Найти тему
Седые хроники времён

Почему Азербайджан считает Южный Дагестан своей территорией и периодически требует вернуть Дербент

Оглавление

"Ворота к Каспийскому морю", - называли этот город в старину. За две с половиной тысячи лет истории древний Дербент перевидал множество грозных воинств, решавших судьбы государств и народов: свирепое войско хромоногого Тамерлана, стремительную конницу персидских шахов, вольных казаков Степана Разина и стройные полки Петра Великого.

Сегодня же "дербентский вопрос" будоражит горячие головы в Баку, считающие, что старейший из российских городов - исконно азербайджанская земля. В своих мечтах эти "диванные стратеги" не только покорили Нагорный Карабах и Дербент, но и выставили аналогичный счет другим ближайшим соседям - Грузии и Ирану, которым тоже пора делиться и смиренно каяться. Откуда взялись эти претензии и как связаны они с демографическими особенностями Дербента и всего Южного Дагестана?

Город множества имен

Эта земля - настоящий плавильный котел, "переваривший" множество наций. За обладание краем, который позднее станет называться Южным Дагестаном, боролись скифы и их соперники-киммерийцы, арабы, византийцы, половцы, армяне, хазары, персы и монголы. И немудрено - никто из иноплеменных завоевателей, задумавших покорить Закавказье, не мог миновать этого "бутылочного горлышка".

Первые городища появились здесь за несколько тысяч лет до рождения Христа, город, который античные путешественники называли Каспийскими воротами - в 6 веке до нашей эры. Как называли будущий Дербент его первые жители, на каком языке они говорили и каким богам поклонялись, неведомо до сих пор, но за последующие века этот город сменил множество имен. Персы, азербайджанцы, а за ними и русские называли его "Дербентом" - "Затворенные врата", "Железные ворота", покорившие полмира монголы - "Кахулга", или просто "Ворота", любившие цветистую речь арабы предпочитали звучное имя "Баб аль-адваб", по-русски - "Ворота ворот".

Словом, история этого города пестра, как персидский ковер, и разобраться в том, кровь каких народов живет в современных жителях Дербента, не могут со стопроцентной уверенностью даже мудрейшие из генетиков.

-2

Как царь Петр о Каспии помышлял

Первым из российских государей, проявивших явный интерес к Дербенту, был неугомонный Петр Первый, побывавший здесь во время Персидского похода к Каспию. Он с интересом осмотрел местные исторические памятники, даровал дербентским купцам право свободной торговли и обещал местным жителям покровительство молодой, но уже могущественной Российской империи.

Через месяц Персия и Россия заключают договор о мире и дружбе, русский царь получает город Дербент вместе с его окрестностями. Петр мечтает о превращении Дербента в восточный форпост Российской державы, и еще при жизни царя-реформатора здесь появляются слободы, населенные православными выходцами из Грузии и Армении.

Но через десять лет после смерти Петра Персия отвоевывает Дербент и следующие 80 лет город проводит под сенью зеленого знамени ислама.

-3

Дербент становится русским

Новый крутой поворот в судьбе Дербента произошел в 1813 году, после окончания очередной войны России с Персией и утверждения мирного договора. Отныне и по сей день Дербент входит сначала в состав Российской империи, затем - СССР, и наконец, Российской Федерации.

Разноязычный и многонациональный город населяют коренные жители этих мест лезгины и гордые персы, хитроумные оборотистые евреи, хлебосольные и вспыльчивые грузины и, наконец, азербайджанцы, которых называли в ту пору закавказскими татарами.

Так чей же Дербент?

Вот из-за этой пестроты национального состава и появились геополитические фантазии, которые начали звучать еще "при жизни" СССР и продолжают смущать пылкие умы по сей день. В 1897 году, когда Российская империя объявила о начале первой всеобъемлющей переписи населения, две трети горожан заявили о себе как закавказские татары.

Всего десятью-пятнадцатью годами раньше большинство дербентцев составляли персы. Но до эпохи "железного занавеса" оставалось добрых полвека, и когда Дербент связала с Баку и другими городами Российской империи железная дорога, персы, которые кормились от морской торговли, стали продавать дома и возвращаться на родину своих предков.

Зато в 1920-е годы, после завершения Первой мировой и Гражданской войны, выяснилось, что число азербайджанцев составляет лишь треть населения города, немногим превышая численность горских евреев и полюбивших этот благодатный край русских поселенцев.

-5

Размышления об этнической принадлежности Дербента были сданы в архив вплоть до перестройки, когда союзные и даже национальные республики заговорили о пересмотре границ, а там и о самоопределении.

К счастью, за минувшие тридцать с лишним лет эти разговоры не перешли за рамки статей в газетах, рассуждений третьестепенных политиков и пересудов "пикейных жилетов" разных возрастов. Так что стоит надеяться, что старинный город Дербент и в дальнейшем останется русским.

Подпишитесь на канал.

Дальше будет ещё интереснее! 😉