Автомобиль, с начала прошлого двадцатого века, был все же по большей части роскошью. Первым, кто сделал машины доступными конечно же был Генри Форд. Причем, первоначально, он фактически дал возможность сесть за руль американцам и лишь потом стал открывать европейские филиалы своей империи. Сначала заводы появились в Великобритании, а потом и в континентальной Европе. К Форду и его автомобилям мы еще вернемся, а сейчас давайте на время оставим его и его заводы, и переместимся на территорию бывшей Российской империи которая после октябрьского переворота стали так называемым государством рабочих и крестьян.
Поскольку автомобильная промышленность находилась в царской России в зачаточном состоянии, а после октября 1917 единственное крупное предприятие завод Руссо-Балт так вообще оказалось за границей, то изначально и вплоть до середины 20-х годов основную роль перевозчиков пассажиров выполняли конки и извозчики.
Помимо частных извозчиков предлагали свои услуги и немногочисленные владельцы автомобилей. Понимая, что довольно большие деньги просто уплывают из государственного кармана в частный в Москве появляются первые официальные таксомоторы. Для этих целей закупается партия из 100 французских автомобилей Renault KZ. Машина была оснащена четырехцилиндровым мотором мощностью 28 лошадиных сил. И в 1925 году первая партия из поставленных машин вышла на улицы столицы. Позднее были закуплены и Fiat но они были менее надежны и постоянно ломались. Так, что основным поставщиком, а машины из Франции ездили по улицам города вплоть до середины 30-х годов, стал именно Renault. Тогда же появилась и первая тарификация. Она систематизировала маршруты, зоны следования и даже количество пассажиров. Да, совсем забыл машины были черными, но отличить их можно было по полоске на дверях и знаку "Такси".
В 1929 году, вот мы и вернулись к Генри Форду, СССР заключает с его компанией довольно большой контракт. Который предусматривал не только поставку большого количества автомобилей и грузовиков, но и строительство завода в городе Горьком. Ну а поскольку было предусмотрено построить предприятие полного цикла, то первоначально так называемую "отверточную" сборку моделей Ford наладили в Москве, на заводе Ким(Коммунистический интернационал молодежи), почти там же, где потом построили АЗЛК. Американские автомобили были современее и первоначально в таксопарках появились машины из США, а позднее уже собранные на КИМе. Это были Ford A различных модификаций.
На передней двери было обозначение "Такси"и как и на Renault стояли примитивные счетчики. Позднее, машина стали именоваться ГАЗ-А, но это уже не принципиально. Хотя нет, принципиальное отличие все же было. Дело все в том, что из Америки приходили автомобили с закрытым кузовом, а вот отечественные машины имели брезентовый верх и были открыты всем ветрам.
В 1936 в Горьком начинается сборка новой машины, это был М-1 или "эмочка", кстати учитывая зарубежный опыт на Заводе имени Молотова даже пытались сделать специальные версии, предназначенные именно для таксопарков. Но подумав решили, не мудрствовать и все оставить как есть. По-прежнему багаж стоило укладывать рядом с водителем. Ведь как такового багажника у М-1 не было.
И вот тут происходит некое смещение приоритетов. Дело все в том, что в том же 1936 году высшее руководство страны пересаживается на лимузины ЗИС-101. И какая то часть этих лимузинов поступает в службу такси. Сколько их было? Не совсем понятно, но учитывая тот факт, что с 1936 по 1940 было выпущено почти 9 тысяч экземпляров думаю на улицы их вышло не так уж и мало. Интересно, что судя по всему, а на фотографии внизу кадр из фильма "Девушка с характером", в отличие от М-1 ЗИСы черными не были. Как не было на них опознавательных знаков. Почти Uber получается.
Кстати по всем данным в Москве уже в 1941 году официально работало шесть государственных таксопарка. Впрочем к тому времени частников и не осталось. Они появились позднее, уже после войны, и в основном использовали трофейные модели.
Приблизительно с 1947 года в таксопарки стали массово поступать М-20 "Победа", а чуть позднее большие ЗИМ М-12. Именно к концу сороковых появляются и специальные обозначения таксомоторов. Это были крупные "шашки" на боковинах кузова. Обратите внимание все машины, а это фильм "Девушка без адреса" еще разного цвета.
Потом были использована двухцветная окрска кузова.
На маршруты вышли снятые с консервации ЗИС-101, новые лимузина ЗИС-110А. Причем последние использовались не только в городе, но и как междугородние таксомоторы. Было всего несколько маршрутов. Это кадр из картины "Алеша Птицин вырабатывает характер" 1953 года.
А вот и совсем необычная машина, это открытая версия ЗИС-110, из фильма "Верные друзья".
А вот и специальная модификация ЗИМ М-12 в варианте такси. У него была менее богатая отделка салона. Какдр из фильма "Она вас любит" 1957 год.
В 1956 году в таксопарки стали поступать новые машины. Это были ГАЗ-21 "Волга" и Москвич-402. Вот кадр из фильма "Акваланги на дне" 1965 года. Хорошо заметно, что машины еще разного цвета, и у них изменилось обозначение. Теперь шашки стоят не сплошняком, а есть только на водительской двери, капоте и багажнике. Причем на передних дверях есть еще и заключенная в большой круг литера "Т".
Машины после капитального ремонта уже окрашивали по особенному. Крыша у них была ярко-бордового цвета, за что из прозвали "Красная шапочка". У двадцать первый была одна особенность, в отличие от серийной модели машины для таксопарков комплектовались раздельными передними креслами. Фактически с правой стороны стоял раскладной страпонтен. Именно на него можно было положить вещи. В фильме "В Москве проездом" хорошо заметна крыша иного цвета.
А вот Москвич-402/407 в таксопарках не прижились. Не знаю ломались ли они столь же часто, как принято думать, но тем не менее все попытки заставить руководство таксопарков использовать малолитражки успехом не увенчались. Это даже в кинофильме "Зеленый огонек" снятом в 1964 году показано. Все водители на Волгах работают, а молодой таксист мучается с 407-м.
В 1969 году начинаются испытания нового автомобиля, это был ГАЗ-24 "Волга", а специальная модификация именно для таксомоторов появилась в 70-м. Она несла индекс 24-01. Вот первое появление в фильме нового таксомотора, это картина 1971 года "Тигры на льду".
Позднее появились Волги разных цветов, от белого до светло-салатового. Вот фильм "Нейлон 100 процентов".
Но вот, что интересно, при довольно крупных габаритах даже 24-я ну никак не подходила для такси. Вроде бы и багажник объемный, но все портило запасное колесо. Тогда в таксопарки направили модификацию универсал ГАЗ-24-04. Но пассажирам не очень нравились жесткие и не совсем удобные задние сидения. По крайней мере далеко на них уехать было бы не просто. Уже к 80-му производство этих машин было прекращено.
К том же 80-м году окончательно формируется облик московского таксомотора. Как правило желтый цвет, и оранжевые шашечки на крыше. В фильме "Пропавшие среди живых" 1981 года, который стати именно про таксистов, мы можем заметить автомобили разных годов выпуска.
Собственно упоминать более поздние модификации смысла не имеет. Поскольку это были вариации на тему. Странно другое, что только в Москве работало к началу 90-х года более 18 тысяч таксомоторов, но ни один таксопарк не пережил 1991.