Рисунок гипсовой головы «Сократа» в трёх положениях в пространстве.
Рисунок основан на построении гипсовой головы «Сократа» в трёх стандартных положениях: профиль, фас, анфас. Рисунок создан в помощь обучающимся старших классов детской художественной школы. Практика рисования гипсовой головы приучает к точности изображения, дисциплинирует художника, тренирует глаз.
Процесс работы следует проводить при искусственном освещении, так как тени остаются неподвижными, четко распределяются полутона, видны рефлексы и общий светораздел по объёму головы.
На данном рисунке изображена конструктивная разметка начального построения головы, соотношение основных частей лица, осевые линии.
Первая стадия - композиционное размещение, определение положения головы в пространстве, где при помощи срединной линии устанавливается поворот и наклон по отношению к листу.
Как найти правильный наклон головы? Нужно соединить прямой линией переносицу и середину подбородка, представить себе, какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью.
Ракурс «фас» позволяет вести построение головы симметрично.
В построении реалистического рисунка огромную роль играет понимание законов и правил перспективного изображения объёма на плоскости.
Симметричное построение головы «фас» заставляет рисовать попеременно то правую, то левую часть лица.
Голова делится по линии разреза глаз на две равные части, а лицо на три равные части: от линии волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания носа, от основания носа до основания подбородка. Отрезок от надбровных дуг до основания носа тоже делится на три равные части. Между первой и второй частью проходит линия разреза глаз, третья часть включает в себя основание и крылья носа. Отрезок между основанием носа и основанием подбородка также делится на три равные части. Между первой и второй частью проходит линия разреза губ, между второй и третьей частью делит подбородок пополам. Расстояние между глазами равно длине глаза, значит линия разреза глаз тоже делится на три равные части. Высота уха равна длине носа.
Эту пропорциональную закономерность мы рассматриваем как условные членения головы.
Все изменения ширины лицевой части, носа губ, скуловых костей, непосредственно связаны с поворотом головы, перспективно сокращаются.
На данном рисунке моделируется светотенью объём головы. Определяется основная масса света и тени.
Ракурс «Анфас». Поворот головы в три четверти. Полноценный разбор световых и теневых отношений объёма гипсовой головы.
Тональная проработка. На этой стадии нужно понимать и знать конструкцию построения, тогда можно свободно лепить форму светотенью. Не зная строения предмета, тяжело выявить светотенью его формы.
Выдержать рисунок в тоне — значит передать световые отношения от самого светлого пятна через сумму полутонов к самому темному, где они сведены в единую гармонию.
Моя статья основана на практике работы с детьми детской художественной школы.