Найти тему
V_Seredov

Как я вышел на OZON в 2023 году мои выводы

Понять, как работает Озон

Первая задача, которая стояла передо мной - понять, как работает Озон. Потому что есть старые продавцы, у них рейтинг пять звезд, тысячи продаж, как с ними конкурировать и возможно ли это? Кажется, что место уже занято и нет смысла идти туда.

Но по факту сразу спойлер, смысл есть. Просто нужно больше готовится и ждать.

Что продавать на Озоне?

Я искал дешёвый, оборотистый товар, такой, который я могу взять в рассрочку, не вкладывая много своих денег. Для меня наиболее подходящим вариантом оказались вешалки.

Посмотрел конкурентов, понял у кого я могу взять, съездил на производство посмотреть что и как.

Продавайте то, что вы понимаете или где у вас хорошие условия, например есть возможность взять товар на реализацию.

Аналитика

Вообще к выбору ниши стоит подходить более осознанно, и в этом может помочь аналитика. Сервисов аналитики по разным Маркетплейсам - многие дают пробный период. Не стоит регистрироваться сразу во всех одновременно. Выбрали один - зарегистрировались, попользовались. Кончился бесплатный период - смотрите другой сервис.

Конкретно я пробовал Moneyplace и MPStats, первые мне понравились больше.

Советую поставишь расширение "Маяк" для ВБ, для Озона он тоже показывает данные, но поменьше. Расширение бесплатное. Показывает по товарам: выручку, заказы, остатки и изменение цены. Можно посмотреть и прикинуть, как дела у конкурентов.

Сертификация

На все товары, которые вы отгружаете на маркетплейсы, у вас должны быть документы,что-то из перечисленного:

- отказное письмо
- сертификат
- декларация

В моём случае достаточно отказного письма, поэтому про остальное я не смогу ничего рассказать.

Отказное письмо — ответ поставщика / производителя продукции о том, подлежит ли продукция обязательной сертификации или декларированию, оно выдаётся на продукцию в случае, если она не подлежит обязательной сертификации или обязательному декларированию.

Регистрация в ОЗОН

У меня было уже ИП, с нужным ОКВЭД. Подробно о том как проходил регистрацию на озон рассказывать не буду. Скажу так, если у вас затык на этом этапе, займитесь чем-то другим.

FBS или FBO

Тут все просто, если товар у вас хорошо продается, то нужно торговать по FBO. Отгрузили на склад Озон и забыли.

Если вы не знаете, что и как, хотите протестировать товар, можно выбрать FBS.

Фотографии и инфографика для Озона

Для меня это был один из самых сложных моментов. Фотографии я делал, переделывал, и так и не пришёл к конечному варианту, продолжаю экспериментировать.

Сначала я заказал фотографии и инфографику в одной студии под ключ. Дизайн получился спорный, инфографика с опечатками, исходников нет, просто отдали .jpg. Продажи пошли.

Но как-то слабо, посмотрел на выдачу, сравнил себя с конкурентами, решил сделать хорошо. Покупателям полезны наглядные фото и видео в интерьере, и их тоже надо делать.

Как я сделал фотографии для Озона

  1. Я написал техническое задание для фотографа
  2. Фотограф сфотографировал весь товар
  3. Нашёл фрилансера, который обтравил товар (фотографы часто не хотят заниматься обтравкой)
  4. Заплатил дизайнеру за разработку инфографики и шаблона
  5. Заплатил за то, чтобы другой человек сделал мне все фотографии по шаблону
  6. Купил штангу на Авито, чтобы на ней фотографировать одежду
  7. Взял свои личные вещи, а чего не было дома - купил в Фамилии товар по последней цене

8. Сам сфотографировал вешалки с одеждой

9. Снял видео вешалок с одеждой и смонтировал для видеообложки

Чем подробнее вы опишите техническое задание, тем лучше получится.

Как я сделал инфографику для Озона

  1. Изучил конкурентов
  2. Описал преимущества типовые вешалок
  3. Прислал примеры инфографики, которая мне нравится
  4. Описал подробно, какие изображения я хочу (Исходил из тех фото, что есть: фотография общая, фотография три четверти, крупно крючок, крупно плечо)

5. В отзывах покупателей можно посмотреть, что важно для покупателей и добавить это в инфографику

Получил средний вариант с орфографическими ошибками.

Когда понял, что все идёт плохо, обратился к другому специалисту, который лучше понимает в дизайне.

  1. Снова собрал примеры того, что мне нравится, что не нравится. Получил готовый шаблон и инструкцию по наполнению
  2. Обтравил фотографии (заказал на FL)
  3. Заказал наполнение шаблона
  4. Загрузил готовые изображения в карточки товаров

Я все ещё продолжаю экспериментировать с фотографиями и видео.

