Это главный навык, который должен развить каждый человек. Для этого необходимо осознавать реальность, не сопротивляться ей, выходить из зоны комфорта, находиться на уровне переносимой беспомощности, не бояться ошибок, уметь анализировать и размышлять, находить новые инструменты, нарабатывать опыт, а также применять достаточные качественно верные усилия. Однако удаётся это далеко не всем. Почему?
Одними из причин являются два предписания, полученные в детстве - "не думай" и "не делай", лежащие в основе огромного числа проигрышных сценариев. Когда-то на одной из сессий у меня родилось упражнение, которое я назвала "Поход за хлебушком". Оно очень быстро вскрывает наличие данных предписаний и показывает ограниченность работы нашего ума (системы мышления номер один), призванного обслуживать сценарии и шаблоны. Я даю такое задание: "Представьте, что к вам в гости едет лучшая подруга (друг) и говорит, что очень хочет есть. Просит накрыть на стол и напоминает, что не может есть без хлебушка. Поэтому очень сильно просит раздобыть хлебушек". Соответственно прошу достать хлеб и уточняю, что оставить близкого человека без желаемого нельзя. То есть варианта сдаться - нет.
Клиент смеётся, "Тоже мне - сложное задание!", и даёт ответ: "Пойду в магазин", на что я говорю, что в этот день в магазине нет хлебушка. "Тогда пойду в другой, третий, четвёртый". Отвечаю: "Сегодня в магазины хлеба не завезли, давайте искать другой вариант". И тут слышу один из следующих популярных ответов: "Тогда мой гость обойдётся без хлебушка!", "Не может быть такого, чтобы ни в одном магазине не было хлеба!", "Хлеб, конечно, можно испечь, но я не умею. Так что будем есть без него!".
На мою просьбу подумать, клиент, как правило, сопротивляется и хочет прекратить задание, с едва скрываемым раздражением говорит: "Пусть учится есть без хлебушка! Всё, я сдаюсь!". Тогда я снова прошу не спешить и подумать, напоминаю, что у нас нет варианта остаться без хлебушка. Таким образом, через сопротивление, понимая, что я не отстану, клиент начинает по-настоящему думать и через некоторое время вспоминает (именно вспоминает, ведь он это прекрасно знал), что можно взять взаймы хлеб у соседей, сбегать в пекарню, обратиться с просьбой продать хлеб в кафе, пойти в гости со своей едой и там поесть хлебушек. Заказать доставку или попросить гостя купить хлеб по пути.
Таким образом клиент может легко на своём собственном примере "пощупать" принцип работы быстрого автоматического мышления или ума. Ум - машина, имеющая принцип работы конвейера, где располагаются шаблоны решений и поведения в ответ на разные типовые ситуации. Эти шаблоны ум и предлагает, заставляя принимать одни и те же решения, действовать по одним и тем же сценариям, биться головой о стену, а когда предложенная схема не срабатывает, то делать вывод, что хлебушка нет и соглашаться на проигрыш.
Если пережить сопротивление, то можно выйти из ума (системы мышления номер один) и перейти в разум (система мышления номер два или медленное осознанное мышление), которая задействует память, опыт, знания, аналитические и многие другие способности, а также иные инструменты, значительно расширяющие наши возможности. С помощью разума мы выходим за привычные рамки, развиваемся, достигаем цели, меняем качество жизни. И если мы намерены "раздобыть хлебушек", то с помощью разрешений "думай", "делай", соответствующих усилий и разума каждый из нас способен решить свои задачи, не превращая их в нерешаемые проблемы.
Автор: Картаева Юлия Юрьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru