Фильм-сказка «Огонь, вода... и медные трубы» (1967) — это явная творческая удача знаменитого советского кинорежиссёра Александра Артуровича Роу. Неслучайно именно после выхода этого фильма он был удостоен звания народного артиста РСФСР.
В основе этой сказки лежит действительно отличный сценарий. Над ним работали видные драматурги — Михаил Вольпин и Николай Эрдман. И поэтому тут много остроумных, необычных диалогов и фразочек. Это касается даже первого разговора между главными героями, где Алёнушка говорит, что она никто. А угольщик Васенька ей отвечает, что и он тоже никто.
В качестве примера также можно вспомнить диалог приморского царя Федула VI с «министром без портфеля», который отвечает за пожары, но отвечает неизвестно чем.
Примечателен в этом плане и спор мудрецов, которые пытаются выяснить, где же у палки начало, а где конец (и есть ли у неё вообще конец и начало).
И при всём этом фильм учит действительно хорошим и добрым вещам. Простой парень Васенька здесь побеждает не с помощью подлости и обмана, а с помощью смекалки, ума и позитивного настроя.
И особенно хочется отметить эпизод, где Васенька читает морскому царю книгу про советского сыщика — майора Пронина (что само по себе довольно смешно). Если разобраться, этот эпизод ненавязчиво убеждает детей и взрослых в пользе чтения. Ведь именно с помощью этого навыка главный герой по итогу смог освободить десять пленённых девушек.
А сама череда событий киносказки указывает на то, что именно испытание медными трубами (то есть испытание славой) является самым сложным. И поэтому оно идёт после испытаний огнём и водой.
Актёр Алексей Катышев (как раз он исполнял роль Васеньки) прекрасно сыграл своего героя в состоянии гордыни. В приморском царстве за героем постоянно ходили девушки и осыпали его лепестками цветов. Кроме того, Васеньку тут стали постоянно называть мудрейшим и красивейшим. Он сам поверил в это, его походка, взгляд, осанка изменились... Благо, в какой-то момент он увидел козу Алёнушки, и это позволило ему вернуть себя, так сказать, в чувство.
Алёнушку, кстати, здесь играет Наталья Седых. И она тоже безупречно справилась со своей ролью. Её обаятельная манера говорить с интонацией умирающего лебедя — просто неповторима.
Интересно, что за несколько лет до выхода описываемого фильма Наталья играла Настеньку в другой киносказке Роу — в «Морозко». И люди её запомнили. Поэтому ленту «Огонь, воду... и медные трубы» кто-то даже называл «новыми приключениями Настеньки».
Роу в принципе любил в разных своих фильмах использовать одних и тех же актёров. Здесь можно упомянуть ещё, например, Анастасию Зуеву, которая несколько раз просто блестяще исполняла обязанности бабушки-сказительницы. Собственно, с её появления в окошке начинается и «Огонь, вода... и медные трубы».
Часто появлялся в лентах Роу и Георгий Милляр. В этой киносказке он и вовсе играет целых три роли — Кощея Бессмертного, Бабу Ягу и одного из пожарных.
Кощей тут главный отрицательный персонаж. Именно он похищает Алёнушку с целью жениться на ней и заточает её в одной из своих башен. Но при этом он не кажется пугающим или мерзким, его даже можно назвать забавным.
И вообще всех героев, которых многие знают по народному фольклору, Роу делает более живыми, объёмными, человечными. И их мотивы и поступки становятся близки и понятны любому рядовому зрителю.
Также стоит отметить, что в данном фильме используется качественный и яркий сказочный реквизит и костюмы. Да и места для съёмок подобраны великолепно. В начале фильма Алёнушка и Васенька бегают по летнему берёзовому лесу, а в конце — по ромашковому полю. И всякий раз от красоты, которая появляется в кадре, захватывает дух.