В конце 1984 года в Гонконге в продажу был выпущен альбом «The Other Side Of Ozzy Osbourne», который вскоре был переиздан в Японии и Южной Корее. Пластинка вмещала в себя редкие концертные записи Оззи Осборна периода 1980, 1981 и 1984 годов, а также пару студийных раритетов. Очень странно, почему этот альбом не был выпущен в Европе и Америке, потому что он представлял огромный интерес для меломанов всего мира тех лет, особенно учитывая прекрасное качество записи всех треков, которые на него вошли.
Начну с небольшого предисловия. К Оззи Осборну я отношусь как к отщепенцу, потому что целых 6 лет, начиная с 1976 года, когда я вообще увлекся рок-музыкой, я считал его неотъемлемой частью Black Sabbath, как, например, Меркурия – неотъемлемой частью Queen, а Маккартни – частью Wings. Но когда я в конце 1982-го вернулся из Советской Армии и узнал, что Оззи ушел из BS на сольные хлеба – это был для меня удар, смягченный, правда, тем, что его в группе заменил не какой-то там шкет, а сам Ронни Дио.
Ну, это был не смертельный удар, потому что на сольных хлебах Оззи не стал вторым Иэном Гилланом, который, уйдя из Deep Purple, ударился в дремучий джаз-рок. Оззи по-прежнему пел металл, правда, без своих корешей по BS он стал менее кошмарным и совсем не загадочным.
На видео: Оззи Осборн сегодня. Хоть и Великий, но чего-то совсем не Ужжасный...
Это я уже потом врубился, что большинство шикарных рок-групп и исполнителей, вступив в 80-е годы, окунулись в полную или частичную коммерцию, и Оззи тут не был исключением. Black Sabbath тоже ушли в коммерцию, и только Иэн Гиллан вдруг решил перепрыгнуть со своего фьюжна на прежний жестокий хард-рок, но это ему в финансовом плане не помогло.
А вот Оззи, став отщепенцем, сразу стал грести «платины» в буквально невообразимых размерах – вот что с ним сделало отщепенство боготворящее! Он стал популярным в Америке так, как и близко не был популярен во времена Black Sabbath. И назад дороги ему не было, ни шага влево, ни шага вправо. С брендом Black Sabbath было покончено навсегда, иначе со старой музыкой в Америке век воли ему не видать. Коммерция – она такая, затягивающая, и с каждым новым диском Оззи даже петь стал по другому, не как «саббатовец», а единственно как отщепенец, то есть как сольный исполнитель без ментальной поддержки музыкальных друзей, которых он оставил в самом конце 70-х.
Но и как отщепенец он котировался у нас в СССР неплохо. Хоть его диски стоили дешевле, чем диски Black Sabbath, но расходились они на наших «тучах» гораздо быстрее. Оззи по-прежнему был у нас непререкаемым авторитетом, и почему я должен был считать иначе? Я тоже слушал альбомы Осборна и радовался, когда выходили новые произведения Маэстро, и сразу же заслушивал их до дыр.
Однако не все произведения граммофонного типа тогда доходили до нас. Было в те благословенные времена, я имею в виду 80-е, несколько довольно интересных альбомов Оззи, которые к нам за «железный занавес» в нужном количестве так и не попали, и услышал я их гораздо позже. При этом они никогда не выходили на CD, а на виниле выпускались ограниченным тиражом, потому один из этих альбомов я «поймал» только в 2000-е, когда даже не думал, что на виниле у Осборна есть что-то такое, чего нет на CD-выпусках.
Речь пойдет об альбоме «The Other Side Of Ozzy Osbourne» («Другая сторона Оззи Осборна»), который выходил только в Гонконге в 1984 году, и в Японии – в 1985-м. Я наверняка уверен в том, что если бы этот альбом в 80-х появился у нас в СССР, то он стал бы таким же популярным, как и все прочие произведения Оззи.
По сути, этот альбом - сборник, но сборник очень интересный, содержащий по большей своей части уникальнейшие (на те времена) материалы. Основную часть его занимают концертные записи, сделанные в 1980, 1981 и 1984 годах. Но среди них есть и три студийные композиции, две из которых были изданы только на синглах, и одна – альбомная. А главный интерес заключается в том, что это практически единственная виниловая пластинка, на которой есть концертные записи первого состава группы Осборна с Ли Керслейком на барабанах.
Да, в 1987 году выходил двойной концертник Оззи «Tribute», который дошел до нас, но там Керслейка уже почти не было. Да и вторая часть концертных композиций на «The Other Side Of Ozzy Osbourne» с гитаристом Джейком Ли – это тоже своеобразный раритет.
Впрочем, на самом альбоме информации мало, и пришлось ее искать в других источниках, и кое-что с этим альбомом прояснилось. Оказывается, та часть материала, которая не была издана на синглах, выходила в США на демонстрационных пластинках, то есть промо-выпусках для радиотрансляций. Неизвестно, кто был инициатором создания из всех этих записей отдельного альбома Оззи Особорна, но впервые он вышел в самом конце 1984 года на лейбле CBS/Sony Hong Kong Ltd.
Позже, 25 февраля 1985 года, альбом вышел в Японии на CBS/Sony/Jet Records.
И третий выпуск был произведен на Nova Records, это то ли японский, то ли корейский лейбл, я никакой информации по нему не нашел, только три безымянных фото на этой этикетке рассматриваемого альбома Оззи.
Однако дизайнеры отнеслись к оформлению конверта альбома спустя рукава, и для лицевой части не стали рисовать что-то уникальное, а просто вырезали верхнюю часть внутреннего разворота концертника Оззи «Speak of the Devil» 1982 года, и втулили ее на обложку нового релиза. Ну, Азия, что тут сказать?
