Есть в Ярославле улицы, в названиях которых запечатлелись приметы и образы минувших времён. Так, давно уж нет Загородного сада. Но доныне существует улица «Загородный сад». Память о лихих кучерах сохраняет «Кучерской переулок».
А в Заволжском районе можно пройтись по улице под названием «Станция Урочь», хотя железной дороги рядом не наблюдается.
История этого места уходит корнями в далёкое прошлое:
Ярославль издавна лежал на пересечении великих торговых путей. Здесь Волга-матушка, с её обильным хлебным потоком, пересекалась с Архангельским трактом, идущим к единственному (вплоть до 18 в.) российскому морскому порту.
Со времен Ивана Грозного в городе работали паромные переправы, через которые грузы переваливались на левый берег Волги – в Тверицую слободу. На всем протяжении Архангельского тракта действовала отлаженная система ямской гоньбы с почтовыми станциями, постоялыми дворами и парками сменных лошадей.
Однако в середине 19 в. гужевой транспорт уже не справлялся с возросшим грузопотоком. Доставка на места крупных партий товара и тяжелых механизмов, например, паровых машин для лесопильных заводов, оборачивалась сущим адом, особенно в периоды осенне-весенней распутицы.
И строительство железной дороги, параллельной Архангельскому тракту, всё более становилось настоятельным требованием времени.
Смельчаком, взявшимся проторить путь через северные болота, стал Савва Иванович Мамонтов. 1870-м году его Акционерные общество получило разрешение на строительство узкоколейной железной дороги по маршруту Ярославль – Вологда.
Для возведения базовой станции - «стартовой площадки» на пути к просторам Русского Севера – отводилось место на левом берегу Волги близ устья маленькой речки Урочи.
К тому времени Савва Иванович уже обладал солидным опытом. В том же 1870 г. им была завершена прокладка железной дороги Москва – Ярославль. Теперь магистраль предстояло продлить до Белого моря.
Новую стройку Савва Иванович решил начать, не дожидаясь закладки моста через Волгу. При тогдашнем уровне технологий возведение огромного мостового перехода на долгие годы задержало бы открытие магистрали.
Но в таком случае возникал 6-ти вёрстный разрыв между вокзалом Ярославль-Московский и левым берегом Волги. Скрепя сердце, Савве пришлось принять этот вариант. Для перевалки грузов и пересадки пассажиров решено было использовать имевшиеся паромные переправы.
Как видно на ретро-плане Ярославля, в городе действовали аж 7 крупных речных перевозчиков, не считая 4-х переправ и 14-ти причалов в портовом районе «Ветка».
В кратчайшие сроки в Урочи было построено здание вокзала с крытым перроном, ударными темпами началась прокладка рельсового пути длиной 194 версты. И уже в ноябре 1871 года(!) все работы были закончены, а 8 января 1872 г. из Урочи в Вологду пришел первый пассажирский поезд!
Когда-то это место было одним из самых оживленных в Ярославле: пассажиры дружно шествовали от паромов к вокзалу, носильщики сноровисто доставляли ручную кладь, кондукторы чинно стояли у вагонов. Звонко стучали молоточки осмотрщиков, гудели на путях паровозы…
Сегодня здесь царят тишина и запустение
Из железнодорожных построек сохранился деревянный «Дом начальника станции» (д. № 60) начала 20 в.
Рядом различаются каменные строения путейских служб 1870-1890 -х гг.
Ближе к Тверицкой набережной возвышается корпус бывшей станционной конторы.
Здание Урочского вокзала сохранялось до 1970-х годов, но потом на его месте была построена оптовая база.
Хотелось отыскать фотографии вокзала, но в социальных сетях таковые никак не попадались. И все же его изображение удалось найти в музее Историко-культурного центра СЖД
По свидетельствам, станционный поселок отличался хорошим благоустройством и налаженным бытом. Здесь имелся водоразборный фонтан, работали торговые лавки, действовал хлебозавод.
Сохранилось здание двухклассного училища (ул. Станция Урочь, 10), открытого для детей путейских рабочих в августе 1900 г. по ходатайству правления Ярославско-Архангельской железной дороги.
В здании до сих пор располагается открытая (сменная) школа рабочей молодежи № 97. Дом давно определили к сносу, но по просьбе жителей Твериц ликвидацию пока отсрочили – учебный процесс тут хорошо налажен, и при школе действует досуговый центр «Вверх»! для местных детишек
А в годы войны здесь размещались подразделения стрелкового батальона, охранявшего дорогу от немецких шпионов и диверсантов. Кто-то скажет, мол, сталинские домыслы, в глубоком тылу в шпионов играли … Отнюдь нет, посмотрите, какие здесь шли эшелоны. Несомненно, им требовалась надежная охрана.
О суровых военных годах напоминает находящее рядом бомбоубежище.
Чуть поодаль на заброшенных путях высится паровозная водокачка постройки 1878 г. - своеобразный памятник Савве Мамонтову и его сподвижникам. Она видна из окон автомобилей, съезжающих с Октябрьского моста. Сейчас рассматривается вопрос о наделении башни статусом охраняемого объекта истории и культуры. Будем надеяться
По мнению многих ярославских краеведов, эта водокачка является едва ли не единственным уцелевшим строением станции Урочь.
