Итак, позади остался XIII век. Дорога в Азию была открыта, найден проход между горными хребтами. Однако многие районы центральной Азии так и оставались белым пятном для европейцев. И одним из таких районов был Тибет. Естественно, что попасть в этот район мог только монах. Им и стал герой сегодняшней публикации - Матиуш Одорико.
Родился он на территории современной Италии, но в те времена эти земли принадлежали чехам. Он и по национальности считал себя чехом. Несмотря на то, что монахи-проповедники в те годы были весьма просвещенными людьми, Одорико вообще не получил практически никакого систематического образования. Именно поэтому его записки о путешествиях нередко являются столь спорными, что многие специалисты вообще не склонны уделять им сколько-нибудь существенного внимания.
Начал он свои странствия по Азии из Константинополя. Однако если большая часть путешественников придерживалась южного побережья Турции, то Одорико выбрал северный маршрут. Совершенно точно известно, что он посетил Трапезунд - ныне это Тробзон на черноморском побережье Турции.
И только после этого он углубился вглубь материка. Первым же крупным городом стал Эрзурум. В наши дни здесь проживает около 400 тыс. чел. Главная же особенность в том, что столь населенный город расположен на высоте под 2000 метров над уровнем моря. Город многократно переходил из рук в руки - там просто со счету можно сбиться. Например, в 1829 году после успешной Эрзурумской операции он оказался захвачен русскими войсками. Но по Адрианопольскому миру город был возвращен Турции. Примечателен же тот поход тем, что в нем принимал участие Александр Сергеевич Пушкин, который отразил это в своем произведении "Путешествие в Арзрум".
Ну а после Эрзурума Одорико уже проторенной дорогой направился в иранский Тебриз с его знаменитым базаром. В общем, этот первый участок пути длиной около 2000 км оказался не самым трудным. Сегодня на автомобиле его можно преодолеть примерно за сутки.
Тебриз он назвал лучшим городом на свете. А вот дальше логика в его маршруте немного теряется. Сначала он вроде бы начал двигаться верным курсом на юго-восток, стремясь попасть в уже знакомый нам Ормуз. Но затем на полпути, посетив город Кашан, знаменитый своим производством изразцов, поворачивается почти в широтном направлении на запад в Багдад. И уже оттуда снова начинает движение на юго-восток к Ормузу. В результате всех этих зигзагов им преодолевается расстояние около 3500 км.
А вот дальше его маршруты с Марко Поло окончательно расходятся. Как мы помним. Марко Поло не стал доверять судьбу местным судам, осуществляющим перевозку товаров морем - уж очень ненадежными они ему показались. Одорико тоже отметил особенности кораблей, что они скреплены лишь веревками без единого гвоздя, но тем не менее перебрался на одном из них в район современного Мумбая.
Он вроде бы попытался организовать в этих местах проповедническую работу. Однако здесь были настолько перемешаны все религии, что Одорико решил не искушать судьбу, а отправился дальше. Он снова садится на корабль, огибает южную оконечность Индостана, по всей вероятности, посещает Цейлон, но продвигается дальше на северо-восток в знаменитый город Мадрас. Сегодня этот город называется Ченнай. Причем в Мадрасе у него была совершенно конкретная паломническая цель - посетить останки апостола Фомы.
А потом он снова садится на корабль, который отвозит его на Суматру. И здесь он первым из европейцев делает очень интересное наблюдение - он не видит Полярную звезду, из чего следует в общем-то прямой вывод о шарообразности Земли. Одорико продолжил свой путь и посетил два других крупнейших острова архипелага - Яву и Калимантан.
И лишь после посещения архипелага монах высаживается на материке (судя по всему, где-то в районе современного Макао). И вот отсюда снова начинается его путь вглубь материка. Правда, сначала вновь по реке - действительно, зачем утруждаться и идти, если можно плыть, хотя и против течения. В итоге он достигает одного из самых крупных городов Китая Гуанчжоу. Он был поражен размерами города, который описал как в три раза больший, чем Венеция.
Преодолев 2500 км он через Нанкин оказывается в Пекине.
Он описывает многое из того, что упустил Марко Поло. В частности то, что девочкам в детстве туго бинтуют ноги, чтобы они не росли. А у мужчин в почете длинные ногти. Посещает он и Великий канал. В общем, в Пекине монах пробыл три года.
Но пришла пора возвращаться домой. не очень понятно, почему он решил проделать этот обратный путь по материку, но так или иначе он направляется в Лхасу - столицу Тибета.
Некоторые обычаи здесь его просто шокируют. В частности, он описывает, что умерших здесь не хоронят, а разрубают на части, отдавая на съедение грифам.
Дальнейшие сведения о его маршруте теряются. Вроде бы есть отрывочные сведения, что он посетил Кабул, а оттуда уже в Тебриз и уже проторенной дорогой назад в Европу. В Италии в Падуе он начинает диктовать свои впечатления другому грамотному монаху. Тот составляет из них записки, но уже менее чем через год на пути к Папе Римскому Одорико умирает, так и не рассказав многого про вторую часть своей миссии. Точнее, может быть он и рассказал, но источников об этом не сохранилось. Вот такое путешествие!