Найти тему

Вы отправили рукопись в издательство. Что дальше?

Оглавление

Предыдущие статьи были посвящены возможностям самостоятельной публикации написанной книги. Но при всей простоте и доступности размещения на литературных площадках самым желанным и престижным остаётся договор на гонорарную публикацию с солидным издательством.

Такая возможность есть, даже при условии огромного количества людей, пишущих на разные темы и желающих издаться. Поэтому, думаю, вам будет полезна информация о том, что происходит с рукописью, когда вы её отправляете в издательство. Нет, сразу в «мусорную корзину» она не попадает, разве что в сопроводительном письме или в аннотации совсем уж бред написан.

Два пути в издательство

Вообще, книги не изданных ранее авторов на редакторский стол попадают разными путями. Основных два.

Через литпорталы и соцсети

Это менее традиционный, но сейчас распространённый путь. Популярный, читаемый автор становится заметен и известен. Это может быть как сетевой писатель, выкладывающий и продающий художественные тексты на литературных площадках, так и блогер с тысячами подписчиков. Как правило, редакторы крупных издательств, в том числе ведущие редакторы отдельных серий и направлений следят за развитием своего жанра и заглядывают на литературные порталы.

Заметив в топах неизвестного им автора, они поинтересуются, что и как он пишет, почему стал популярен, и вполне могут обратиться к этому человеку напрямую с предложением публикации. Это не миф и не сказка, такое случается. Примерно так недавно получила предложение о публикации я. Правда, договор (точнее, договоры) заключили на книги другой интересной мне тематики. Но это научно-популярная литература, тут своя специфика.

-2

Что касается художественных произведений, то информация о сетевых писателях в издательство может поступать по разным каналам. Так, издающиеся авторы, как правило, много читают. Не читая книги своего жанра, сложно достичь успеха и стать популярным. И если такому успешно издающемуся автору попадается интересное произведение, то он вполне может поделиться информацией о новинке со своим выпускающим редактором. А редактор, доверяя вкусу своего автора, предложит талантливому сетевику заключить договор. Предварительно, почитав тексты, конечно.

Такое случается нередко, есть издающиеся авторы, которым нравится находить новые имена и выступать в роли рецензентов. Но они никогда этого не афишируют. По вполне понятным причинам.

Это неплохой путь, на мой взгляд. Но он не всем подходит, да и не всем хочется сначала тратить кучу времени (и денег, что греха таить) на продвижение своих книг в сети и набор читательской аудитории.

Прямой путь

Это традиционный путь, когда автор отправляет свою рукопись на рассмотрение в издательство. Правда, в отличие от писателей дореволюционных или советских, в настоящее время книга отправляется в электронном варианте. Распечатки давно никто не читает.

Что и как отправлять

  • Адрес и требования к отправляемым рукописям можно найти на сайтах издательств. Если на сайте нет раздела «Авторам», то, скорее всего, это издательство с «самотёком» (рукописями, присланными неизвестными авторами) не работает. Но попробовать всё равно можно, послав текст по имеющемуся на сайте адресу.
  • К файлу с полным (!) текстом книги прилагается аннотация, синопсис и пишется сопроводительное письмо, где автор в нескольких предложениях указывает жанр, серию, в которую может встать книга, и объём в авторских листах. Одно-два предложения можно добавить о преимуществах книги перед другими по этой теме. Но это больше к научно-популярной литературе относится. Можно указать, где автор публиковался до этого, название публикаций. Больше ничего о себе писать не нужно.
  • На сайтах некоторых издательств (например, Эксмо) в разделе «Для авторов» есть специальные формы для отправки рукописи. Здесь совсем просто. И в этом же разделе обязательно стоит посмотреть требования к рукописям. Если указано, что объём произведения не менее 12 авторских листов, то не стоит отправлять 8. Если написано, что издательство не принимает к публикации сборники рассказов, то есть ли смысл их посылать? Кстати, на сайте «Эксмо» очень информативный раздел «Как стать автором».
Это предложение от Эксмо. На страничке "Стать автором" есть все требования и условия сотрудничества.
Это предложение от Эксмо. На страничке "Стать автором" есть все требования и условия сотрудничества.

Рукопись у редактора

Если вы ничего не намудрили в заполнении формы или в сопроводительном письме, то ваш текст попадает к нужному редактору, нужной серии. Конечно, есть немало небольших издательств, где всем занимается один редактор вне зависимости от серий. Там и проще, и сложнее одновременно. И решение принимает тоже один человек, но и загруженность у него больше.

Итак, ваш текст попал к нужному редактору. Что дальше?

1. Редактор, читая сопроводительное письмо и аннотацию, определяет, подходит ли книга по жанру, и встанет ли она в одну из имеющихся серий. Если ответ «да», шансы на издание повышаются.

2. После аннотации редактор знакомится с синопсисом, если тот его заинтересовал, то наступает очередь текста.

3. Если же синопсис вызывает сомнения, то есть судя по нему книга не совсем плоха, но… В этом случае редактор может отправить текст на рецензию. Здесь всё по-разному. Есть редакторы, имеющие свой штат рецензентов, мнению которых они доверяют. Есть редакторы, которые к услугам рецензентов прибегают нечасто, и они непостоянные. Это зависит от позиции редактора и от размера издательства.

Это предложение от издательства Альфа-книга (Армада). Там ниже контактные адреса и телефоны. Не уместились на скрин.
Это предложение от издательства Альфа-книга (Армада). Там ниже контактные адреса и телефоны. Не уместились на скрин.

4. После оценки синопсиса (или положительной рецензии) дело доходит до самого текста. Насколько тщательно и внимательно читается текст, зависит от самого текста. Редакторы — люди загруженные, можно предположить: если на первых страницах книги «унылая скука» или «суматошная пурга», когда ничего не понятно, то, скорее всего, текст будет отклонён. Да, редактор его не дочитает, возможно, и до середины. Но, повторюсь, редакторы — занятые люди и читают не ради удовольствия, неспешно, сидя в уютном кресле.

5. Если все стадии книга прошла успешно, то принимается решение о публикации. Тут тоже могут быть разные сценарии. Например, если серия, в которую встаёт книга, не заполнена, проверенных авторов для этого не хватает, то решение принимается быстро. Как правило, определяющее значение имеет мнение выпускающего редактора. Но окончательное решение принимает главный редактор. Если есть сомнения, то могут привлечь маркетологов (в крупном издательстве), которые скажут, насколько реальны шансы продажи книги.

Если решение принято, то ждите договора.

-5

А возможна ли публикация, если книга не встаёт в серию? Возможна. Но тут надо учитывать, что несерийных книг сейчас практически не издают, поэтому вне серии одна книга просто потеряется. В магазинах книги стоят по сериям, серии помогают сориентироваться и читателю. А у одиночки почти нет шансов попасть на глаза покупателю.

Поэтому если редактору книга очень понравилась, рецензент сказал «Вау!», то есть небольшой шанс открытия новой серии под вашу книгу. Особенно если,например, год-два назад была прислана книга схожей тематики, и в эту же серию можно отправить какую-то книгу известного автора. Кстати, именно так может быть издана книга, отвергнутая издательством даже несколько лет назад. Откроется новая серия, и о книге вспомнят.

Следующая статья будет посвящена «приключениям» рукописи после подписания договора на её публикацию.

Статьи о литературных порталах, где можно самостоятельно разместить электронные версии книг.

"Обзор наиболее популярных литературных порталов"

бзор литературных порталов -2"