Пилот, едва ли не единственный авиатор, вошедших в историю авиации не благодаря каким-то сверхъестественным победным счетам, но единственным результативным боем.
Официоз.
20 февраля 1942, авианосец "Лексингтон" (CV-2 USS "Lexington"), находящийся примерно в 400 милях от сравнительно недавно захваченного японцами Рабаула (Новая Британия), был атакован группой базовых бомбардировщиков Mitsubishi G4M "Betty". Во время отражения второй ударной волны из девяти бомбардировщиков, лейтенанту эскадрильи VF-3 Эдварду " Бутчу" О'Харе (Edward H. "Butch" O'Hare), оставшемуся в одиночестве (у ведомого заклинило оружие) удалось в течении четырех минут сбить шесть вражеских бомбардировщиков, сорвав налет. Авианосец уцелел, пилот, которому было засчитано пять побед, стал первым асом флота, получил звание майора (lieutenant commander) и высшую военную награду США ( Medal of Honor ) из рук Рузвельта.
Реалии.
Что забыл в такой "глуши" авианосец, да еще и провальной зимой 42-го?
"Лексингтон" с группой прикрытия (4 крейсера и 9 эсминцев - Task Force II) должен был нанести первый за войну воздушный удар по японской базе ВМС в Рабауле. После японской контратаки налет был отменен.
Как японцы обнаружили "незваных гостей"?
Двумя летающими лодками Kawanishi H6K ("Mavis") корпуса Йокогама (Yokohama Kokutai). Обе были сбиты "Уайлдкетами" эскадрильи VF-3. Экипажа погибли. По крайней мере одна успела передать радиограмму.
Кто и чем атаковал?
Семнадцать Mitsubishi G4M1 ( "Betty"), 1-ой и 2-ой эскадрильи 4-го Корпуса (1th, 2th Chutai, 4th Kokutai). Каждый нес по две 227-кг бронебойные бомбы. Торпед на аэродроме базирования Вунаканау (Vunakanau) на момент событий попросту не было.
Как все было.
Обнаружили супостатов естественно с помощью радиолокаторов на кораблях.
В отражении атаки, начавшейся в 16:43 и проходившей на высотах 3000-4500 метров, номинально участвовало шестнадцать "Уайлдкетов" и под раздачу попала 2-я эскадрилья из девяти "Бетти". На базу не вернулся ни один бомбардировщик.
К 17:05, когда в переделах видимости появились восемь бомбардировщиков 1-ой эскадрильи, единственными истребителями, которые могли перехватить атакующих, была пара О'Хары. Остальные истребители либо добивали остатки 2-ой эскадрильи, либо кружили у авианосца в ожидании посадки в состоянии "топливо почти на нуле". Янки еще не умели в "наведение истребителей".
Очень "кстати", у ведомого О'Хары, лейтенанта Мариона Дуфило (Marion Dufilho), во время первой же атаки заклинило пулеметы (все четыре) и отдуваться пришлось действительно нашему герою.
Формально, " Бутч" О'Хара сбил три бомбардировщика плюс два тяжело повредил, но главное, сорвал атаку на авианосец: ближайшая бомба упала почти в трех километрах от "Леди Лекс".
Конец истории для японцев был удручающий. Из семнадцати бомбардировщиков тринадцать было сбито над "целью", два совершили аварийные посадки. Погибло 88 человек летного состава. И все это ценой двух потерянных "Уайлдкетов", подставившихся по огонь кормовых 20-мм пушек бомбардировщиков и одного погибшего пилота.
Нашего же героя, ждали награды, звания, нелепая смерть, уже на "Хеллкете" и бессмертие в виде переименованного Международного Аэропорта в Чикаго.
Всем добра.
*** Вся информация получена из открытых источников.