ПРЕДИСЛОВИЕ.
Концепция стандартизации деятельности в области информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости (далее - Концепция BIM-стандартизации) должна стать производным документом 2-го уровня от пока непринятой, но уже изложенной на нашем канале Генеральной Концепции цифровой трансформации (ЦТС) строительной отрасли России в рамках программы «Цифровая Экономика», создание которой предполагалось в рамках реализации Плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению технологий информационного моделирования, утвержденного Правительством РФ 11.04.2017 года.
Концепция BIM-стандартизации устанавливает основные принципы, подходы, цели и направления разработки национальных, отраслевых и иных стандартов в области информационного моделирования, образующих упорядоченную логичную Систему взаимосвязанных документов информационного моделирования зданий и сооружений (далее ССИМС – Система Стандартов Информационного Моделирования в Строительстве). ССИМС должна соответствовать следующим базовым критериям эффективности:
1. Термины или определения для предмета, объектов и аспектов стандартизации относятся исключительно к понятийному полю информационного моделирования и увязаны с понятийным аппаратом, закрепленным в законодательстве Российской Федерации;
2. Документы логически связаны в единую систему с международными системами стандартизации и однородными стандартами;
3. Предметы, объекты и аспекты стандартизации охватывают все стадии жизненного цикла зданий и сооружений;
4. Объекты и аспекты стандартизации носят межотраслевой характер.
Обозначения ССИМС формируются в соответствие с принципами классификации и идентификации стандартов при их разработке в соответствии с правилами, установленными в основополагающих стандартах данной системы. К главным аспектам концепции относятся:
1. Формирование Системы национальных стандартов информационного моделирования в строительстве;
2. Обеспечение разработки Системы стандартов на основе гармонизации со стандартами Международной организации по стандартизации (ИСО);
3. Разработка стандартов соответственно этапам жизненного цикла зданий и сооружений и признание межгосударственных стандартов ЕврАзЭС в этой области в качестве национальных стандартов Российской Федерации;
4. Анализ и актуализация (пересмотр) действующих или принятых стандартов в области информационного моделирования;
5. Экспертиза, сопровождение и утверждение отраслевых стандартов организаций (СТО).
ВВЕДЕНИЕ.
Настоящая Концепция содержит упорядоченный перечень подходов, взглядов и принципов создания и развития Национальной системы стандартов информационного моделирования в строительстве (Далее – ССИМС) в Российской Федерации, формирует цели, задачи и порядок достижения целевых параметров внедрения технологий информационного моделирования (Далее BIM – Building Information Modelling) на период до 2030 года. Национальная ССИМС представляет собой взаимосвязанную совокупность организационно-функциональных принципов, методов, решений, документов в области стандартизации, определяющих в том числе правила и процедуры стандартизации для осуществления деятельности по установлению требований и характеристик в целях их добровольного многократного использования.
Документы в области стандартизации информационного моделирования в строительстве направлены на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения специального BIM-ориентированного программного обеспечения (далее – ПО), повышение конкурентоспособности, с помощью которого обеспечивается повышение эффективности создания и эксплуатации объектов недвижимости, а также на формирование новых экономических отношений в сфере цифрового строительства, определяющих инновационное развитие строительной отрасли и повышение уровня удовлетворенности граждан России. Стандартизация информационного моделирования в строительстве является одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию строительной отрасли в целом, а также на отраслевое технологическое и экономическое развитие инвестиционно-строительной сферы.
Национальная система стандартизации информационного моделирования в строительстве должна включает в себя комплекс общетехнических стандартов в области информационных технологий с базовой ориентацией на импортозамещение системных сервисов, влияющих на безопасность страны, тем более, когда речь идет о строительстве и эксплуатации объектов стратегического военного назначения. Кроме того, ССИМС должна включать комплекс специализированных стандартов, ориентированным по отраслям экономики, стандарты информационного моделирования процессов обеспечения безопасности труда и охраны здоровья, стандарты обеспечения национальной безопасности в области сохранности важнейших моделей, стандарты обучения с использованием информационных моделей при чрезвычайных ситуациях и другие подсистемы стандартизации единого информационного пространства строительной отрасли. Ключевой акцент делается именно на стандартах эффективного моделирования стоимости объектов недвижимости с возможностью выбора наилучших экономически обоснованных решений без ссылок на индивидуальные расчеты и представления экспертов.
Деятельность по стандартизации информационного моделирования зданий и сооружений предприятий и организаций оборонной направленности должна четко гарантировать информационную безопасность за счет взаимосогласованных процедур планирования, разработки, принятия, пересмотра и отмены документов по стандартизации информационного моделирования предприятий оборонного назначения. Также это касается социальных объектов массового посещения с высокой степенью террористической угрозы или двойного назначения. При создании ССИМС необходимо стандартизировать и все механизмы создания, использования и корректировки созданных или потерявших актуальность национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и ценовой строительной информации, применяемых при проектировании, строительстве, эксплуатации и ликвидации объектов недвижимости или внесения изменений в экономическую модель на всех этапах ЖЦ.
Настоящая Концепция разработана на основе практического опыта предприятий и организаций – членов ПТК-705 по использованию современных технологий информационного моделирования зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла, на основе текущего опыта управления жизненным циклом существующих зданий и сооружений на основе обратного BIM-моделирования (формирование информационных моделей существующих зданий и сооружений – ретроBIM) и определяет направления стандартизации в данной области. Стандартизация информационного моделирования призвана обеспечивать:
1. Развитие добросовестной конкуренции производителей программного обеспечения для целей информационного моделирования с безусловным приоритетом российских разработок в этой области;
2. Выпуск в обращение современных инновационных и высокотехнологичных BIM-платформ с высоким уровнем конкурентоспособности на рынке;
3. Устранение информационно-технологических барьеров в использовании иностранного программного обеспечения для информационного моделирования и предоставление конкурентных аналогов российской разработки;
4. Повышение уровня безопасности программного обеспечения для Инвесторов, Заказчиков и иных стейкхолдеров недвижимости и его надежности;
5. Защиту жизни и здоровья граждан, недвижимости физических и юридических лиц, государственной и муниципальной недвижимости, охрану окружающей среды;
6. Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей программного обеспечения для информационного моделирования объектов недвижимости, в том числе будущих эксплуатирующих организаций и лиц;
7. Энергетическую эффективность и ресурсосбережение.
Опыт выполнения работ по внедрению технологий информационного моделирования в период 2014–2018 г. показал, что исторически сложившийся комплекс из нескольких десятков систем государственных стандартов для строительства, проектирования и эксплуатации, в том числе для создания IT-инструментария для строительства, существенно отстает от современного вызова в развитии цифровых технологий и не может быть эффективно использован для решения задач управления процессами ЖЦ объектов недвижимости в принципе. Строительная отрасль, по уровню цифровизации и автоматизации оказалась на последнем месте по сравнению с другими отраслями экономики. Именно поэтому концепция стандартизации информационного моделирована сформирована с учетом целей, озвученных в Программе развития цифровой экономики, а также перспектив развития технологий управления ЖЦ не только недвижимости, но и сложных информационно-технологических систем и комплексов, а также положений нормативных документов, принятых для ряда пилотных проектов и определяющих содержание, цели и задачи управления процессами ЖЦ объектов капитального строительства. Таким образом, Концепция является базисом для старта системного внедрения BIM-технологий в строительстве и опирается на следующие тезисы:
1. Настоящая Концепция предназначена для применения инвесторами, заказчиками, застройщиками, службами технического заказчика, проектными, подрядными организациями, предприятиями, объединениями и иными юридическими и физическими лицами – участниками инвестиционно-строительного процесса, организациями и группами, участвующими в прямом использовании технологий информационного моделирования.
2. Настоящая концепция в части реализации исполнения стандартов информационного моделирования ориентирована на применение лучших практических инструментов деятельности в области информационного моделирования.
3. Положения настоящей концепции носят рекомендательный характер и могут быть использованы всеми участниками рынка информационного моделирования для разработки собственных стандартов и систем стандартизации.
4. Положения настоящей концепции могут быть расширены, изменены и дополнены экспертным сообществом, как в процессе подготовки окончательной редакции, так и в процессе реализации – по мере возникновения новых вводных.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Каждый год в России появляется порядка 2 тысяч национальных и межгосударственных стандартов. Разработчиками стандартов выступают различные министерства и ведомства, научные институты, коммерческие организации и различные профессиональные сообщества, которые объединены в технические комитеты по стандартизации при Росстандарте. Примерно 50% национальных стандартов гармонизированы с международными, региональными и национальными стандартами зарубежных стран.
История стандартизации технологий информационного моделирования строительной отрасли РФ получила начало в 2014 году, когда 4 марта на заседании Президиума совета при Президенте РФ по модернизации и инновационному развитию экономики, посвященному строительству, данная тема впервые прозвучала как одно из направлений инновационного развития отрасли. Практически Российское Правительство в лице Министерства Строительства и ЖКХ на технологию Информационного моделирования зданий обратило внимание только в конце 2014 года, когда вышел приказ № 926/пр от 29 декабря 2014 года, в котором хотя бы отметили исходную точку внедрения информационного моделирования без какой-либо конкретики – что это такое и зачем он строительной отрасли. С определенными усилиями удалось добиться и внесения строки об информационном моделировании в план развития строительной отрасли до 2030 года, хотя практическое применение этой технологии ведется энтузиастами ряда строительных фирм на протяжении последних 6-8 лет. При этом, указанный важнейший документ «Стратегия инновационного развития строительной отрасли до 2030 года», который по логике должен бы стать отправным при разработке Плана внедрения BIM, так и не был принят в установленные сроки.
