Найти тему
Подвал Истории

LXXX. Прибытие невесты или «не должно быть никакой жуткой савойской одежды»

В эти дни Лизелотта была особенно сварлива по отношению к Франсуазе из-за перспектив замужества ее единственной дочери, разбитной и довольно невзрачной Елизаветы-Шарлотты Орлеанской, родившейся в 1676 году. Лизелотта обвиняла Франсуазу в том, что она «из вредности» отвергла кандидатуру ее дочери как второй жены дофина; Лизелотта также думала о Елизавете-Шарлотте для герцога Бургундского, несмотря на то, что она на шесть лет старше.

Портрет дамы предположительно Элизабет Шарлотты, принцессы Палатина, герцогини Орлеанской (1652-1722). Художник Андре Буи, около 1700 г.
Портрет дамы предположительно Элизабет Шарлотты, принцессы Палатина, герцогини Орлеанской (1652-1722). Художник Андре Буи, около 1700 г.

По крайней мере, Лизелотта была избавлена ​​от ужаса другого внебрачного ребенка, загрязняющего ее чистую семью, когда герцог дю Мэн женился на члене семьи Бурбон-Конде, Бенедикте, миниатюрной сестре мужа Луизы-Франсуазы, месье ле Дюка. Известная нам благодаря Лизелотте как «маленькая жаба», Бенедикта, тем не менее, была достаточно горда из-за расположения Лизелотты: хотя она и приняла Мэна, изначально она подшучивала над его сестрами по поводу их незаконного рождения, когда они пытались издеваться над ее крохотной внешностью, называя ее «десятилетним ребенком».

Портрет Элизабет Шарлотты Бурбон-Орлеанской (1676-1744) в образе Дианы. Художник	  Николя де Ларжильер  (1656–1746). около 1680 г.
Портрет Элизабет Шарлотты Бурбон-Орлеанской (1676-1744) в образе Дианы. Художник Николя де Ларжильер (1656–1746). около 1680 г.

Что же касается второго королевского сына Атенаис, графа Тулузского, то «мы ускользнули от маленького мерзавца», — с гордостью сообщала Лизелотта. В конце концов Елизавете-Шарлотте пришлось довольствоваться герцогом Леопольдом Иосифом Лотарингским: географически спорный район на окраине Франции. Это был не тот великий брак, о котором мечтала Лизелотта. (Ее также раздражало то, что сводные сестры Елизаветы-Шарлотты, дочери Генриетты-Анны, превосходно подходили королю Испании и герцогу Савойскому соответственно.)

Портрет Луи Александра де Бурбона (1678-1737), легитима Франции, графа Тулузского. Художник Франсуа де Трой.
Портрет Луи Александра де Бурбона (1678-1737), легитима Франции, графа Тулузского. Художник Франсуа де Трой.

Нетерпение короля по поводу приезда «принцессы» приняло определенную форму, и он настоял на том, чтобы поехать встречать ее в Монтаржи, в двадцати с лишним милях к югу от Фонтенбло, вместо того, чтобы ждать там со всем двором. Там он стоял на балконе, наблюдая за дорогой, как король в волшебной сказке, в поисках пыли кортежа принцессы, сигнализирующей о ее приближении.

Луиза Бенедикта де Бурбон, герцогиня Мэн (1676-1753) в образе Клеопатры. Автор портрета Франсуа де Трой. Версальский дворец.
Луиза Бенедикта де Бурбон, герцогиня Мэн (1676-1753) в образе Клеопатры. Автор портрета Франсуа де Трой. Версальский дворец.

Был большой шум вокруг подготовки к ее приезду, и французский посол кратко сообщил: «Мы хотим, чтобы принцесса была «голой», то есть не должно было быть никакой жуткой савойской одежды…», — из Турина разрешалось привезти только ее туфли. В остальном приданое Аделаиды было весьма скромным: несколько сорочек и платьев, немного кружевного нижнего белья, пока она ждала полного комплекта образцов французской моды, который ей вручат по прибытии.

"Прибытие". Художник Эжен Лами.
"Прибытие". Художник Эжен Лами.

Ее «тело», то есть корсет, построенный вокруг ее истинной формы, было отправлено во Францию ​​раньше нее, включая ленту, указывающую на ее тонкую талию. И конечно, не должно было быть самонадеянных савойских слуг, поощряющих тоску по дому.

Виктор Амадей меньше заботился об одежде, которая, в конце концов, сокращала его расходы, чем о слугах. Считалось, что у великой принцессы должно быть огромное количество домочадцев, выбранных из знатных дам ее приемной страны.

"Прибытие ко двору". Художник Эжен Лами.
"Прибытие ко двору". Художник Эжен Лами.

На самом деле французы ссорились из-за этих назначений с тех пор, как было объявлено о помолвке: после смерти Дофины в 1690 году не было такого видного королевского двора. Победители, в том числе герцогиня Людская в роли Почетной Дамы, во многом были обязаны влиянию Франсуазы и Нанон, ее знаменитой доверенной служанки.

Мария Аделаида де Савойя (1685–1712), герцогиня Бургундская. Художник Пьер Гобер (1662–1744).
Мария Аделаида де Савойя (1685–1712), герцогиня Бургундская. Художник Пьер Гобер (1662–1744).

Настоящее чувство жалости к своей маленькой дочери, кажется, охватило Виктора Амадея. Разве это не просто ребенок, чтобы иметь знакомого слугу, присматривающего, например, за ее ночным горшком? Герцог опасался, что Аделаида может растеряться, если не будет присутствовать «какая-нибудь доверенная женщина», которая успокоит ее «в минуты слабости».

В конце концов, Франция приняла эту слабую попытку компромисса: Аделаиде разрешили взять с собой одну женщину, мадам Марке, при условии, что она немедленно вернется в Савойю, хотя на самом деле мадам Марке удалось задержаться на два года.

Портрет Рене де Фруле графа де Тессе (1648-1725). Художник Гиацинт Риго.
Портрет Рене де Фруле графа де Тессе (1648-1725). Художник Гиацинт Риго.

К счастью, первым конюшим Аделаиды был граф де Тессе, исполнявший обязанности чрезвычайного посла в Савойе во время переговоров о свадьбе, мужчина средних лет, которому она доверяла и который всегда вел себя по отношению к Аделаиде как отец.

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: