145,6K подписчиков

На двоих

82K прочитали
1945

Солнце клонилось к закату и его последние лучи поблескивали в лужах, которые образовались после дождя, прошедшего накануне.

1945

Солнце клонилось к закату и его последние лучи поблескивали в лужах, которые образовались после дождя, прошедшего накануне. Вера перестирывала белье, которое не успела снять до того, как начался ливень и, отжимая рубашки восьмилетнего сына, вешала их на веревку. Гришка бегал по двору задавая глупые вопросы.

- А когда папка приедет? Долго что-то.. У Ваньки отец уже вернулся, у Аньки тоже, а где мой папка?

- Скоро будет, путь ведь не близкий. Гришка, ступай к деду, не мешайся.- Вера легонько шлепнула его полотенцем ниже спины.

Едва сын скрылся за калиткой, Вера подумала что сын прав- Андрей и правда задерживался, почти все мужики, кто в живых остались, уже вернулись домой. Лето уж заканчивается, а Андрюши все нет и нет.. Последнее письмо было написано месяц назад, но было оно каким-то сухим, что ли? Как и те, которые она получает в течении года. Нет в них ни души, ни любви.
Ей было страшно - неужто Андрей к ней остыл? Ну ничего, вернется он домой, родит она ему своего, родного ребенка..

За Андрея она вышла замуж вдовой, муж ее первый в финской с жизнью простился, Гришке тогда третий год только пошел. Ей было трудно одной с ребенком, а тут Андрюша, председательский сынок, да одноклассник ее в прошлом, предложил ей замуж за него пойти. Любил он ее раньше, бегал за ней. Мать и сестры уговорили, вот она и пошла - не чужой человек, нравился ей, да и покойного мужа она не слишком уж страстно любила, по договоренности родителей замуж за него пошла. Андрей принял Гришку, как с сыном родным обращался, а он его отцом называл. За год жизни с Андреем она потеряла голову от любви к нему, и в который раз благодарила судьбу за то что послушала она тогда мать и сестер, обрела свое счастье. Как бы не уважала она отца своего ребенка, но признавала, что со вторым мужем ей повезло гораздо больше. Его родители души в невестке не чаяли, а Тимофей Михайлович, отец Андрея, баловал того как родного внука.
В 1941 году, когда Андрея вместе с другими мужиками забрали, Вера, чтобы не сойти с ума от тоски и печали, поступила учиться на бухгалтера. Благо город был рядом, а станция в двух километрах, вот и ездила она на учебу, а недавно стала молодым специалистом и свекор взял ее на работу учетчиком.
Сегодня выходной день, свекор забор чинит, свекровь обедом занята, а сама Вера перестирывает то, что вчера еще на веревках висело. И вдруг она услышала как за двором остановилась машина. Повесив последнюю рубашку, она вытерла руки об юбку и подошла к калитке. Сердце ее сделало скачок - Андрюша. Родненький, любимый, долгожданный. Бросившись в его объятия, она стояла и вдыхала его знакомый запах. Из-за ворот выскочили соседи, каждый подходил к Андрею и поздравлял с возвращением. Тут и родители подтянулись, и Гришка повис у него на шее.
И вдруг в машине открылась дверь и появилась молоденькая девушка лет двадцати. Одета она была в ситцевое платье, волосы аккуратно заплетены, лаковые туфли сверкали чистотой. Вера вдруг почувствовала себя неловко, стоя в галошах и мокрой от стирки юбке.
Все с интересом уставились на девушку, Андрей же, видя удивленные глаза односельчан, произнес:

- Дочка однополчанина, вот, обещал позаботиться. У нее ни кого не осталось и жить ей негде.

- Андрей, но почему к нам? - спросила Вера, предчувствующая беду.

-Потом разберемся.

Он властно взял девушку за руку и повел ее в дом, соседка Галина шепнула Вере:

-Ой, чую я, недоброе это.. Верка, ты же не позволишь девке здесь остаться?