Тем не менее, несмотря на то, что в Минстрое постоянно менялись кураторы информационного моделирования, в 2015 году началось финансирование разработки нормативно-технических документов для стандартизации применения технологии BIM. В частности, на разработку проектов национальных стандартов, а также на ряд других документов по стандартизации в области строительства Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) был объявлен открытый конкурс (Лот № 2.18 «Разработка и подготовка к утверждению стандартов в области строительства»). В результате проведения конкурса, победителем по Лоту № 2.18 было объявлено Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»), с которым Росстандарт 19 марта 2015 г. заключил Государственный контракт на выполнение работ в области технического регулирования № 130-15. В календарном плане (Приложение 2 к Государственному контракту № 130-15 от 19.03.2015) исполнителями по разработке проектов национальных стандартов в области технологий информационного моделирования установлены ФАУ «ФЦС» и ЦНИИСК им. Кучеренко (АО «НИЦ Строительство»). Также в 2015 году, в соответствии с Планом Минстроя по внедрению BIM, утвержденным в декабре 2014 года, стартовали пилотные BIM-проекты, прошедшие экспертизу качества информационных моделей, представленных на конкурс. Надо заметить, что поскольку дальнейшая работа над проектами национальных стандартов осуществлялась АО «НИЦ» Строительство» в рамках подкомитета 5 «Технология информационного моделирования зданий и сооружений» (далее – ПК 5) ТК 465, возникла правовая коллизия, поскольку АО «НИЦ» Строительство» является не только автором и соисполнителем работ по вышеуказанным стандартам, но и председательствует в ПК 5, т.е. принимает решение о согласовании документов, которые само же и разрабатывает. Разумеется, такое положение дел также не способствовало взаимопониманию в этой работе.
Второе подобное значимое событие состоялось в мае 2016 года - заседание Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности. Тема внедрения информационного моделирования была представлена в докладе министра строительства и ЖКХ РФ Меня А.А. на Госсовете, а по его результатам прозвучала в поручениях Президента Правительству. Таким образом, если оставить за скобками реальную практику в виде сотен выполненных BIM-проектов, мощную публичную активность в виде проведенных конференций и семинаров на темы информационного моделирования, круглых столов, лекций, то 2016 год можно считать практическим стартом работы Экспертного Совета и Рабочей Группы Минстроя по BIM в части разработки первых нормативных документов по информационному моделированию. В 2016 году были разработаны первые российские стандарты по BIM, содержащие базовых исходные положения информационного моделирования.
Также был разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ с учетом реализации BIM-проектов. Обсуждение проектов первых проектов стандартов и сводов правил положили начало формированию, «дозреванию», консолидации позиции экспертного BIM-сообщества России. Кроме того, на состоявшемся в мае 2016 года и уже упомянутом Госсовете было дано поручение о разработке «Дорожной карты» внедрения технологий информационного моделирования в строительстве. В соответствии с этим поручением Президента по результатам Госсовета был разработан соответствующий План мероприятий (дорожная карта). Данный документ был утвержден вице-премьером Правительства РФ Дмитрием Козаком год назад, 11 апреля 2017 года. Следует отметить, что процесс его обсуждения и согласования отнюдь не был гладким, «Дорожная карта» справедливо получила большое количество замечаний со стороны экспертного и строительного сообщества, но, несмотря на это, документ все же был принят за основу. Одно из главных замечаний – это констатация факта того, что, по сути, План мероприятий, утвержденный 11.04.2017 Д.Н. Козаком, касается больше внедрения оценки экономической эффективности обоснования инвестиций на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства, больше, чем собственно технологий информационного моделирования.
Деятельность по стандартизации BIM активно ведется во многих странах мира на разных уровнях. В период с 2010 г. по 2014 г. появилось более четырех десятков вариантов стандартов и руководств от различных строительных ассоциаций, специализированных университетов, региональных организаций и некоммерческих ассоциаций разработчиков ПО. Наиболее значимый вклад вносят США стандартом NBIMS-US*1 и Великобритания стандартом PAS 1192-2*2. Также ведутся разработки в Норвегии, Финляндии, Австралии, Испании, Дании, на территории Голландии, в Республике Сингапур, САР Гонконг и во многих других странах. В некоторых реализациях BIM-стандарт (является государственным, как PAS 1192-2 в Великобритании, в некоторых случаях носит рекомендательный характер, как NBIMS-US) в США и Singapore BIM Guide в Республике Сингапур. Но во всех случаях есть серьезно проработанные документы, нацеленные как на строительную индустрию в целом, так и на экономию средств. Кроме того, американский национальный комитет по стандарту BIM (NBIMS) в Национальном институте строительных наук (NIBS) выполнил адаптацию Стандарта IFC для разработки национального стандарта BIM. На данный момент технология BIM активно продвигается и на уровне международных институтов стандартизации. Стандарт IFC для BIM такой большой, что ни одна отдельная программа не будет реализовывать полную схему, отличную от модели сервера.
Несмотря на то, что все упомянутые стандарты имеют различные корни и даже в некоторых случаях формулировки BIM различаются, однако в них четко прослеживается единая концепция и понимание направления комплексной ориентации на весь процесс проектирования, строительства и эксплуатации. Во всех стандартах рассматривается процесс проектирования и строительства как некий регламентированный и унифицированный. Например, ИСО 15926 – принятый в РФ международный стандарт по интеграции данных жизненного цикла, позволяющий практически использовать BIM в России (ГОСТ Р ИСО 15926-1-2008).
Продолжение следует. Общее зеркало статьи здесь!