Согласившись написать музыку для мультфильма «Умка», Александр Зацепин изначально планировал рокировку, которая могла выручить его друзей — композитора Евгения Крылатова и певицу Аиду Ведищеву. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Парень из Мотовилихи
Эта песня всегда была символом не только семейственности, материнства, но и новогодних праздников, так как сюжет все-таки зимний, события происходят среди бескрайних снегов.
Автор музыки Евгений Крылатов — типичный пример советского классика, выходца из глубинки. Родился в семье рабочих в Свердловской области. Затем чета переехала в окрестности Перми, где в городке Мотовилиха Евгений окончил музыкальную школу. Уверен: большинство читателей никогда не сталкивались с названием этого населенного пункта! Потом произошел важный поворотный момент в его судьбе. В 1953 г. Крылатов — ему было 18 лет — добрался до столицы и поступил в Московскую государственную консерваторию. По признанию маэстро, он комплексовал, считал себя бездарным, так как на одном курсе с ним учились, как ему казалось, более одаренные музыканты, например, Альфред Шнитке.
Крылатову улыбнулась удача, когда на джазовой вечеринке он познакомился с композитором Александром Зацепиным, который в ту пору работал на «Казахфильме» музыкальным оформителем, но часто бывал в Москве, так как в Алма-Ате не было студии звукозаписи для работы. Благодаря этому Евгений стал соавтором музыки, написанной для казахского фильма «Мы здесь живем» (1956). Казалось, сложился альянс. На деле Зацепин как старший товарищ, разглядев способности своего приятеля, пытался ему помочь. Так появилось еще несколько картин, музыку к которым они писали вдвоем. Примечательно, что одна из них, «Совершенно серьезно» (1961), состоит из шести новелл, каждую из которых снимали будущие знаменитости: Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай и др.
После первого культового фильма Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» началась череда комедий, которые сделали Зацепина широко известным. Но музыку к ним он сочинял один. Крылатов пошел своей дорогой. Писал мелодии для спектаклей московских и республиканских театров. Делал музыкальное оформление для фильмов и мультфильмов, но, к сожалению, они не вошли в историю. Большой удачей стала премьера его балета ««Цветик-семицветик» в Большом театре СССР. Но композитор по-прежнему оставался, как тогда шутили, широко известным в узких кругах.
В 1969 г. режиссеры Владимир Пекарь и Владимир Попов пригласили Зацепина написать мелодию для песни к их новому мультфильму «Умка». Александр настоял, что будет писать не один, а с Крылатовым. Авторы не понимали, зачем для 10-минутного мультика нанимать сразу двух композиторов, но, учитывая авторитет Зацепина, дали согласие.
Многоходовка маэстро
Сценарий «Умки» создал писатель Юрий Яковлев. Кстати, по его произведениям на белорусской студии поставлено немало картин: «Пущик едет в Прагу» (1965), «Зимородок» (1972), «Маленький сержант» (1975). Яковлев стал и автором стихов популярной песни из мультфильма:
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи —
Белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.
Евгений не раз признавался, что ни разу не писал песен без готовых стихов. Его музыка ложилась только на уже написанные строчки, и от них зависело качество мелодии. Он сразу разглядел акценты в стихах Яковлева и тихо напел Зацепину предполагаемый мотив. Александр понял, что фильм сможет стать звездным часом для его товарища, и перестал появляться на «Союзмультфильме» до окончания работы. На звонки не откликался, игнорировал просьбы режиссеров прийти в студию звукозаписи. Так Крылатов стал автором музыки без соавторства. Правда, не считал, что песню ждет длинная история и популярность. Лишь после того как она стала звучать повсеместно, пластинку начали издавать многомиллионными тиражами, ощутил, что создал не однодневку.