Однако это не так. Помимо помянутых выше построек, в километре от водокачки располагается доныне действующий Ярославский вагоноремонтный завод. Своё начало он ведёт от Урочских железнодорожных мастерских, основанных в 1872 г. Саввой Ивановичем Мамонтовым.
Это предприятие являлось главной ремонтной базой на 800-вёрстной магистрали Ярославль – Вологда – Архангельск. Строительство Северной дороги было завершено в 1890-х гг. В отрыве от других технических центров особенно важно было наладить обслуживание локомотивов и подвижного состава.
Часть главного корпуса Урочских мастерских сохранилась. Его фасад сегодня можно увидеть с городской улицы под романтичным названием Цветочная. В помещении под куполом находился кабинет начальника мастерских.
С интересными фактами из истории предприятия знакомит небольшой музей, действующий на территории ЯВРЗ.
Так, фото свидетельствуют, что корпус мастерских, построенный в 1872 г. под началом Саввы Мамонтова, изначально представлял собой прямоугольный ангар с пятью входящими в него рельсовыми путями.
В 1900-х гг. было возведено новое здание мастерских со стрельчатыми арками в стиле неоготики. Оно было оснащено более совершенным оборудованием и поворотным кругом.
Долгое время на территории предприятия сохранялся уникальный памятник – водонапорная башня, построенная по проекту инженера Владимира Григорьевича Шухова. Со слов хранительницы музея, её пытались спасти, однако клёпаные соединения к 1990-м гг. сильно проржавели, и рассыпались буквально на глазах. И даже с пустым баком конструкция грозила обрушением.
Сегодня о памятной башне напоминают лишь фотографии и музейный макет. М-да, однако Шуховская башня в Москве стоит …
Отдельная экспозиция посвящена строительству Волжского железнодорожного моста. Он был введен в строй к 300-летию дома Романовых в 1913 году. С началом движения по нему всякая необходимость в станции Урочь отпала. Тем не менее, магистраль, проложенная С.И. Мамонтовым, развивалась бурными темпами. В 1918 г. от железнодорожного узла Данилов было запущено движение по важному ответвлению - «Северному ходу» Транссиба.
Самого же творца на склоне лет ждали тяжкие испытания. Поэтесса Елена Крюкова писала:
Два Саввы твоих - и Морозов, и Мамонтов -
С корзинами, где жемчуга да икра -
Палитрою гения! - бархата мало вам? -
Вот – прямо в лицо! – осетров веера!
(Видение праздника. Старая Россия. 1998)
Ну, как-то уж резко – веерами … из осетров – да «прямо в лицо»? В жизни было ещё резче: 11 сентября 1899 года Савва Мамонтов был объявлен банкротом, арестован и помещен в Таганскую тюрьму по обвинению в нецелевом использовании средств.
Выдвинутый против него компромат выглядел крайне невнятно. Так, по выводам следствия, за счёт железнодорожного общества в период с 1890 по 1898 год финансировалась реконструкция принадлежавших Мамонтову заводов. И крупные средства были потрачены им без надлежащего утверждения на строительство Московско-Архангельской дороги.
Ну, и в чем, тут, собственно, корыстный умысел? В превышении сметы? – так ведь в Северо-Двинских лесах целые версты пути нередко тонули в болоте, и приходилось отсыпать их по два-три раза!
По некоторым версиям, судебный процесс был чистой «подставой», возникшей на почве разногласий министра путей сообщения С.Ю. Витте с акционерами – членами императорской семьи. Ну не их же было объявлять банкротами!
На суде Савва Мамонтов был оправдан знаменитым адвокатом Плевако. Однако все его достояние, как движимое, так и недвижимое, осталось у кредиторов. И свой век выдающийся предприниматель и меценат вынужден был коротать в скромном домике близ Бутырской тюрьмы.
Но созданная Саввой Мамонтовым Северная магистраль жила! Она продолжала оставаться ключевым звеном транспортной сети России. Позже огромное значение приобрели перевозки по ней Ухтинской нефти и Воркутинского угля.
И отнюдь не померкли краски в «гениальных палитрах» великих русских живописцев, скульпторов и певцов, взращенных Саввой Ивановичем …
Так, в трудном для Мамонтова 1899 году Фёдор Шаляпин с триумфом дебютировал на сцене Большого театра. С небывалым успехом шла в Москве чеховская «Чайка». В своё время именно Мамонтов вовлёк в театральную жизнь друга-гимназиста, будущего создателя МХАТа Станиславского.
И в том же 1899 году Валентин Серов завершил картину «Дети». На ней мастер изобразил своих сыновей – Сашу и Юру. Один из мальчиков в преддверии грядущего века смотрит на зрителей пристально и вопрошающе
P.S. Материал является продолжением статей:
Путеводная звезда «Девочки с персиками»
"Железнодорожный драйв по-русски"