Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Научиться справляться!

Это главный навык, который должен развить каждый человек. Для этого необходимо осознавать реальность, не сопротивляться ей, выходить из зоны комфорта, находиться на уровне переносимой беспомощности, не бояться ошибок, уметь анализировать и размышлять, находить новые инструменты, нарабатывать опыт, а также применять достаточные качественно верные усилия. Однако удаётся это далеко не всем. Почему?

Одними из причин являются два предписания, полученные в детстве - "не думай" и "не делай", лежащие в основе огромного числа проигрышных сценариев. Когда-то на одной из сессий у меня родилось упражнение, которое я назвала "Поход за хлебушком". Оно очень быстро вскрывает наличие данных предписаний и показывает ограниченность работы нашего ума (системы мышления номер один), призванного обслуживать сценарии и шаблоны. Я даю такое задание: "Представьте, что к вам в гости едет лучшая подруга (друг) и говорит, что очень хочет есть. Просит накрыть на стол и напоминает, что не может есть без хлебушка. Поэтому очень сильно просит раздобыть хлебушек". Соответственно прошу достать хлеб и уточняю, что оставить близкого человека без желаемого нельзя. То есть варианта сдаться - нет.

Клиент смеётся, "Тоже мне - сложное задание!", и даёт ответ: "Пойду в магазин", на что я говорю, что в этот день в магазине нет хлебушка. "Тогда пойду в другой, третий, четвёртый". Отвечаю: "Сегодня в магазины хлеба не завезли, давайте искать другой вариант". И тут слышу один из следующих популярных ответов: "Тогда мой гость обойдётся без хлебушка!", "Не может быть такого, чтобы ни в одном магазине не было хлеба!", "Хлеб, конечно, можно испечь, но я не умею. Так что будем есть без него!".

-2

На мою просьбу подумать, клиент, как правило, сопротивляется и хочет прекратить задание, с едва скрываемым раздражением говорит: "Пусть учится есть без хлебушка! Всё, я сдаюсь!". Тогда я снова прошу не спешить и подумать, напоминаю, что у нас нет варианта остаться без хлебушка. Таким образом, через сопротивление, понимая, что я не отстану, клиент начинает по-настоящему думать и через некоторое время вспоминает (именно вспоминает, ведь он это прекрасно знал), что можно взять взаймы хлеб у соседей, сбегать в пекарню, обратиться с просьбой продать хлеб в кафе, пойти в гости со своей едой и там поесть хлебушек. Заказать доставку или попросить гостя купить хлеб по пути.

Таким образом клиент может легко на своём собственном примере "пощупать" принцип работы быстрого автоматического мышления или ума. Ум - машина, имеющая принцип работы конвейера, где располагаются шаблоны решений и поведения в ответ на разные типовые ситуации. Эти шаблоны ум и предлагает, заставляя принимать одни и те же решения, действовать по одним и тем же сценариям, биться головой о стену, а когда предложенная схема не срабатывает, то делать вывод, что хлебушка нет и соглашаться на проигрыш.

-3

Если пережить сопротивление, то можно выйти из ума (системы мышления номер один) и перейти в разум (система мышления номер два или медленное осознанное мышление), которая задействует память, опыт, знания, аналитические и многие другие способности, а также иные инструменты, значительно расширяющие наши возможности. С помощью разума мы выходим за привычные рамки, развиваемся, достигаем цели, меняем качество жизни. И если мы намерены "раздобыть хлебушек", то с помощью разрешений "думай", "делай", соответствующих усилий и разума каждый из нас способен решить свои задачи, не превращая их в нерешаемые проблемы.

Автор: Картаева Юлия Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru