Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

«Bark at the Moon», 1983 г. – переломный альбом Оззи Осборна, переход от классического харда к металлу «новой волны»

В 1983-м году Оззи Осборн записал свой новый альбом «Bark at the Moon», который продемонстрировал стремление знаменитого «саббатовца» к новомодному тогда хэви-металлу. Правда, через несколько лет Оззи снова решил изменить направление своей музыки, тем не менее, именно «Bark at the Moon» стал одним из самых ярких образцов тогдашнего «металла».

Ozzy Osbourne "Bark at the Moon", 1983 г.
Ozzy Osbourne "Bark at the Moon", 1983 г.

Оззи Осборн в самом начале 80-х начал очень успешную сольную карьеру, выпустив два убойных студийных альбома, а к ним еще и «концертник», правда, со старыми песнями Black Sabbath, тем не менее, он также был очень успешным. И продолжая ковать железо, пока оно горячо, сразу же приступил к записи очередного, третьего «студийника».

Когда я в году так 1984-м услышал альбом «Bark at the Moon», мне он не очень понравился. Вернее, я был восторге от первых двух песен, а также еще одной – первой со второй стороны, а в остальном пластинка показалась скучной. Это уже позже, периодически ее переслушивая, я начал находить в ней особые прелести, но даже вместе с этими прелестями «Bark at the Moon» не перевешивал предыдущие две пластинки.

И это было немного удивительно, потому что в коллективе Оззи перемены были минимальными – ему пришлось сменить гитариста взамен погибшего Рэнди Роадса и барабанщика взамен вернувшегося в Uriah Heep Ли Керслейка. А вот басист Боб Дейсли и клавишник Дон Эйри были наготове. Также наготове был и оркестровщик Луис Кларк, а вместе с ним и продюсер Макс Норман.

Новый гитарист Джейк Ли, правда, был менее активным, чем Роадс, зато барабанщик Томми Олдридж был не хуже, чем Ли Керслейк. Поэтому я считаю, что виноватым в изменившемся в не лучшую сторону звучании альбома был именно продюсер. Вернее, все три продюсера, хотя я считаю, что главным из всех трех был именно Норман, А Оззи и Дейсли все же были музыкантами, а не специалистами по продюсированию.

Конверт европейского винилового выпуска альбома Оззи Осборна "Bark at the Moon", 1983 г.
Конверт европейского винилового выпуска альбома Оззи Осборна "Bark at the Moon", 1983 г.

В общем, Оззи решил взять полный ход на ставшую очень популярной в те годы «новую волну» хэви-металла, отсюда и чисто металлическое звучание барабанов, а также плотный звук гитары. То есть, гитарист на этом диске работал не «точечно», как Рэнди Роадс, а «бомбил по площадям», как это в те годы в металле было принято. В итоге все хорошие мелодии получились смазанными, а чтобы хоть как-то упорядочить шквал звука, пришлось заметно «симфонизировать» звучание. Таким образом Оззи распрощался с хард-роком, продемонстрированном на предыдущих двух альбомах, и полностью ушел в металлическую «фантасмагорию», в чем ему очень сильно помогли Дон Эйри и Луис Кларк.

Лейблы голландских выпусков альбома
Лейблы голландских выпусков альбома

Наверное, «Bark at the Moon» - единственный альбом Оззи, на котором Эйри разыгрался так, как не играл со времен Black Sabbath «Never Say Die!» в 1978 году. Но надо понимать, что на том альбоме Эйри играл прогрессивный джаз-рок, а тут – чистую металлическую симфонию, если так можно выразиться. То есть, по сути, Эйри тут не демонстрировал свое виртуозное владение инструментом, а просто создавал стену звука – в металле виртуозные клавишники не нужны.

Внутренняя вкладка для пластинки
Внутренняя вкладка для пластинки

А теперь о сочинителях песен. Ли Керслейк, который покинул группу Осборна в 1981 году, гораздо позже сообщил журналистам, что почти всю музыку и большинство текстов к альбому «Bark at the Moon» сочинил бас-гитарист Боб Дейсли, которому было за это заплачено то ли 50, то ли 60 тысяч долларов, а, возможно, и гораздо больше. Именно из-за этих денег Дэйсли и покинул весной 1983-го Uriah Heep, и он их получил, хотя за них ему пришлось отказаться от авторства в пользу Осборна.

Забегая вперед, скажу, что почти всю музыку и большую часть текстов и для следующего альбома Оззи «The Ultimate Sin» (1986 г.) тоже написал Дэйсли, хотя в записи альбома не участвовал. Зато он поучаствовал в записи альбомов 1988 и 1991 годов, но там его композиторский вклад был уже гораздо меньшим.

Гитарист Джейк Ли тоже что-то писал для альбома, но сведения об этом невразумительные. Возможно, что-то и писал, но немного. Скорее всего он трудился исключительно над гитарными аранжировками, хотя Осборн позже и говорил, что Ли сочинил основные моменты заглавной песни, но получил ли он за это какие-то деньги – этого Оззи вспомнить не смог.