Зацепин, исчезая, оказал Крылатову еще одну услугу — посоветовал Аиду Ведищеву в качестве исполнительницы. И действительно, спела она потрясающе. Но есть в этой истории и подводные камни. Дело в том, что он заметил никому не известную солистку ВИА «Голубые гитары» несколькими годами ранее и пригласил ее исполнить для ленты «Кавказская пленница» «Песенку о медведях». Обретя широкую популярность, в 1968 г. Ведищева поехала на музыкальный фестиваль в Сопот (Польша). Форум совпал с событиями в Чехословакии, когда танки стран Варшавского договора вошли в Прагу. Многие певцы из социалистических стран в знак протеста отказались петь на фестивале. Ведищевой по телефону из Москвы велели тоже не выходить на сцену, ведь она представляла СССР, а не саму себя, ее могли освистать, инспирировать провокацию. Однако исполнительница вышла, спела под бурные аплодисменты и заняла второе место в песенном конкурсе. Несмотря на победу, чиновники взяли ее на карандаш и сделали вывод: певица неуправляема и может подвести в ответственный момент. Ее радиоэфиры начали сокращать. Зацепин пригласил Аиду исполнить песню в мультфильме, чтоб как-то реабилитировать, хотя рисковал: мультик могли из-за ее участия запретить. Однако все завершилось хорошо. В следующем, 1970 г. вышла вторая часть — «Умка ищет друга».
Разными путями
Крылатов рассказывал, что всегда считал себя прикладным композитором. Ему неинтересно было создавать песни без основы, то есть без фильма или спектакля, прочего сюжета. После успеха «Умки» его карьера в кино пошла в гору. Например, лишь в 1977 г. он написал музыку для 11 картин. Один из режиссеров «Умки» Владимир Попов начал работу над знаменитым циклом мультфильмов о дяде Федоре и его друзьях из Простоквашино, мелодии для них писал Крылатов.
Давление же на Ведищеву не прекратилось, а лишь росло. На конкурсе «Песня года — 73» она должна была исполнить композицию Крылатова на стихи Юрия Энтина «Лесной олень» из кинокартины «Ох уж эта Настя». Но в последний момент ее отстранили, а хит исполнил в телеэфире Большой детский хор Гостелерадио СССР. В самом факте нет ничего ужасного, правда, детям сообщили об этом за час до выхода на сцену. В сохранившейся записи заметно: девочка-солистка путается в словах, а хор неровно исполняет мелодию. После этого случая Ведищева еще 7 лет прожила в СССР, но, не дождавшись перемены отношения к себе, уехала в США, где сделала карьеру, пела саундтреки из популярных бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов.
В 1982 г. Зацепину предложили пятилетний контракт на написание музыки к голливудским фильмам. В СССР ему не дали подписать документ. И в 1982 г., к удивлению многих, он тоже уехал за рубеж.
Так совпало, что на конец 1970-х — начало 1980-х пришелся пик карьеры Крылатова. Он писал мелодии для фильмов «Приключения Электроника», «Чародеи», «Гостья из будущего». Песни «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Три белых коня» исполняют и сегодня. Несмотря на успех, маэстро признавался, что обрел уверенность в себе только с появлением интернета, когда начал читать положительные отзывы о своих произведениях, написанные представителями нового поколения. Работал композитор до самой кончины. Последнее кино, для которого он написал музыку, — «Новогодний ремонт» датировано 2019 г. В мае этого года он ушел из жизни из-за последствий двустороннего воспаления легких. В том же 2019-м «Умке» исполнилось 50 лет. К этой дате выпустили третий мультфильм цикла, который назвали «Умка на елке». Получилась трилогия, вошедшая в золотой фонд советской анимации!
Еще материалы рубрики:
«Легко на сердце от песни веселой…». Как известный хит стал первой агиткой сталинского кино
«Прощай, мы расстаемся навсегда». Что вдохновило Вячеслава Добрынина на написание шлягера
«Куда уходит детство». Как знаменитая Алла Пугачева согласилась исполнить песни в детском кино