В статье изложено ни что иное как мое видение и мнение, которое не претендует на статус объективной истины. Все персонажи вымышлены, а совпадения случайны. Сразу предупреждаю, что это будет долгочит на многобуков, но зато с картинками.
Запад и Восток
Давайте представим мир, в котором правят два величайших в истории государства, которые поровну его поделили и находятся в состоянии холодной войны, которая в любой момент может перерасти в горячую. Назовем их Запад и Восток.
Запад возглавляет блок стран с рыночными механизмами управления экономикой, а Восток - с командными. В этой фантазии мы на примере разбирали в чем проблема второй модели. Если кратко, она заключается в том, что экономических стимулов труда недостаточно для обеспечения опережающего развития, а сама экономическая модель стремится к недопущению дефицита, а не к максимизации полезности потребителя.
Данная ситуация накапливает противоречия в этом супер-государстве, которые сказывается и на элите, и на населении, что в итоге приводит к коллапсу.
Тогда, Восток (а точнее то, что от него осталось), который вчера был супергосударством становится страной с формирующимся рынком - Востоком 2 - одной из многих, а не одной из двух.
Запад, демократия и однополярный мир
Запад же, напротив, времени даром не теряет. Он быстро подбирает под себя остатки бывшей сферы влияния конкурента. В отличии от Востока, он располагает гигантскими транснациональными корпорациями (ТНК), у которых богатый опыт освоения новых рынков.
Причем приоритетен для Запада именно внешний рынок, поскольку на национальном большую часть занимают предприниматели из малого и среднего бизнеса.
Элиты, формируемые из представителей корпораций и отраслей представляют собой прочный истеблишмент, который лоббирует свои интересы через политическое руководство. Благодаря чему политика страны во многом сосредоточена вокруг интересов крупного бизнеса.
При этом, поскольку корпораций много, как и элит, их интересы могут сталкиваться и пересекаться, а значит - политический арбитр не может быть один - их должно быть несколько.
Так, по моему мнению, работает демократия: в стране есть много отраслей, корпораций и брендов, которые конкурируют за все виды ресурсов, включая трудовые. Эта конкуренция переходит и в политическую плоскость, где лоббисты истеблишмента решают вопросы спонсоров. Рассказы про "сначала демократия, а потом экономика" я отношу к историям про пони и магию дружбы.
При этом, развитие социальной сферы в таких условиях - это обеспечение доходов бюджета, а значит прямой интерес государства. Вот пруф:
Союзники Запада тоже начинают богатеть на росте трансграничных обменов капитала. Начинает формироваться глобальное рыночное пространство (Далее ГРП) и, соответствующие ему институты: общие правила учета; системы банковских обменов; растет роль валюты Запада в международных расчетов; создаются наднациональные фонды. Запад и его союзники получают полную власть над планетой и создают единые правила для ведения бизнеса, в первую очередь глобального, для всей планеты.
В идее глобализации по единым правилам нет ничего злого, напротив, на уровне задумки - это может рассматриваться как форма переноса противоречий между государствами, обладающих военным потенциалом, на конкуренции предприятий.
Однако, однополярный мир - это не только корпорации, а еще и обеспечение их интересов. Представьте, если бы Алешка и Илюшка могли бы по звонку к знакомому сенатору пролоббировать начало войны с государством, которое подняло налоги для их корпорации. А если таких как они очень много и они работают в разных отраслях? Тогда Западу будет не до сантиментов, и интересы элит, которые приносят огромные деньги в казну, будут оберегаться империалистическими методами (хоть и не всегда военными). Супергосударство будет рассматривать другие страны как партнеров, конкурентов или колонии.
Восток 2
История Востока очень грустная, но надо идти дальше. Элиты должны сформировать видение дальнейшего развития Востока 2. Государство это довольно большое, даже очень, поэтому роль "просто страны - одной из многих" для него вряд ли сгодится на долгосрочном временном отрезке. Восток 2 разнообразен и включает в себя почти все природные зоны, граничит со всеми ключевыми рынками мира, а его природных ресурсов хватит на безбедное существование в виде отдельной планеты.
Хотя не все настолько удачно, ведь его население сравнительно маленькое для таких размеров: оно значительно меньше 200 млн, а значит на его базе не получится выстроить самостоятельного устойчивого рынка. Дополнительно, с начала упадка супергосударства страна стала отставать технологически, а после его развала - ситуация многократно ухудшилась и работоспособных отраслей почти не осталось, выросла бедность.
Элитам Востока 2 необходимо решить, какое место под солнцем должна занимать страна. Они видят, что Запад принимает только 3 категории, из который конкурент выпадает сразу, поскольку элиты, поддержавшие коллапс Востока в этом уж точно не заинтересованы.
Самый логичный путь был бы партнер, но тут есть нюанс. Для начала, давайте обратим внимание на союзников Запада, которые вошли в новый мир в статусе партнера. Это промышленно развитые страны, либо технологические лидеры, элиты которых - это представители ведущих отраслей, в рамках которых сформировано множество всемирно-известных глобальных брендов. В принципе - все как у босса.
Корпораций и брендов, из которых можно было бы сформировать подобный истеблишмент попросту нет. Элиты получают свой капитал через приватизацию некогда государственных активов, а поскольку роль государства упала - ограничений для их власти почти нет. Они становятся олигархами, стремящимися лишь к собственному обогащению, а значит роль колонии их вполне устраивает. Они лоббируют соответствующие реформы, направленные на включение их в ГРП и соответствующие ему организации, позволяют дешевый вывоз ресурсов и завязывают всю экономику на Запад и его союзников.
Однако, Запад помнит, что Восток 2, в силу своей исторической традиции великодержавности, вряд ли надолго утроит такая роль, поэтому он также принимает меры по созданию инфраструктуры для его возможного сдерживания, в том числе и военные. Главное - он активно развивает сотрудничество с государствами, которые некогда входили в Восток, чтобы, в случае возникновения необходимости - использовать их как прокси ресурс против Востока 2.
Восток 2 и его суверенитет
Разумеется, однажды это случается, и часть элит Востока 2 начинают ратовать за восстановления роли страны в мире в качестве Великой державы, имеющей право на свои интересы. Эти же элиты лоббируют соответствующее выступление лидера страны.
Но вот проблема: вся экономическая модель страны выстроена по колониальному принципу и большей части истеблишмента не нужны никакие конфликты с Западом и его союзниками, ведь это угроза их доходам. Да и вообще, мир уже поделен: глобализация увеличила роль технологий в производстве продукта, а больше всего их у богатых стран - Запада и его союзников.
Если мы хотим суверенитета, то нам нужна соответствующая экономика. А как мы ее построим, если на развитых рынках наши товары неконкурентоспособны, а на рынках стран третьего мира слишком низкая маржинальность, чтобы нам начинать реальное импортозамещение и производство?
На базе страны мы тоже быстро рынка не построим, мало того, что население у нас куда ниже 200 млн человек (когда Запад и его союзники - это более 800 млн, изолируй их - и они выживут, а мы?).
Помимо этого, выстроенная система ставит политическое руководство страны в положение Вадика, которому диктуют правила владельцы капитала - Алешки и Илюшки из истеблишмента, приносящего большую часть дохода в бюджет. В условиях, когда истеблишмент состоит из малого количества отраслей и регионов, сменяемость власти элитам и не нужна - им нужна фигура, которая будет проводить компромиссную политику. Так что, чего бы идущие во власть в такой системе не хотели бы изначально, по итогу - они вынуждены транслировать интересы колониальных элит, балансируя при этом между ними и сторонниками суверенитета. Как я и сказал - положение Вадика. А где есть Вадик - будут и Володи.
Это значит, что любые действия, направленные на повышение суверенитета не будут отличаться высокой последовательностью. Попытки создать интеграционное объединение, компенсирующее недостаточный объем рынка, остановятся на странах с отстающим от Востока 2 уровнем технологического развития и рыночной зрелости.
Да и сама эта интеграция не будет тянуть на уровень суперпроекта, потому что элитам нечего предложить - их устраивает положение дел. Поэтому проекты будут выглядеть невзрачно, особенно на фоне развития инициативы Дальнего Востока, который активно борется за суверенитет и воспринимается Западом как конкурент.
Замещение импорта также не достигает серьезных результатов, а некоторые его аспекты просто кринжатина.
Помимо качества реализации суверенитето-содержащих инициатив, существуют риски противодействия им (например в виде ручных протестов с малоконкретной повесткой) и даже саботажа со стороны проколониальных элит.
