Парез лицевого нерва — сложное состояние, которое значительно ухудшает качество жизни. Однако специалисты уже много лет занимаются лечением этой патологии и надежда улучшить состояние определенно есть.
Лицо — определяющий фактор в коммуникации
У нас имеется около 20 мимических мышц, помогающих выразить гнев, печаль, радость, удивление и другие эмоции. Многогранность мимических движений всецело зависит от состояния лицевого нерва (с каждой стороны лица — по одному лицевому нерву), малейшее его повреждение молниеносно меняет мимику. И качество жизни. Начинает плохо закрываться глаз, искривляется улыбка, затрудняется речь, ухудшается носовое дыхание, теряются вкусовые ощущения, возникает слезотечение...
Причин для повреждения лицевого нерва много, основная — различного рода операции. Это могут быть хирургия головного мозга, удаление доброкачественного образования на лице или фейслифтинг. Большинство пластических хирургов очень боятся лицевого нерва, и огромное количество операций по подтяжке лица ограничивается своеобразным лимитом — «лишь бы не повредить лицевой нерв».
Лицевой нерв — «ничей»: кто же тогда его лечит?
Он находится вне компетенции общих хирургов, не входит в раздел ни пластической, ни челюстно-лицевой хирургии… За рубежом есть клиники, которые специализируются только на лицевом нерве. У нас в стране этими восстановительными операциями почти никто не занимается. Хотя на сегодняшний день практически любому человеку с такого рода искажениями лица можно помочь. Не всегда есть возможность вернуть все движения в прежнем объеме, но все равно реально сделать очень многое.
Лицевой нерв очень тонкий, от него отходит много ветвей, и хирургу довольно сложно его обнаружить
Соответствующие операции лежат в русле микрохирургических техник и выполняются с помощью оптического увеличения. Разный характер повреждений — разные хирургические решения. Если лицевой нерв был перерезан в полости черепа, то для восстановления мимики задействуются другие нервы на лице (подъязычный, жевательный и пр.), включается совокупность взаимозависимых факторов.
Светит месяц? Как быстрее восстановиться после пластической операции
Задача нерва – подавать ток к мышце
Восстановительную операцию необходимо сделать в течение определенного времени после повреждения нерва. Если за первые полтора года не подвести к мышце ток, она погибает… Иногда люди приходят на операцию через несколько лет, и качество их жизни тоже можно существенно улучшить, хотя уже требуется пересадка мышцы. Даже если операция была выполнена своевременно, ее результат — отдаленный. Хирург сшил перерезанный нерв, но восстановление движений произойдет не сразу. Сначала нужно, чтобы нерв пророс, на это уйдут месяцы.
Операция по восстановлению нерва — только половина успеха, другая половина — реабилитация. Последняя — это по сути обучение новой мимике; буквально с первых дней после хирургического вмешательства человека начинают учить, как ему двигать мышцами. Объясняя этот процесс, профессор А. И. Неробеев для упрощения сравнивал лицевой нерв с проводом в оплетке, состоящим из множества мелких проводков. Хирург по-другому подсоединил проводки, и вот человек хочет закрыть глаз, а у него двигается угол рта. Приучиться иначе управлять своим лицом и довести новый алгоритм движений до автоматизма помогает особая гимнастика с использованием специальных приборов. Человека учат закрыть глаз, наморщить лоб, улыбнуться — широко, чуть-чуть, насмешливо, лукаво… Весь комплекс проделывается сначала на одной стороне лица, потом — на другой.
Помочь в реабилитации способна и иглорефлексотерапия.
Заниматься гимнастикой для лица нужно ежедневно, по 20 минут в день, а лучше — два раза в день
Это требует огромной воли и самодисциплины, как спорт высоких достижений. А люди начинают, не видят мгновенного результата (эффект становится заметен месяца через три), и все забрасывают. Но трудиться необходимо — последовательно и упорно! Наберитесь терпения: пройдет год, и вы обретете ваше новое, но уже ставшее родным и понятным лицо. Конечно, такая гимнастика должна проводиться под чутким руководством врача, который подсказывает, что и как надо делать.
В деле восстановления нормальных движений лица 50% — это работа хирурга, а 50% — пациента.