетное звание "летающая зажигалка" (за способность превращаться в факел от единичных попаданий).  Боевой устойчивости против машин уровня F4F не способствовало  и оборонительное вооружение из четырех пулеметов винтовочного калибра. Угрозу представляла только 20-мм пушка  с ограниченными углами обстрела в хвостовой части. Самолеты такой модификации серийно выпускалась ...до 1944 года.
Mitsubishi G4M1 ( "Betty") 4-го Корпуса. Рабаул. Лето 42-го. Опять отсутствие протектора в топливных баках на данной модификации. Соответственно, почетное звание "летающая зажигалка" (за способность превращаться в факел от единичных попаданий). Боевой устойчивости против машин уровня F4F не способствовало и оборонительное вооружение из четырех пулеметов винтовочного калибра. Угрозу представляла только 20-мм пушка с ограниченными углами обстрела в хвостовой части. Самолеты такой модификации серийно выпускалась ...до 1944 года.

Как все было.

Обнаружили супостатов естественно с помощью радиолокаторов на кораблях.

В отражении атаки, начавшейся в 16:43 и проходившей на высотах 3000-4500 метров, номинально участвовало шестнадцать "Уайлдкетов" и под раздачу попала 2-я эскадрилья из девяти "Бетти". На базу не вернулся ни один бомбардировщик.

К 17:05, когда в переделах видимости появились восемь бомбардировщиков 1-ой эскадрильи, единственными истребителями, которые могли перехватить атакующих, была пара О'Хары. Остальные истребители либо добивали остатки 2-ой эскадрильи, либо кружили у авианосца в ожидании посадки в состоянии "топливо почти на нуле". Янки еще не умели в "наведение истребителей".

Очень "кстати", у ведомого О'Хары, лейтенанта Мариона Дуфило (Marion Dufilho), во время первой же атаки заклинило пулеметы (все четыре) и отдуваться пришлось действительно нашему герою.

По легенде, падающий 20 февраля 1942 года "Бетти". Снято с кораблей сопровождения "Лексингтона".
По легенде, падающий 20 февраля 1942 года "Бетти". Снято с кораблей сопровождения "Лексингтона".

Формально, " Бутч" О'Хара сбил три бомбардировщика плюс два тяжело повредил, но главное, сорвал атаку на авианосец: ближайшая бомба упала почти в трех километрах от "Леди Лекс".

Конец истории для японцев был удручающий. Из семнадцати бомбардировщиков тринадцать было сбито над "целью", два совершили аварийные посадки. Погибло 88 человек летного состава. И все это ценой двух потерянных "Уайлдкетов", подставившихся по огонь кормовых 20-мм пушек бомбардировщиков и одного погибшего пилота.

Нашего же героя, ждали награды, звания, нелепая смерть, уже на "Хеллкете" и бессмертие в виде переименованного Международного Аэропорта в Чикаго.

Chicago O'Hare International Airport
Chicago O'Hare International Airport

Всем добра.

*** Вся информация получена из открытых источников.