Ходят слухи, что все концертные записи были сделаны британской Jet Records, Ltd., чтобы впоследствии их использовать для официального концертного альбома, но что-то там не срослось, и все эти ленты были переданы японцам, которые распорядились ими по своему усмотрению. Интересно, что это был не промо-выпуск (хотя и такой среди вариантов имелся), а подготовленные специально для широкой продажи виниловые пластинки и магнитофонные кассеты. Тем не менее, если какой-то из этих азиатских выпусков и попадал в СССР, то о нем очень мало кто знал. Даже я, который не пропускал ни одной воскресной «тучи» и был в курсе многих новинок, об этом альбоме узнал огромное время спустя.
Итак, посмотрим, что же есть на альбоме «The Other Side of Ozzy Osbourne», и чем конкретно он интересен для нынешнего винилового коллекционера. Хочу предупредить - качество представленных ниже роликов разное, но на виниловой пластинке саунд уровнен весьма профессионально, и звучание альбома в целом отличное.
Сторона 1:
1). Mr. Crowley (5:04) «Мистер Кроули». Эта запись сделана 2 октября 1980 года в Англии, на концерте в Саутгемптоне, с Ли Керслейком в составе и концертным клавишником Линдсеем Бриджуотером. Вышла эта композиция в ноябре того же года на концертном мини-альбоме (EP), который так и назывался - «Live E.P.» (фото приведено выше, аудио - ниже).
2). I Don't Know (4:38) «Я не знаю». Эта запись сделана 11 мая 1981 года в США, на концерте в Кливленде, и вышла в том же году на сингле «Flying High Again». На барабанах на этом концерте стучал Томми Олдридж, на басу лабал Руди Сарзо. В качестве клавишника тут опять выступил Бриджуотер, так как известно, что он сопровождал Осборна на концертах до самого конца 1981 года, и он принимал участие в записи альбома «Diary of a Madman», хотя в кредитах не числился.
3). Suicide Solution (4:36) «Самоубийственное решение». Запись 2 октября 1980 года, Саутгемптон, Ли Керслейк, Линдсей Бриджуотер, вышел этот трек, как и трек №1, на мини-альбоме «Live E.P.».
4). You, Looking At Me Looking At You (4:12) «Ты смотришь на меня, смотришь на тебя». Это студийный бонус к дебютному альбому с первым составом музыкантов, но вышел только на сингле «Crazy Train» в 1980-м году.
5). You Said It All (4:07) «Вы сказали это все». Песня, сочиненная в основном Ли Керслейком, игравшаяся на концертах, но на альбом не вошедшая, мало того, нет даже ее студийных вариантов, а этот концертный вариант выходил только на мини-альбоме «Live E.P.», 1980 г., как и композиции №№1 и 3.
Сторона 2:
6). Bark At The Moon (4:11) «Лаять на луну». Концертный вариант, был записан 18 марта 1984 года в США, в Солт Лейк Сити (арена Salt Palace), штат Юта. Состав группы на этом выступлении был тот же, что и на одноименном студийном альбоме 1983 года – гитарист Джейк Ли, бас-гитарист Боб Дэйсли, барабанщик Томми Олдридж и клавишник Дон Эйри. Интересно, что впервые этот трек, как и треки №№9 и 10, появились впервые на американском двойном альбоме для трансляции на радио «Captured Live!», вышедшем 22 октября 1984 года на PG Productions, Inc. для «RKO Radio Networks» (фото лейбла я разместил выше).
7). One Up The 'B' Side (3:18) «Один на стороне ‘B’». Этот студийный трек был записан на сессиях к альбому 1983 года, но вышел только на сингле «Bark At The Moon» в том же году, а потом еще на некоторых последующих синглах.
8). Spiders (4:19) «Пауки». Студийный трек, записывался для альбома «Bark At The Moon», но вошел только на европейскую его версию, а на американской был заменен на композицию «Slow Down», которая, по слухам, была специально написана и записана для американского варианта альбома в самый последний момент.
9). Paranoid (3:32) «Параноик». Запись, сделанная на концерте в Солт Лейк Сити 18 марта 1984 года, трек вышел на «Captured Live!», как и треки 6 и 10.
10). Suicide Solution (7:38) «Самоубийственное решение». Запись, сделанная на концерте в Солт Лейк Сити 18 марта 1984 года, трек вышел на «Captured Live!», как и треки 6 и 9.
Как мы видим, альбом этот очень интересный даже по нынешним временам, особенно учитывая прекрасное качество всех записей. Те треки, которые выходили на синглах, в СССР практически не появлялись, так как синглы тогда по большей части никто к нам ни для фарцовки, ни для собственного потребления не вез, а трансляционный радио-альбом «Captured Live!» вообще страшная редкость даже сегодня, так как был издан мизерным количеством экземпляров.
Конечно, позже появились все эти треки и на CD-сборниках Оззи Осборна, в основном пиратских, но речь-то у нас идет не о CD, а о практически полноценном виниловом альбоме, который никак не мог заменить концертник 1982 года «Speak of the Devil» (он же «Talk of the Devil»), на котором появились только песни из репертуара Black Sabbath. До полноценного концертника Оззи «Tribute», вышедшего в 1987 году, было еще далеко, тем более что он не был таким разнообразным по хронологии и составу музыкантов.
Но в любом случае для коллекционеров винила этот альбом представляет вполне законную цель. И если соединить его в коллекции с тремя концертниками, которые Оззи выпустил в 80-е (включая и «Just Say Ozzy», который хоть и вышел в 1990-м, но записан был в 1989-м), то получится шикарная тетралогия Оззи Осборна, включающая почти всю концертную деятельность «Великого и Ужжасного» в первое десятилетие своего сольного отщепенства.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ОБ ОЗЗИ ОСБОРНЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ: