Найти в Дзене
А4 Новости

Спортсменка, комсомолка и… просто княжна Романова

Портрет изображенной на  фото женщины мало что скажет сегодняшнему читателю.

-2

В свое время она была очень известной. Вертинский целовал ей руку, молодые Галич, Вознесенский, Евтушенко и Межиров посвящали стихи.

Она родилась  в революционном 1917 году. Красавица, спортсменка.   Ей удалось закончить всего семь классов школы, шансов продолжить учебу у нее не было. Чтобы заработать на жизнь, бралась за любую работу  – шила, делала чертежи и освоила профессию шофера. Скорость и дорога стали ее настоящей страстью, и тогда она записалась на занятия в мотоциклетный клуб. Позже  стала выступать в цирке, выполняя головокружительные трюки, гоняя на мотоцикле по вертикальной стене.

-3

«Мотоцикл над головой электрическою пилой.

Надоело жить вертикально. Ах, дикарочка, дочь Икара», - так писал о ней  восхищенный  Андрей Вознесенский.

Сосед по Арбату, Юрий  Казаков, сделал ее прототипом одной из своих героинь:

«Она выходила, сильным ударом откидывая занавеску в стене, на круглую арену внизу, торопливо докуривала папиросу, поправляла локоны и привычно вскидывала руку и глаза, приветствуя свесившихся сверху, с антресолей, зрителей. Когда мотоцикл ее уже тигрино рявкал и весь деревянный цирк начинал кряхтеть и поддаваться, покачиваться в ритме ее наездов, она, выбрав момент, въезжала на стену и больше не спускалась на арену, а все прибавляла газу и поднималась по стене выше, выше…  Лицо ее бледнело, глаза расширялись, и длинные рыжеватые локоны ее развевались сзади, оставляя за собой золотой след, как бы медную спиральную полосу, медленно гаснущую, как след болида».

На фото изображена Наталья Николаевна Андросова, в девичестве носившая фамилию Искандер.

-4

Если с фамилией вопросов не возникает, то при изучении биографии, мы наталкиваемся на довольно странный факт. У нее было другое отчество  - Александровна. Но в этом большого секрета нет. Наталья Искандер родилась в Узбекистане, там же прожила с матерью и братом до семи лет, а после – переехала с семьей в Москву. Переезд стал возможен благодаря тому, что мать Натальи вышла замуж во второй раз, и ее избранник Николай Андросов согласился дать детям свое отчество и фамилию.

Наталья вошла в историю, как личность неординарная, последняя законнорожденная княжна из рода Романовых, правнучка императора Николая I. Всю жизнь она прожила в СССР.

Как выразился однажды по иному поводу Александр Солженицын, это «было подобно явлению против физических законов».

Известно, что большевики постарались вырубить под корень род Романовых, не пощадив даже малолетних детей. В этой связи интересно вспомнить, что  вождь китайских коммунистов Мао Цзэдун, известный своим радикализмом, не только сохранил жизнь последнему китайскому императору Пу И, но и сделал его членом Политического консультативного комитета КНР. В большевистской России Николай II, депутатом Верховного совета, увы, не стал.

Чтобы объяснить лояльное отношение большевиков к этой ветви потомков царской династии, заглянем в золотой 19-й век. Правил царь – Освободитель Александр II. В то время Душой либеральных реформ считался его брат, великий князь Константин, который как раз и являлся дедом Наталии Искандер

Великий князь Николай Константинович

Первенец Константина -  двухметровый красавец, светский шалопай, искатель приключений, кумир золотой молодежи, любимец старших Романовых, которого в семье звали Николой, а в гвардии — «украшением правого фланга».
Участвуя в среднеазиатском походе, он хотел ночью забраться со своим адъютантом по веревочной лестнице в гарем хана Хивинского — генералы с трудом остановили.

Великий князь Николай Константинович
Великий князь Николай Константинович

Он, в глазах венценосной семьи,  загубил свою репутацию из-за того, что влюбился в американку Фанни Лир, и ни за что не хотел отступать от своих чувств.

Фанни Лир
Фанни Лир

Вскоре его обвинили в краже фамильных драгоценностей для возлюбленной, Николай Константинович клялся на Библии в своей невиновности, что в глазах родни выглядело еще большим грехом. Как бы там ни было, оставаться в Петербурге после такого скандала он уже не мог, и был выслан в Оренбург, а после – в Ташкент. В Азии он много работал во благо местных жителей – строил оросительные каналы и дома для солдат-ветеранов. Там же, в Ташкенте, его прозвали Искандером, и эта фамилия уже перешла по наследству к потомкам.