-Еще чего! Пойду, разберусь с этим цирком.

Вера вошла в дом последней, Андрей дал Гришке что-то в руки и шепнул ему на ухо. Мальчишка тут же выбежал и взрослые сели за стол.

- Ну знакомь нас, сын..

-Это Олеся, как я уже говорил - дочь моего однополчанина. Задержался я потому что ездил в Минск за ней, слово я ему дал.. Олеся работала на кухне, помогала повару, вот я и подумал, почему бы тебе, мама, не взять ее в помощницы? Ты ведь одна готовишь на всех работников.. Тяжко это.

- Ну, допустим, помощь мне не помешает. Но что мы людям скажем? Живет в доме девка посторонная. Олеся, как вы вообще на это согласились?

Я.. Я.. - она покраснела и посмотрела на Андрея. - Пусть Андрюша сам вам все расскажет.

- Андрюша?- у Веры от ее слов поднялась волна ревности.

-Я умыться хочу с дороги, где можно?- Олесе было неловко от напряжения, которое повисло в воздухе.

- Выйди во двор, у сарая умывальник стоит, - недовольно произнес Тимофей Михайлович.

Едва она вышла из дома, как он стукнул кулаком по столу и посмотрел на сына.

- Что за фокусы? Ты в какое положение ставишь свою жену?

Андрей опустил голову и тихо произнес:

-Я не мог оставить ее одну там.. Папа, мама Вера, простите меня. Я люблю ее, я полюбил эту девушку.

-Что ты сказал? - Вере казалось, что ее лишили воздуха, дышать стало тяжело, а в груди появилась боль. - Когда же ты успел ее полюбить?

-За те три месяца, что мы вместе.

-Вот почему ты домой не спешил... - она встала и подошла к нему. - Пусть она исчезнет, сегодня же!

- Она ребеночка ждет от меня!- тихо произнес Андрей.

Вера почувствовала тошноту и головокружение, она ничего не видела перед собой, только слышала голоса. Вот плачет свекровь, вот отец произнес:
- Я рад что ты приехал, я молился за тебя, но все же ты заслужил! - послушался звук удара и падающего стулья. Вере казалось, что все это ей только снится. Ну не может же быть вот так, чтобы за полчаса она испытала великую радость и горькую обиду и сильную душевную боль.

-Чтобы ноги ее здесь не было, ты Веркин муж, слышишь? А эта... Я даже слышать ничего не хочу!

-Отец, она носит в себе твоего внука. Гришку ты любишь, чужого, а этот тебе родной!

-Когда ты брал бабу с ребенком, я гордился тобой, сын. Когда ты с ним носился как с родным, я думал, что воспитал в тебе настоящего мужчину, благородного. Ты прошел всю вoйну, проявил себя, медали имеешь, но почему же ты сейчас так поступаешь? Не по-мужски, по-свински!

-Папа, ей некуда идти. Вера, прости меня, я очень виноват перед тобой, но лучше бы нам развестись. Я не могу выбирать между Гришкой и родным ребенком.

-А я не дам тебе развод, слышишь? И не уйду никуда! Да некуда мне идти. Дом моего первого мужа отдали Степаниде и ее семье после того как они в пожаре свой потеряли. В родительский дом, где брат с женой и пятью детьми мне идти? Али к сестре, у которой тоже семеро по лавкам? А может ты предлагаешь уехать в город к моей старшей сестре Глафире в коммуналку? Нет! Это и мой дом тоже, твои родители - мои родители. Отец, мать, вы же не выгоните меня?

- Ни в коем случае. Так, сынок, завтра я начну искать вам жилье, может подселим к кому. Но помощи дальше от меня не жди. Стыд и позор какой на мою голову, что в селе обо мне говорить начнут?

-Может быть ты Вере найдешь жилье?