Если сторонники суверенитета, при этом, продолжат настаивать на своем, могут быть применены и более жесткие ответные меры.
Элиты и шоки
Что делает метрополия, когда колония заявляет о своих правах на суверенитет? Правильно - направляет карательную экспедицию.
В современном мире развитые страны используют для этого прокси ресурс в виде создания искусственных конфликтов своих марионеточных режимов против непокорной колонии. К примеру, такой режим может попытаться усмирить свой мятежный регион, попутно убив миротворцев Востока 2, вынуждая последнего ответить.
Хотя это не самое страшное, если все сделать правильно и грамотно подать - то сторона, которую пришли наказывать, может быть освещена в выгодном свете. А вот, можно снести некогда дружественный Востоку режим, показав, что Восток 2 ничего не сделает для защиты своих.
Либо можно спровоцировать прям совсем масштабный конфликт, на решение которого уйдет много средств, который вызовет серьезный раскол элит, ударит и по экономике, и по всем остальным сферам. При этом выставить виноватым нужно именно провинившуюся перед метрополией сторону, чтобы поставить физические ограничения её доступа к ресурсам глобального гегемона. Однако, при этом оставляя щелочку для отмены таких действий, если колония склонится и подчинится.
Поэтому политическая власть будет любыми путями стремиться к компромиссу с Западом, его союзниками и даже прокси. Например, они могут дипломатическими усилиями пролоббировать мирное соглашение, которое заморозит конфликт. Однако, если помнить, почему конфликт начался, а именно, как наказание колонии за бунт - Запад не позволит прокси ресурсу это соглашение соблюдать, наоборот - он подготовит его к новому раунду.
Когда политическая власть осознает неизбежность второго раунда - она продолжит всеми силами искать компромисс. Но что делать, если ты попал в положение слабого? Разве кто-то будет идти на переговоры с тем, кто слабее? А под слабым можно понимать не только, что страна физически слабее оппонентов, но и различные неудачи и просчеты, которые ухудшают её положение на фронте и затягивают конфликт, делая его дорогим и тяжелым для всех.
Нравится или нет - но для достижения компромисса придется выбить зубы прокси ресурсу, который метрополия натравила на Восток 2, т.е. нанести несколько уверенных побед, поставив под сомнение долго- или даже среднесрочное существование прокси. А для этого придется напрячь элиты, без их участия, все будет только ухудшаться. Некоторые вопросы стоят слишком дорого, чтобы вывозить их за счет активистов. Если нанести серию таких поражений прокси ресурсу метрополии - это может дать долгожданный компромисс, который создаст новый вариант статуса кво.
Колониальные элиты будут стремиться именно к этому, потому что это даст им возможность хотя бы за какие-то форточки в рай метрополии подержаться. Конечно, в долгосрочной перспективе это приведет к раунду 3, без сомнения. Потому что для достижения реального суверенитета - нужны решительные действия и последовательная политика. В данном примере - ликвидация карательной экспедиции в виде прокси силы метрополии. Это для начала - сработает как месседж.
Ну так и с чего нам начать?
Для начала нам надо быть честными с самими собой в том, что нынешняя модель Востока 2 - колониальная, потому что так выстроена экономика. Что бы кто ни говорил, она держится на экспорте с низким уровнем добавленной стоимости, а реального импортозамещения по факту нет, а значит никакой угрозы для Запада и его союзников такая модель не представляет. Не говоря уже об её отставании в информационной и когнитивной сферах, это вообще отдельная тема.
Понимание проблемы - первый шаг к её решению, потому что оно дает векторы для размышления и действий. Элиты, которые держат бизнес-структуры - это не злодеи из детских книжек, даже самые примитивные из них - это капиталисты, которые стремятся заработать денег. Следовательно, следующий шаг после осознания - это построение бизнес-моделей на основании согласованности интересов, которые будут обладать и социальной значимостью, и доход увеличивать для корпораций. Немаловажно при этом уделять внимание образованию и разумеется гос-политике в этих областях. В будущих фантазиях попробую разобрать это более подробно.
Мир меняется. Появление Дальнего Востока в виде серьезного мирового игрока - тому главное подтверждение. Система, построенная на власти гегемона может быть переделана, поэтому я смотрю в будущее с оптимизмом, чего и остальным советую.