Его младший сын Александр  женился  на польке Ольге Иосифовне Роговской, участвовал  в Первой  мировой войне, закончив ее  в звании ротмистра. В этом браке и родилась Наталия или Тали, как ее всю жизнь звали.

Князь Александр Николаевич Искандер

Отец Тали, недолго проработав в ташкентском суде, вскоре присоединился к вспыхнувшему антибольшевистскому восстанию, а после ушел в Белую армию. После ее поражения Александр Николаевич осел во Франции, где повторил судьбу многих эмигрантов: работал таксистом, ночным сторожем, рассыльным и газетным репортером. Никто из семьи больше его не видел, но в старости Наталья Николаевна утверждала: «Помню, как отец держал меня на руках. Ни времени, ни обстоятельств — только огромное, безмерное чувство любви. Нить между нами никогда не прерывалась, я всегда чувствовала, что он где-то молится за меня, помогает в самых безнадежных моментах жизни». Уже после смерти Александра Искандера в 1957 году его вторая, эмигрантская жена передала Наташе несколько рассказов покойного мужа (воспоминания о Гражданской войне «Небесный поход» он успел напечатать). А в перестройку Наталье Николаевне удалось побывать на могиле отца в Ницце.

Тали

Оставшись, по сути, соломенной вдовой, Ольга Иосифовна Искандер вышла замуж за Николая Андросова, человека в летах, служившего по финансовой части. Он официально усыновил детей. Так Наталья Александровна превратилась в Наталью Николаевну. В 1922-м семья переехала в Москву, где поселилась на Плющихе в приличной «уплотненной» квартире. Лето проводили за городом, где отчим арендовал дачу. Однако спустя семь лет «один коммунист» положил глаз на их жилплощадь, и Андросовы были вынуждены переехать в полуподвальную квартиру на Арбат, 32.

Наташа росла обычным ребенком, разве что чересчур непоседливым. До четвертого класса училась на дому у двух сестер, в прошлом преподавательниц гимназии, затем перешла в районную школу. Жила созвучно эпохе: увлекалась техникой, бегала на короткие дистанции от физкультурного клуба «Динамо». Спортсменка, комсомолка (наверняка!) и просто красавица, как-то она участвовала в параде на Красной площади. Замерев в образе дискобола на высокой платформе, проплывала мимо трибуны Мавзолея, на которой стоял Сталин.

Интересно, что у  Наталии был непродолжительный роман с Александром Галичем. Вот одно из воспоминаний:

«Летом 1953-го они «романились» парами: Андросова с Галичем, а Нагибин с акробаткой из Измайловского парка Адой Паратовой, ставшей его второй женой (именно ее сменила Белла Ахмадулина). Как-то четверка душевно посидела в ресторане гостиницы «Советская», после вывалила на улицу и загрузилась в нагибинский «Москвич». Тронуться с места помешал постовой: за езду в нетрезвом виде отбирали права. Компания возмутилась, а особенно Таля, которая разразилась тирадой, более уместной «во время пиратского бунта, ссоры биндюжников или грузчиков в одесском порту, на бандитском толковище перед вынесением смертного приговора». Лейтенант козырнул: «Как в театре!» А Нагибин подумал, мол, многое же ей пришлось пережить».
В 1950-е Наталья Николаевна вышла замуж за овдовевшего кинорежиссёра Николая Владимировича Досталя (1909—1959) и усыновила его малолетних сыновей. Николай Владимирович в 1959 году погиб на съёмках фильма «Всё начинается с дороги». Больше замуж не выходила,

Встретившийся с ней в конце 1980-х годов историк и писатель Эдвард Радзинский уверял, что сразу узнал знакомые по портретам фамильные голубые глаза прапрадеда Николая I.

Когда Наталью Николаевну спрашивали, каким образом человеку с таким бэкграундом удалось уцелеть, она отвечала, что просто никогда ничего не боялась: «Я столько лет жила Андросовой…  Но свои корни чувствовала всегда. Это можно, наверное, назвать голосом крови. И не то чтобы я задирала перед кем-то нос, но было что-то внутри, что заставляло всегда «держать спинку». Гордость? Терпение! Первое — от дьявола, второе — от Бога».

17 июля 1998 года 82-летняя женщина присутствовала на погребении царственных родственников в Петропавловском соборе Петербурга.
А ровно через год умерла, по словам любящего символичность Радзинского, «будто отказавшись уйти из века, где была похоронена их династия».

-7

Со смертью Натальи Андросовой закончилась целая эпоха, ведь она была последней законнорождённой внучкой Великого князя Романова.