Новый год мы решили начать с небольшого творческого эксперимента, соединив живопись и литературу.
В своих статьях я обычно даю лишь факты, иллюстрируя их фотографиями, датами, ссылками на литературу. Стараюсь не вкладывать в текст свои эмоции, чтобы каждая душа могла найти свою резонансную частоту.
В этот раз вашему вниманию предоставляется напротив чувственная, эмоциональная реакция на известную картину. Автор статьи ниже - мой хороший друг, писатель.
Приятного прочтения!
Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал в газете «Речь» от 9 января 1916 г. : «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер.»
Черный квадрат - конец традиционного предметного мышления художника.
Клаустрофобия. Черных клавиш пианино запертых внутри выключенного экрана. Пустая поэзия и ассоциация.
Черный квадрат Малевича - искусство вышедшее за рамки формы и обсуждения. Живопись сверхчеловеческой технологии. Почему?
Ходят легенды, что когда-то жили люди, у которых внутри была полная гармония. Между разумом, душой и желанием. Люди которые сами черпали мысли из истоков идей. И мысли облекали в форму, всегда мистическую и непостижимую.
И как так получилось?
Здесь очень важен исторический контекст. Революция перевернувшая всю Россию свергала идолов прошлого. Открывала двери в новый мир. И создавала новые символы.
Лично я вижу в этой картине магию неуловимого гения. Саму по себе природу гениальности такой, какая она есть. Выходящая за грани познания. Загадка уникальности.
Между людьми масса отличий. И куда больше реальных отличий между гением и простым человеком.
Так же и с картинами. Можно очень долго перечислять различия, но это лишь подчеркивает разницы. Метод перебора слишком долгий и мучительный. Перебирая композиции, цвета, материалы, техники, стили – мы просто облекаем в форму технологию. Технологию разной сложности и доступности.
В то время как Черный квадрат облекает гениальность в доступность. С ним каждый может ощутить себе гением. Достаточно взять черной краски, и нарисовать квадрат.
Простейший и легкий первый шаг.
Революция открывала дверь в будущее, за которым – царство неизвестного. И царство гениальности.
И именно в этом великая сила искусства Малевича. В парадоксе гармонии сложности и доступности гения.
Ведь с одной стороны мы не можем прийти к гениальности, а гениальность как муза-загадка приходит к нам. Так и новая технология, наука, мировой строй приходит извне в жизнь людей, сразу заметная.
Но с другой стороны гениальность приходит к кому угодно, в любой момент времени, среды и события. И в этом ее великая сила.
Сила Черного квадрата – картины которую невозможно предать цензуре. Ибо это картина и есть цензура. Цензура любому вымыслу и фальшивой попытке создать шедевр в погоне за славой.
Ибо гениальность не терпит фальши, точно так же как в абсолютной темноте не видно никаких цветов.
И в этом я бы сказал – интимное откровение картины. Она говорит о том, что с истинной гениальностью возможно лишь слиться вполне и целиком.
И нет в гениальности ни начала, ни конца, как и в разуме не найдешь ни точки рождения, ни точки смерти.
Есть только простейший и легкий первый шаг.
Шаг в гениальность. Шаг в Черный квадрат.