В общем, альбом «Bark at the Moon» появился на прилавках магазинов 15 ноября 1983 года, и начал проваливаться в продажах. Естественно, это не значит, что он провалился в полном смысле слова, просто в чартах США, Великобритании и прочих стран он в сравнении с предыдущей пластинкой просел заметно. Например, в США он добрался только до 19-й позиции против 16-й у предыдущего релиза, а в Великобритании – до 24-й против 14-й. Пожалуй, только в одной стране он имел популярность – в Австралии, где вообще появился в чартах (94 позиция), потому что два предыдущих альбома в австралийских чартах не засветились.

Тем не менее, этот альбом тоже был коммерчески успешным, так как в течение нескольких недель только в США было продано 500 тысяч копий, и еще 60 тысяч – в Великобритании. Судя по всему, к середине 1984-го «Bark at the Moon» был продан по всему миру в количестве более миллиона экземпляров, и в США на сегодняшний день он официально трижды «платиновый».

Рассматриваемый ниже список песен взят с европейского издания, потому что в издании американском состав композиций и порядок их расположения был несколько иной - как на этом аудио, то что ниже.

Сторона 1:

1). Rock 'n' Roll Rebel (5:28). Вполне годная «открывашка». В принципе, она мне понравилась сразу, хотя, конечно же, и не такая искрометная, как «открывашки» на предыдущих двух альбомах. Несколько удручает, конечно же, фанерное звучание барабанов, но тут не барабанщика следует винить, а продюсеров, в качестве которых, кроме Макса Нормана, как писалось выше, выступили Оззи и Дэйсли.

2). Bark at the Moon (4:14). Отличная металлическая песенка с шткарными риффами, вполне тянет на хит, хотя Оззи запевает как-то уж слишком тяжело. На американском варианте виниловой пластинки этот хит шел первым.

3). You're No Different (5:00). Стандартные страдания Оззи по какому-то поводу, сама песня не очень убедительна, зато гитарная кульминация очень впечатляет.

4). Now You See It (Now You Don't) (5:04). Опять какой-то «проходняковый» стандарт. Мне не нравится, даже Джейк Ли на своем соло играет неубедительно.

Сторона 2:

5). Forever (5:23). Эта песня в американском варианте называется «Centre of Eternity». Не скажу, что шедевр, но очень ободряющий хэви-метал. Было время, когда я на всем альбоме чаще всего слушал именно этот боевик.

6). So Tired (3:57). А это какой-то праздничный расслабон с оркестром. Такие песни в репертуаре Оззи мне вообще не нравятся, хотя принципиально они не плохие.

7). Waiting for Darkness (5:14). Тут Оззи тоже постарался, но не убедил. Я считаю эту композицию «проходняком».

8). Spiders (4:20). А вот это уже похоже на старого обожаемого мной Оззи, хотя он тут какой-то усталый. Но песня хорошая, если бы на ней барабаны звучали более убедительно, то она вполне была бы достойна репертуара какого-либо из предыдущих двух альбомов.

Бонусы:

9). Slow Down (4:23). Шикарнейший боевик. Хотя эта песня в Европе вышла только на сингле, но я ее услышал на американской виниловой пластинке в том же 1984-м году. Не пойму, чем она не понравилась европейцам? Вот это старый добрый Оззи, и песню не портит даже плоский звук барабанов.

10). One Up the 'B' Side (3:18). А с этой песней я познакомился уже в «эпоху CD», где-то в самом начале 90-х, когда начали появляться выпуски старых альбомов с добавлением синглов. И она сразу же мне понравилась. Ну, не шедевр, конечно, но Оззи тут не такой усталый, как на многих песнях в самом альбоме. Да и Джейк Ли тут сыплет соляками как заправский «поливальщик». В общем, зачет.

В заключение хочу сказать, что из 10 песен, записанных для альбома, мне очень нравится ровно половина, включая и две сингловых. Именно поэтому я ставлю этот альбом на почетное 5-е место из пяти альбомов, записанных Оззи в 80-е годы. Правда, есть сомнения в качестве следующего альбома – «The Ultimate Sin», что позволило бы передвинуть «Bark at the Moon» на 4-ю позицию, но это я решу в одной из следующих своих публикаций, которая будет посвящена именно этому альбому 1986 года. А там вместе с моими читателями и подумаем, какой же из этих двух альбомов все же лучше.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ОБ ОЗЗИ ОСБОРНЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Ozzy Osbourne «Diary of a Madman». Как в 1981 году жена Оззи хотела надурить всех - и музыкантов группы, и фанатов маэстро

Альбом «Blizzard of Ozz», 1980 г. – неповторимый дебют Оззи Осборна, побивший лучшие творения Black Sabbath

«Never Say Die!» 1978 г. ~ последний шедевр великих Black Sabbath с еще более великим Оззи Осборном

Black Sabbath 1970 года ~ первый хэви-металлический альбом в истории всемирной рок-музыки

«Black Sabbath» записали всего три альбома, а все остальное – это муки отсутствия творческих мук