Многие читатели уже не раз слышали о проекте ПАК ДА («перспективный авиационный комплекс дальней авиации»), разработка которого ведется в нашей стране довольно длительный период времени. Наступил 2023 год, на который планировался показ первого опытного образца нового бомбардировщика, который в перспективе должен сменить используемый в ВКС России парк самолетов Ту-95МС (около 60 машин). Изучив открытые источники в виде новостных сайтов и специализированных блогов, медиаресурс «Техносфера. Россия» попытался разобраться в том, как идет работа по ПАК ДА, и что это будет за машина.
История проекта ПАК ДА тянется около 14-15 лет, что кстати для сегмента стратегических бомбардировщиков вполне привычно. Так в США от первых обсуждений и набросков техзадания до показа первого B-21 Raider при фантастических объемах финансирования ушло около 20 лет. Причем сроки регулярно переносились и отодвигались, да и вопрос о серийном производстве пока еще до конца не сформулирован, есть только желание военных иметь 100 таких самолетов. По факту же пока до серийного производства далеко – к концу 2022 года был показан только первый образец на земле. Эта информация должна прозвучать до того, как мы начнем разбираться по теме ПАК ДА, так как российские реалии отличаются от американских еще большими трудностями в виде периодического недофинансирования и смены приоритетов в госпрограммах по поводу того или иного вида вооружения.
Итак, что нужен новый стратегический бомбардировщик российские военные заговорили примерно на уровне 2007 года. Как раз появились первые после более 15 лет падений и кризисов деньги в бюджете, а судьба не только Ту-95МС, но и Ту-160 в долгосрочной перспективе вырисовывалась не самая оптимистичная. Поэтому в 2009 году был проведен конкурс концептуальных проектов ПАК ДА, который выиграло КБ Туполева. Туполевцы получили трехлетнее финансирование на научно-исследовательскую работу (НИР) «Посланник», по итогам которой в 2013 году сдали Минобороны РФ свой эскизный проект «изделие 80». Дальше был технический проект, который одобрили только в 2016 году. В 2017 году военные заключили госконтракт с ПАО «Туполев» на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) по теме «Посланник-1». Параллельно на предприятии «Кузнецов» в Самаре («ОДК-Кузнецов») начали примерно с 2014 года заниматься разработкой нового двигателя для будущего бомбардировщика.
Новый двигатель до 2016 года периодически фигурировал в специализированных СМИ под названием НК-65 и звучал в связке с проектом ПАК ДА. Даже сообщалось о начале испытаний двигателя в районе 2015-2016 годов. Тогда же ходила информация о том, что создание НК-65 должно было привести к созданию новой линейки авиационных двигателей тягой от 18 до 30 тонн. Параллельно с прекращением публикации сообщений о развитии НК-65 в 2016 году была озвучена информация о разработке «нового двигателя ПД-30 со степень двухконтурности 8,7 и являющегося модернизацией НК-65». Предполагалось, что новый силовой агрегат должен будет иметь тягу на взлете около 29 тонн и крейсерскую – около 6 тонн с расходом топлива 0,535 кг/кгс•ч. На высоте 11 километров перспективный двигатель должен обеспечивать крейсерскую скорость некоего тяжелого перспективного самолета в районе 809 км/ч. Однако в 2018 году разработка двигателя для будущего российского стратегического бомбардировщика получила еще одно обозначение «Изделие 80» и стала обозначаться как «Изделие Р» и «Изделие РФ».
Пока всё было красиво на бумаге и в 3D-моделях, ПАК ДА и новые двигатели к нему выглядели как довольно близкая к реализации программа, которая к 2019 году должна была выйти на стадию опытного образца, а к 2023-2025 годам – на начало поставок первых бомбардировщиков в части Дальней авиации. Но тут снова произошла смена приоритетов, и сроки сдвинули вправо как минимум на 5 лет. Как раз в 2015-2018 годах стартовал проект по Ту-160М/Ту-160М2, с возрождением производства на Казанском авиазаводе этих самолетов и запуском в серию двигателей НК-32 «второй серии» для них в Самаре. Многое пришлось делать заново. При этом Казанский завод много лет находился далеко не в лучшем состоянии, что также отразилось на всех сроках по всем перечисленным программам. Если судить по СМИ, то предприятие на уровне 2021 года стало выходить на нормальную работу по новым версиям Ту-160, а в 2022 году сверху добавился заказ на возобновление серийного выпуска пассажирского самолета Ту-214 (его также делали в Казани). На этом фоне еще как-то осуществляется программа по превращению части Ту-22М3 в Ту-22М3М путем модернизации на всё том же предприятии. А как же ПАК ДА? Его никто не отменяет, и процесс идет. Не так быстро, как хотелось бы, но давайте разберем, что есть на начало 2023 года.
В начале 2021 года российские военные утвердили окончательный облик машины. В октябре 2022 года на предприятии НПП «Звезда» начали испытывать катапультное кресло для пилотов ПАК ДА. Еще раньше – в феврале 2022 года – в Минпромторге РФ обозначили Казанский авиазавод как предприятие, где будут строить новые бомбардировщики параллельно с самолетами программы Ту-160М/Ту-160М2. Новый двигатель для ПАК ДА находился на испытаниях в 2022 году. Сообщалось, что есть несколько готовых образцов, создан испытательный стенд, на «ОДК-Кузнецов» готовятся к серийному производству нового силового агрегата, обозначавшегося в публикациях как «Изделие РФ».
Добавим, что по данным еще 2018 года ПАК ДА должен стать достаточно компактным для привычной к гигантомании Дальней авиации ВКС РФ. Тогда назывались такие цифры – взлетная масса около 145 тонн и полезная нагрузка до 30 тонн (для сравнения Ту-95МС это 185 тонн взлетной массы, а Ту-160 и вовсе 275 тонн, ближе всего к данному показателю Ту-22М3 – около 124 тонн). При названной массе машина получит два экономичных двигателя тягой не менее 23 тонн каждый, что позволит бомбардировщику летать на дальность до 15000 км. Наконец, экипаж планировалось сократить до 2 человек, повысив степень автоматизации управления бортовыми системами и вооружением.
Что же касается конечного облика российского стратегического бомбардировщика, то тут пока сплошные художественные картинки из российских и зарубежных СМИ. Подтверждены общие ранее сообщавшиеся сведения: схема «летающее крыло», сниженная радиолокационная заметность, внутреннее размещение вооружения, дозвуковая скорость, высокая дальность полета и использование ракетного вооружения большой дальности для поражения всех видов целей на территории вероятного противника. Из относительно последних (2020-21 годы) новостей можно добавить интересную опцию управления группами беспилотных летательных аппаратов. Сборка первой машины должна завершиться в 2023 году, хотя не исключено, что это будет и 2024 год. В любом случае, первые три опытные машины уже заказаны.