Какие выводы я для себя сделал:

  • Не всегда есть разница между фотографом за 150 рублей и 500 рублей за фотографию.
  • Нужно подробное техническое задание для фотографа.
  • В ТЗ должны быть референсы, ищите примеры и прикладывайте их.
  • Но фотографы тоже люди, и не читают техническое задание.
  • Все можно сделать самому, но нужно ли вам это? Если вы можете найти специалистов за приемлемый прайс, работайте с ними. Считайте свое время и затраты.
  • Иногда вообще уместно использовать фото производителя, добавив на них инфографику.

Как упаковывать товар для Озона?

У меня вешалки, они легкие и объемные. Что с этим делать - не ясно. Читаю мануал, смотрю фотографии конкурентов, смотрю отзывы. Понимаю, что есть два варианта.

  • Коробка - красиво, можно заказать свои цвета, налепить логотип. Но очень дорого.
  • Рукав - это такой бесконечный плотный пакет, получается недорого, но нужно покупать запайщик, чтобы закрывать этот "рукав".

Останавливаюсь на рукаве как на бюджетном варианте.

Покупаю запайщик и собираю его прямо дома.

Запайщик рукава
Запайщик рукава

Также домой привожу все остальное, у меня получился такой список:

  1. Запайщик
  2. Рукав
  3. Принтер этикеток
  4. Этикетки
  5. Коробки
  6. Товар
  7. Принтер обычный (был у меня)
Если не знаете как упаковать товар, закажите товар на маркетплейсе у конкурентов

У меня вешалки в пакетах по 150 штук. Разбираю, сортирую партии по 10 и 20 штук.

Одну этикетку внутрь упаковки, другую клею на пакет.

Печать этикеток не задалась
Печать этикеток не задалась

Все выходные трачу на упаковку товара, складирую его дома и жду. Отгрузка в Озон только через неделю. У сына в комнате теперь будет лежать 9 коробок, пока я их не отвезу на склад Озон.

Отгрузка товара на Озон

Для отгрузки товара нужно создать поставку, выбрать дату и точку отгрузки. Также понадобится ФИО, номер телефона водителя, номер и марка машины.

Можно заказать доставку траспортной компанией, но по моим расчётам это обошлось бы в 5-7 тысяч рублей, я не был готов столько тратить.

Поэтому поехал сам. У меня влезло в машину 9 коробок.

Еду в ПВЗ, пропуск не нужен, накладная не нужна, подъезжаю в 6:50, у меня отгрузка с 7 до 8 утра.

Пытаюсь понять, куда мне отгрузиться, никого нигде нет и не ясно, что делать. Потом смог сориентироваться, увидел человека, который тоже ждал открытия точки.

Выгружаю свои коробки, жду своей очереди, приемщик считает коробки, сканирует всё и мы прощаемся. Делаю фотографию на память о первой поставке на Озон.

В такую рань никто не приезжает отгружать на озон
В такую рань никто не приезжает отгружать на озон

Сейчас у меня подключено умное распределение товара, но оно работает не всегда выгодно для меня. Есть склады на которые слишком дорогая доставка. Есть склады где просто приемка дорогая, все это нужно смотреть и отказываться от не выгодных складов. Например мне нужно привезти коробку для города Новосибирск а туда поставка очень дорогая, я просто не привожу эту коробку в озон.

Как продвигать товары на Озоне

Если коротко - включите рекламу на поиске, включите трафареты, включите отзывы за баллы, участвуйте во всех акциях.

Продвижение в поиске

У каждого товара можно установить ставку. Это процент от стоимости, который вы отдадите Озону, если товар купят по рекламе.

Настраиваем рекламу на поиске в ОЗОН
Настраиваем рекламу на поиске в ОЗОН

Дальше мы можем прогрузить в список запросов у карточки товара и настроить рекламу по отдельным запросам. Мы не можем выбирать, какие это запросы, есть только те, которые система нам показывает. Рекомендую раз в неделю туда заходить и смотреть список запросов. Иногда там попадаются максимально нецелевые запросы.

Список запросов, реклама на поиске
Список запросов, реклама на поиске

Запросы для продвижения берутся из названия товара и его описания.

На старте рекомендую ежедневно заходить и смотреть за ставками, что бы вы были на первой странице.

Трафареты

У трафаретов вообще нет никаких настроек. Можно установить, сколько мы хотим тратить в день максимум, сколько платить за 1000 показов. Посмотреть ставку конкурентов. На сколько это все правдивые и честные цифры, мне непонятно. Я бы рекомендовал начинать с минимальных ставок и еженедельно их повышать, чтобы понять, есть отдача или нет.

Настройка трафаретов на ОЗОН
Настройка трафаретов на ОЗОН

Сейчас появилось продвижение за клики, посмотрите сколько стоит у вас один клик, возможно в вашем случае клики будут выгоднее. Я пока эксперементирую и точных выводов нет, какая компания лучше.

Сравнение цены клика за показы и за клики
Сравнение цены клика за показы и за клики

Обязательно используйте видео в рекламе с трафаретами. Когда ваша карточка рекламируется по трафарету, то видеообложка сразу запускается автоматически и это дополнительно привлекает внимание к вашему товару.

Поисковое продвижение на ОЗОН (SЕО)

Озон говорит, что не очень важна семантика, но в реальности ключи для продвижения в поиске берутся из названия и описания товара. Кроме того, ваше название вообще может нигде не отображаться (в некоторых категориях товаров), но при поиске оно точно учитывается.

Нужно использовать основные запросы в заголовках - цвет, материал, назначение и другие важные параметры.

Те кто не следит за изменениями, скажет что описание не участвует в поиске, но это устаревшая информация.

В поиске товара учитывется. Название товара, название категории, все атрибуты карточки, в том числе поле анатации или описание. Рич контент не индексируется. Используем целевое поле, ключевые слова.

Где смотреть запросы?

https://wordstat.yandex.ru/

Отзывы за балы

Хороший инструмент, но тут важно считать окупаемость, так как есть минимальная ставка и для вашего товара это может быть слишком дорого. Для меня это было дорого и я работал в минус, но получал отзывы.

Еще лайфхак, попросите друзей купить по одному товару и оставить хороший отзыв, так люди будут охотнее писать положительные отзывы.

Я отвечаю на все отзывы, даже если человек поставил просто 5 звезд.

Что ещё бывает

Контекстная реклама (Яндекс Директ) - не использую, так как товар очень низкомаржинальный и дешевый. Но вы можете подключить и вести сразу на площадку озон.

Реклама у блоггеров - хочу запустить, но никак не доходят руки, если у вас есть готовые решения, будет классно если вы посоветуете.

Реклама в социальных сетях - нужно попробовать, но пока не посчитал цену и конверсию.

Как считать прибыль на озоне / Про деньги

Будет здорово, если вы все расходы будете записывать. Постоянные, переменные. Вообще, это всё посчитать надо до того, как вы вышли на маркетплейс. Как сделал я: поставил цены на вешалки, исходя из цен конкурентов, не надо так.

Хорошо бы фиксировать эти цифры:

  1. Закупочная цена товара
  2. Цена продажи
  3. Расходы на упаковку
  4. Логистика (и до вас, и до Озона, и до покупателя, и обратная логистика - в случае возвратов)
  5. Расходы на продвижение (И на инструменты, те, что предоставляет Озон: Продвижение в поиске, Трафареты, и разные внешние - реклама у блогеров, Директ и т.п.)
  6. Налоги
  7. Если вы арендуете склад для хранения товара, если вы кому-то платите зарплату - это постоянные расходы, которые тоже нужно учитывать.

Так вы сможете посчитать маржинальность, прогнозировать, сколько нужно продать товара, чтобы заработать миллион.

Сначала у меня были цены просто "пальцем в небо", потом появился Excel-файл. Сейчас я его доделываю постоянно и перепроверяю переодически. Потому что у меня были позиции, которые я продавал в минус.

Найм компании для продвижения на озоне

В какой-то момент я понял, что я один не справляюсь, много мелких рутинных задач и нужно как-то их оперативно решать. Решил искать подрядчика. Обратился в 2 топовых фирмы и одну которую не знал.

Подробнее об опыте с подрядчиком, я расскажу в отдельной статье.

Где учится продавать на Озоне?

Я прошел несколько обучающих курсов, ходил на евенты, записывался на вебинары, ниже то, что я считю полезным.

Выводы

1. Не надо выходить сразу с ассортиментом 50 штук, как это сделал я. Проще сосредоточиться на 2-3 позициях.

2. Отгружайте сразу много позиций по FBO или FBS, если товара мало, то система будет хуже его предлагать.

3. Если осталось мало товара, повысьте стоимость, что бы товар не раскупили и карточка не ушла до новой поставки.

3. Представляйте себя на месте ОЗОН, что бы вы делали для увеличения продаж? Ведь озону в первую очередь важно зарабатывать.

4. Думайте и не делайте ошибки как я.

5. Жду ваших комментариев, что добавить, где не точность, какой у вас опыт?

Всем хороших продаж!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц