Найти тему
Исторические сражения

Самые абсурдные в истории поводы для объявления войны

Оглавление

Случалось такое, что государства не сильно заморачивались с поводом для вступления в кровопролитные противостояния...

Чтобы стороны изготовились к войне, им требуется некое враждебное начало. И даже если это начало долгое время пестовали и подкармливали, для объявления войны и старта военных действий все же следует отыскать формальный повод. А в случае его отсутствия - создать таковой собственноручно.

При этом casus belli - это не попытка оправдаться перед условным международным сообществом. Это скорее способ простым языком объяснить своему народу, почему он вот-вот окажется частью войны и его жизнь кардинально изменится. Реальные же причины этому самому народу власть старалась (и продолжает стараться) не раскрывать - не поймет. Либо "неправильно" поймет.

Куда проще сообщить, что вероломные наглецы из соседнего государства стащили наше родное и сердцу дорогое ведро из колодца. И что пора бы их проучить самым строгим образом, пока они детей наших красть не начали. В подобный расклад поверить сложно, но в 1325 году именно колодезное ведро стало причиной кровопролитной войны между итальянскими городами-государствами Модена и Болонья.

Война из-за ведра

Считается, что это оригинальное ведро, украденное моденцами. Хранится оно сегодня в Кафедральном соборе Модены
Считается, что это оригинальное ведро, украденное моденцами. Хранится оно сегодня в Кафедральном соборе Модены

Если заглянуть поглубже в историю, истоки конфликта между Болоньей и Моденой тянулись как минимум с середины XIII века. Тогда в Италии, переживающей период территориальной раздробленности, соседние общины частенько соперничали между собой. Напряжению в регионе способствовали силы извне - крупные державы, вроде Франции и Священной Римской империи, стремились распространить свое влияние на итальянские земли.

В XII-XIII столетиях во многих городах Апеннинского полуострова сформировались политические силы, поддерживающие усиление либо папского влияния, либо имперского. Две фракции - гвельфы и гибеллины. И так вышло, что в Болонье у власти находились сторонники папства (гвельфы), а в Модене - сторонники императора (гибеллины). Кроме того, у городов имелись неразрешенные территориальные споры, подливавшие масла в огонь. В общем, враждебных начал у них имелось предостаточно. Но серьезная война требовала повод. И он нашелся в 1325 году.

До объявления войны группы вооруженных людей из обоих городов частенько захаживали друг к другу. Они обходили округу, чиня разбои и грабежи. И в один из таких ночных визитов моденцы пробрались в Болонью и украли из колодца близ городских ворот дубовое ведерко. Чтобы на следующий день всюду хвастливо демонстрировать трофей. Подобного оскорбления власти Болоньи уже не могли снести. После ультиматума, в котором настоятельно требовали вернуть ведро, болонцы объявили войну и... Проиграли в единственном сражении, потеряв не меньше двух тысяч человек. Моденцы после боя пограбили окрестности вражеского города, прихватив еще одно колодезное ведро.

Позже один из дубовых трофеев Модена вернет по мирному договору, а второй оставит на память. И так украденное ведро станет своеобразным символом борьбы с врагом. Каким много столетий спустя, в 1739 году, для британцев будет ухо, из-за которого две морские державы недосчитаются десятков тысяч военных.

Война из-за уха

Сатирический рисунок неизвестного автора. Источник: Британский музей (britishmuseum.org)
Сатирический рисунок неизвестного автора. Источник: Британский музей (britishmuseum.org)

В 1731 году испанский корабль береговой охраны остановил британское торговое судно у берегов Кубы. Капитан Хуан Фандиньо заподозрил купца в незаконной торговле и потребовал предъявить груз для досмотра. После недолгих пыток контрабандист Роберт Дженкинс во всем сознался. И за свою деятельность поплатился ухом - капитан Фандиньо постарался. Когда Дженкинс вернулся в Лондон, его увечье никакого внимания не привлекло.

Надо сказать, что в то время между Великобританией и Испанией существовали серьезные разногласия на почве торговли в испанских колониях в Америке. Еще в 1713 году по Утрехтскому договору Лондон получил асьенто - монополию по продаже рабов в тех самых колониях. И многие годы активно пользовался этим исключительным правом. Правда, куда больше британцы зарабатывали на контрабанде. В нелегальной торговле выходцы из островного государства слыли самыми активными и ушлыми. Что совсем не устраивало испанцев, терявших серьезный источник дохода. И после войны 1727-29 гг. Мадрид распорядился создать "береговую охрану" с правом досматривать любой иностранный корабль в поисках контрабанды и изымать товар. По сути, они под своим крылом держали пиратов, злоупотреблявших своими возможностями. И страдали больше всего британские купцы - как нелегальные, так и честные.

К 1738 году ситуация до предела накалилась, в столицу Великобритании отовсюду приходили жалобы от капитанов торговых судов. А в парламент пригласили Роберта Дженкинса для дачи показаний по делу о наглых испанцах из береговой охраны. Купец поспешил показать парламентариям потерянное ухо, заспиртованное в бутылке. История произвела нужный эффект - ее пересказывали по всей стране, искренне возмущаясь и требуя наказать виновных. Речь даже зашла об оскорблении национального достоинства. И парламентарии начали давить на первого министра Роберта Уолпола. Тот всячески отпирался, пытаясь урегулировать ситуацию мирными способами, но в октябре 1739 года его вынудили объявить войну.

В итоге за ухо контрабандиста Дженкинса воевали вплоть до 1742 года - дальше конфликт стал частью Войны за австрийское наследство. Единственным успехом англичан за три года оказался захват крупного испанского порта в Карибском море - Порто-Белло в Панаме. Адмирал Эдвард Вернон полностью разрушил городские укрепления и покинул город через несколько недель. Дальше пошли сплошные неудачи: то флот пропадет в Тихом океане, то безуспешно вторгнутся во Флориду. А в 1741 и вовсе случилась катастрофа с огромными потерями во время осады Картахены. Около 30 тысяч солдат лишится британская армия против ок. 12 тысяч испанских жертв.

Закончится все тем, что много позднее (договором от 1750-го) Великобритания обменяет асьенто на компенсацию в 100 тысяч фунтов стерлингов. При этом ее купцы сохранят возможность торговать на рынках испанских колоний. С торговлей, кстати, связана и следующая война. Точнее с продажей кондитерских изделий.

Война из-за кондитерской лавки

Французские моряки штурмуют резиденцию мексиканского генерала Мариано Аристы в городе Веракрус. Художник: Pharamond Blanchard
Французские моряки штурмуют резиденцию мексиканского генерала Мариано Аристы в городе Веракрус. Художник: Pharamond Blanchard

В 1832 году во французское диппредставительство в Мехико обратился некий мсье Ремонтель, гражданин Франции и хозяин кондитерской. Он утверждал, что его лавка подверглась атаке мексиканских солдат, оказавшихся форменными бандитами. Немалый ущерб они нанесли кондитеру, который сетовал на бездействие чиновников из правительства Мексики. Мол, случившееся не расследуют и компенсацию выплачивать не спешат. И через 6 лет французские представители, объединив воедино этот и ряд других инцидентов, где потерпевшими выступали граждане Франции, выдвинули иск на 600 тысяч песо. Мексиканцы платить по нему в условленную дату отказались, и разразилась короткая война.

Надо сказать, что молодое государство, обретшее независимость лишь в 1821 году, наладило до войны хорошие торговые связи с Францией. Которая очень быстро стала третьим по величине (после США и Великобритании) торговым партнером Мексики. Но проблема состояла в том, что в новоявленной республике военные перевороты были делом обыденным. Сменяющие друг друга правительства не могли обеспечить безопасность собственных граждан - что уж говорить об иностранных. Поэтому 6-тысячное французское сообщество оказалось в крайне уязвимом положении. Грабежи, насилия и даже убийства - по всем этим пунктам выдвинул Париж обвинение в адрес Мехико.

Весной 1838 года эскадра французских кораблей под командованием адмирала Шарля Бодена организовала блокаду мексиканских портов. А в ноябре французы решили взять штурмом крупнейший портовый город в Мексиканском заливе - Веракрус. В декабре около трех тысяч солдат вошли в город и заняли его, пленив генерала Мариано Аристу. Мексиканцы в ответ снарядили армию с генералом Санта-Анной во главе, которую разбили на подступах к Веракрусу.

При посредничестве Лондона в марте 1839 года стороны, отделавшись малой кровью (ок. 350 человек убитыми и ранеными), заключили мирное соглашение - Мексика, не способная противостоять могущественной европейской державе, заверила Париж в том, что обязательно выплатит компенсацию. Но обещание свое так и не сдержала, дав французам возможность использовать этот факт для оправдания интервенции 1861 года.

Подписывайтесь на канал и жмите "пальцы вверх", чтобы не пропускать наши статьи!