-Нет! Она как раз ни в чем не виновата. Баба честно ждала тебя все четыре года, слезы на глазах не просыхали. А ты вот так! Спать в сарай иди, и девку свою гулящую туда забирай! - Махнул он рукой в сторону Олеси, которая стояла у двери и от страха прижималась к косяку.

На следующий день, не спавшая всю ночь Вера, пришла на работу. Свекор сидел с хмурым видом и что-то чертил карандашом.

-Дочка, прости.

-Не за что вам прощения просить.

- Я рад, что он вернулся живым и здоровым, я долго ждал этого дня. Но не ожидал от него такой подлости.. Он всегда взбалмошным был, помнишь?

- Помню, как не помнить. Первый хулиган в селе.

-Когда он решил на тебе жениться, если честно, я его отговаривал, но потом понял, что с этим браком мой сын стал меняться в лучшую сторону - он становился более серьезным, взрослел, и я надышаться на тебя не мог, ты дочерью нам стала...

- Я знаю, - Вера подошла и погладила его по плечу.

-Мечтал я, что вернется сынок и внуки у нас с матерью пойдут, планы строил. Но все они рухнули вчера, радость сменилась гневом. Но как не крути, сын он мне..

-Я понимаю все, Тимофей Михайлович. Я попробую договориться с кем-нибудь, на постой попрошусь. Я всю ночь думала и решила, что не хочу чтобы вы выбирали..

-Я тут что подумал - дом Кольки и Софии, которые в город в тридцатом году уехали, хоть и разваливается, но если его поправить можно жить. Вот я своего беспутного с этой девкой туда и отправлю.

- А до этого как быть?

-Пока, пущай, в сарае ночуют, ночи нынче теплые. Дочка, ты иди домой, с тебя сегодня работник никакой, да и нет сегодня отгрузки в город.

Вера пошла домой, по пути она вытирала слезы и отбивалась от любопытных односельчан, которые наперебой задавали ей вопросы о той девице. Галка, соседка, перехватила ее у калитки.

- А чей-то за девка с твоим мужем? Видела я утречком как миловались они на крыльце. Неужто Андрей новую жену привез? И как делить его будете, али на двоих он у вас теперь?

-Язык как помело! - рассердилась Вера и хлопнула калиткой. Войдя в дом она увидела как на кухне хозяйничает Олеся.

- А ну не трогай чашки! Это мое приданое и не смей его касаться своими руками.

-Я только чай попить хотела...- пролепетала она.

-Свою посуду и продукты неси, а мое не трогай! Ты и так больше взяла, чем нужно.

- Я понимаю вашу боль и вашу обиду. Когда Андрей приехал, я относилась к нему как к другу, а потом. На нас нахлынули чувства, понимаете? Мы не могли ничего с этим сделать. Я даже в Минске остаться хотела..

- Вот и осталась бы!

-Но я забеременела.. Андрей об этом узнал и привез меня. Он сказал, что это будет для вас неприятно, но он не любит вас, он хочет прожить со мной всю жизнь, говорил, что детей у вас общих нет, потому вы его отпустите, что вы мудрая женщина. А родители.. Позлятся, да примут..

-Вот, значит, как.. А не подумали вы о том, что я люблю, что нет во мне той мудрости, о которой Андрей говорил? Что я живой человек, а не тряпичная кукла...

- Но я здесь и назад уже ничего не повернешь. У нас ребенок будет, отпустите его..

На столе лежал нож, Вера взяла его за рукоятку и вдруг, опомнившись, бросила его на пол. Господи, что на нее нашло? Неужели она смогла бы? Не стоит эта Олеся того, чтобы ее сын круглой сиротой рос. Нельзя здесь оставаться, до беды дойдет...
Выбежав из дома, Вера прибежала к сестре вся в слезах.

- Верочка, на тебе лица нет..- Надя удивилась, увидев сестру в таком виде - растрепанная, по лицу текли слезы, косынка сбита на бок.

-Я..Я чуть не убила ее, понимаешь? Господи, ну за что мне это? - рыдая, она опустилась на пол и скрючилась, подтянув колени к подбородку. - За что он так со мной?

-Значит, это правда, что болтают? - Надя нахмурилась. - Вот что, Верочка, я сейчас пойду за вещами и приведу сюда Гришку. У меня поживешь.

- Где у тебя-то? Сами друг у друга на головах спите!

- Ваську и Саньку отправлю на чердак спать, там тепло и солома постелена. А вы с Гришкой в комнате, в уголочке. Сиди здесь, я мигом. И приданое твое захвачу, негоже этой оставлять! Васька!- крикнула она старшему сыну. - Быстро за мной!

Надежда вернулась часа через полтора, неся в руках вещи, а позади нее, скрючившись от тяжести, плелся пятнадцатилетний Василий.

-Пошевеливайся, тебе еще одну ходку делать!- крикнула она ему.

- Ты чего такая красная да потрепанная?- через всхлипы спросила Вера.

- По шее этой Олеське накостыляла, нечего на чужих мужиков зариться.

-Она же беременная...

-А я аккуратно. Ничего с ней не будет. Но как дальше-то, Верка? Как ты с ними в одном селе жить будешь? Да и люди насмехаются, чтоб им пусто было. Вот есть уж о чем языками чесать!

- Я не знаю, Надюшка, не знаю...Андрюша! Как он мог? Может быть все дело в ее красоте? Ну конечно, куда мне с ней тягаться? Мне тридцать не за горами, баба я деревенская, одета по-простому. Да я такое платье только на девушках в городе видела! А эта Олеська! Дите ведь еще совсем, глаза огромные, длинные русые волосы, стройна как лань. Нет, он не откажется от нее!

Надя стояла, уперев руки в боки, смотрела на нее, да потом выскочила из дома и куда-то направилась. Пришла она довольная.

-Чего ты сияешь?

-Ничего. Ужинать давай, а потом на покой, завтра день хлопотный будет. Сейчас я тебе травки заварю, как младенец спать будешь.

То ли отвар, приготовленный сестрой, то ли ласковые слова пришедшей с утешением матери, то ли усталость и тоска сделали свое дело, но Вера уснула крепким сном, едва положив голову на подушку. Проснувшись, она удивилась тишине в доме. Сколько же время? Часы с кукушкой показывали девять утра. Ничего себе!
Быстро умывшись, она оделась и побежала в сельсовет.

-Тимофей Михайлович, простите, не знаю что на меня нашло! Я никогда так долго не спала.

-Я понимаю все, дочка, понимаю. Да ты не переживай, мне Надежда помогла. Вон она идет, кстати.

Надежда вошла в кабинет и села на стул.

- Ну что, председатель, говори.

-Да.. В общем так.. Вера, по просьбе твоей сестры я с городом связался и нашел тебе работу. Есть у знакомый, на заводе мастером... В общем, договорился я с ним, пойдешь к нему помощником, комнату в общежитии даст, Гришку в школу устроит. Вот, держи, - он протянул ей документы, поставив на одном из листов печать.

- Что это?

-Это то, о чем многие в нашем селе мечтают. - Надя выхватила листок и пробежала глазами. - Все верно. Пошли собираться.

-Вера, прости моего сына, и меня прости.

-Мне не за что на вас обижаться, вы ведь как отец мне, - она наклонилась и поцеловала его в щеку, а тот зарделся.

-Так лучше, Верочка, так будет лучше....

На следующий день вся родня провожала ее в город, в новую жизнь. Андрей стоял в сторонке и взгляд у него был печальный и виноватый. Он губами прошептал ей :"прости".

Она лишь отвела взгляд. Из-за него она вынуждена бежать и родного села, оставив здесь родню, из-за него на познала такую боль, которую врагу бы не пожелала...Ему нужен будет развод от нее. Вот пусть теперь он и побегает. Трудности его будут в том, что Гришку он усыновил...

Продолжение